Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этика бизнеса / Тесакова_Миссия_и_Кодекс.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
885.76 Кб
Скачать

1. Государственная служба.

Государственная служба страны по профессиональному уровню является одной из лучших в мире. Люди, состоящие на государст­венной службе, хорошо обучены и хорошо оплачиваемы, что сказы­вается на высокой эффективности работы и честности служащих. Древние философы размышляли над тем, в чем заключается успеш­ное руководство. Лао Цзы, основателя даосизма, спросили о том, как нужно управлять государством. Он ответил: «Так, как если бы вы жарили маленькую рыбку». Другими словами, легко и мягко. Конеч­но, роли и функции современных правительств значительно возрос­ли с тех времен.

Другой китайский древний философ, Хань Цзы, сказал: «Без со­ответствующего наказания не удастся удержать плохих людей от со­вершения преступлений». Строгость и только строгость. Но еще один мудрый человек Мо Цзы посоветовал правителям «искать доб­родетельных и ценить способных. Они должны быть титулованы, вознаграждены материально, назначены на высокие посты и обли­чены властью для того, чтобы устанавливать строгий порядок». Ру­ководство Сингапура последовало его совету.

Первый премьер-министр Сингапура, господин Ли Кван Ю, напи­сал следующее о руководстве и успешном управлении в своей книге мемуаров: «Руководители должны обладать чувством заботы и пони­мания того, что они только временно в ответе за судьбы людей, и что их долгом является не только сиюминутная забота о народе, но и пе­редача руководства надежным и компетентным людям. Ответствен­ность за людей требовала того, чтобы роскошная жизнь для руковод­ства на фоне нищеты народа была исключена. Мы обеспечили стро­гую отчетность и открытое разграничение между личными счетами и общественными фондами».

Функция государственного управления рассматривается как «дейст­вия государственных организаций страны для достижения целей в обла­сти национального развития». Во всех странах государственная служба является ключевым институтом, который позволяет сохранить мир, процветание и прогресс. Этой службой должна руководить группа спо­собных, честных и преданных людей.

Государственная служба обеспечивает выполнение задач прави­тельства и национальных программ, одобренных им. Вклад государ­ственной службы в рост ВНП трудно оценить, так как закон и поря­док, мир и стабильность, отличная инфраструктура, хорошие систе­мы здравоохранения и образования, являются полезным вкладом государственного сектора, который тяжело измерить. Государствен­ная служба также играет роль в формировании политики.

Существует много определений «хорошего правительства». В одной из своих речей премьер-министр страны господин Го так определил его критерии:

оно должно быть честным и справедливым;

оно должно быть способно достигать национального согласия и социальной сплоченности и быть готовыми к принятию неприятных решений в интересах страны;

оно должно быть способно предвидеть будущее для того, чтобы предотвращать проблемы и быть достаточно проворным для того, чтобы адаптироваться и использовать удобный момент тогда, когда предоставляется такая возможность; во времена кризисов оно должно быть находчивым и изобретательным и находить пути выхода из сложных ситуаций;

оно должно быть способно улучшать условия жизни людей, максимально увеличивать их потенциал и привлекать их к строительству более совершенного общества; сила правительства раскрывается во времена тяжелых кризисов. Сингапур приобрел этот опыт во времена недавнего азиатского кризиса, который он успешно преодолел.

Основы управления в Сингапуре включают следующие принципы: » вознаграждение за работу и работа за вознаграждение;

проверка результатов, а не политическая корректность;

руководство — это основа.

Профессор Джозеф Пай, декан Школы управления имени Кеннеди в Гарвардском университете, сказал: «В правительство нужно привле­кать хороших людей, а высокая зарплата снизит стремление к корруп­ции». Также он добавил, что высокая оплата способствовала «побочным вступлениям» в правительство представителей частного сектора, и что «это было важно для современной экономики со сложным, быстро развивающимся экономическим сектором, поскольку люди, принимаю­щие государственные решения, нуждаются во вкладах тех, кто работает в частном секторе».

То, что Сингапуру удалось минимизировать коррупцию, объясня­ется различными факторами, в том числе эффективной работой Бюро по расследованию случаев коррупции, а также политикой, при кото­рой должностные лица получают высокую зарплату. По оценкам экс­пертов, Сингапур является одной из десяти наименее коррумпирован­ных стран в мире.

Десять принципов, лежащих в основе деятельности государственной службы Сингапура:

Меритократия. Впервые введенная англичанами в 1951 году как принцип меритократия получила распространение в конце пятиде­сятых, когда был сделан акцент на зависимость продвижения по службе от способностей человека. Государство выявляет перспек­тивных учеников в раннем возрасте, наблюдает и поощряет их на протяжении их учебы. Они получают стипендии для поступления в университеты, некоторые уезжают за границу. В свою очередь, мно­гообещающие ученики обязуются работать на правительство в тече­ние четырех-шести лет. Самым необычным в сингапурской меритократии является то, что она распространяется и на политических лидеров.

Экономность. Сингапуру хорошо известны такие проблемы, как раз­растающаяся бюрократия, снижение производительности и увеличива­ющиеся бюджеты. Поэтому даже при наличии большого объема работы здесь предпочитают обходиться небольшим количеством персонала, используя современную технику и компьютеры.

Честность и антикоррупция. Государственная служба Сингапура изве­стна своей целостностью, честностью и очень низким уровнем корруп­ции. У хорошо оплачиваемого служащего нет повода для того, чтобы становиться коррумпированным. Коррупция рассматривается как дея­тельность, связанная с большим риском и маленькой отдачей.

Высокая эффективность и действенность. Эффективность службы является следствием строгой дисциплины, напористости и трудо­любия чиновников, низкого уровня коррупции, приема на работу наиболее способных кандидатов на основе принципов меритократии, отличной подготовки, регулярно проводимых кампаний, их цель — улучшить качество предоставляемых услуг; высоких требо­ваний со стороны политических лидеров страны, неустанного стремления к совершенству.

Стремление к удовлетворению потребностей общества. Государст­венная служба чутко реагирует на жалобы населения и прислушивает­ся к его просьбам, которые приходят в виде писем в газеты и журна­лы, выражаются на встречах с избирателями или министрами и чле­нами парламента, которые еженедельно проводят «встречи с народом», а также обходят свои избирательные округа. Кроме того, для обращений граждане могут использовать электронную почту, те­левизионные и радио каналы.

Чиновников учат быть вежливыми и отзывчивыми к потребностям общества. Министры читают жалобы, публикуемые в прессе, и чинов­ники обязаны дать полный ответ на подобные письма в течение не­скольких дней после публикации. Население сейчас образовано, и мно­гого ожидает от государственной службы. Поскольку зарплата государ­ственных чиновников исчисляется на рыночной основе, их услуги должны быть не менее качественными, чем услуги, предоставляемые частным сектором.

Прагматизм и применение самых эффективных методов. Одним из лучших примеров, демонстрирующих прагматизм Сингапура, является его желание учиться самым эффективным методам работы у других стран и крупных компаний. Сингапур изучил и перенял опыт работы государственных служб Японии и Франции, а также методы управления персоналом, используемые такими крупными компаниями, как компа­нией ЗпеН.

Нейтральность. Государственная служба нейтральна и не вовлечена в политику. Чиновники не имеют права бастовать.

Способность к реформированию. Государственная служба умеет проводить реформы и улучшать свою работу по обслуживанию на­селения. Приведем несколько примеров: осуществленный в 1982 году переход к новой философии управления персоналом, уделяю­щей большое внимание человеку; введение политики нулевого рос­та; программа компьютеризации; реализующаяся в настоящее вре­мя программа «Государственная служба XXI». Старшие должност­ные лица внимательно следят за появляющимися в развитых странах тенденциями и новыми идеями в области государственного управления и применяют наиболее эффективные из них. Примером такого рода тенденции может служить так называемая «плоская иерархия», к построению которой стремится государственная служ­ба. Государственные служащие высшего уровня понимают необхо­димость формирования мировоззрения чиновников таким образом, чтобы они были восприимчивы к реформам. Они осознают, что простая установка целей, без постоянного мониторинга процесса изменений, не даст результатов. Чиновники должны быть заинтере­сованы в изменениях и в достижении поставленных целей.

Подготовка персонала. В государственной службе существует тради­ция подготовки, берущая свое начало в Институте по подготовке персо­нала государственной службы, который был основан в марте 1971 года, всего через шесть лет после обретения независимости. Колледж госу­дарственной службы был открыт в 1993 году с целью подготовки стар­ших должностных лиц. В настоящее время каждый чиновник обязан проходить 100 человеко-часов подготовки в год.

Высокая заработная плата. Сингапур — одна из немногих стран, где применяются рыночные методы при начислении заработной пла­ты министрам и чиновникам. Поэтому размеры заработной платы до­вольно велики. По этому вопросу был выпущен правительственный документ, где был описан стандарт работы министров и старших пра­вительственных чиновников. Кроме высокой зарплаты чиновники получают премиальные выплаты, которые зависят оттого., насколько хорошо работает экономика страны. Кроме тринадцатой зарплаты они получают специальные единовременные премии в том случае, ес­ли экономика растет внушительными темпами, Так было в 1993,1994, 1999 и 2000 годах. В случае экономического спада зарплата чиновни­ков сокращается. В 2000 году выплату ежегодных премий государст­венным чиновникам стали привязывать к индивидуальным успехам каждого из них. Профсоюзы беспокоятся о том, какие методы приме­няются при оценке работников, и о том, будет ли система оценки от­крытой и «прозрачной».

В 1990 году правительство перевело учителей под юрисдикцию Ко­миссии по образовательным услугам, а офицеров полиции и службы гражданской обороны под юрисдикцию Комиссии по полицейской службе и Службы гражданской обороны.

Правительственные агентства были превращены в государственные комитеты, что обеспечило им больше автономности и гибкости. Когда этого оказалось недостаточно, функции государственных комитетов бы­ли переданы предприятиям, находящимся под государственным кон­тролем и другим приватизированным структурам. Национальный ком­пьютерный совет, например, нанимает специалистов в области ИТ с по­мощью Национального компьютерного проекта. Зарплата, которую

агентствами. По оценке Всемирного банка, коррупция обходится ми­ровому сообществу примерно в 80 миллиардов долларов в год.

Коррупция душит малый бизнес, отпугивает иностранных инвесто­ров, сдерживает экономический рост, обычно приводит к увеличению стоимости государственных капиталовложений и снижению их качест­ва, приводит к снижению продуктивности государственных капитало­вложений и работы инфраструктуры.

Коррупция приводит к увеличению количества бедных и превраща­ет бедность в постоянно присутствующий фактор.

Борьба с коррупцией, в свою очередь, ставит те страны, где она ве­дется, в более выгодное положение, значительно увеличивая их при­влекательность для компаний, находящихся в авангарде «новой эко­номики», компаний, работающих в области высоких и информацион­ных технологий. Наукоемкие компании будут скорее инвестировать в страны с минимальным уровнем коррупции, где существует закон­ность, где охрана прав интеллектуальной собственности находится на высоком уровне.

Лекарством против коррупции могут служить только жесткие и ре­шительные правительства, поддерживаемые возмущенной обществен­ностью и возглавляемые честным руководством. Борьба против корруп­ции — это очень долгий и трудный процесс, который требует настойчи­вости и бдительности.

Сингапурскую систему борьбы с этим социальным злом легко опи­сать, но непросто применить на деле. Во-первых, высшее руководство и чиновники должны показать пример личной честности. Во-вторых, нужно создать систему сдержек и противовесов. В-третьих, нужно жест­ко наказывать виновных, осуждать их публично и отбирать у них укра­денное ими имущество. В-четвертых, министры и чиновники должны получать соответствующую зарплату.

Честное и эффективное правительство является сильной стороной Сингапура. Всякое устойчивое общество должно поощрять честность, иначе оно не выживет. Непримиримая позиция Сингапура в отноше­нии коррупции основывается не столько на стремлении к добропоря­дочности, сколько на необходимости, так как Сингапур заинтересован в привлечении иностранных инвестиций и развитии экономики.

Для борьбы с коррупцией было создано Бюро по расследованию случаев коррупции (БРСК), обладающее широкими полномочиями. Оно расположено в администрации премьер-министра и напрямую ему подчиняется. В 1963 году был принят закон, согласно которому свидетели, вызываемые для дачи показаний в БРСК, не имеют права отказаться сделать это. В 1989 году максимальная сумма штрафа за

может предложить государственный комитет, просто не может прибли­зиться к тому высокому уровню оплаты, который предлагает професси­оналам в области ИТ частный сектор. Это объясняется острой нехваткой специалистов в этой области. Валютное управление Сингапура поступи­ло таким же образом, создав Правительственную инвестиционную кор­порацию для найма аналитиков в области инвестиций и управляющих фондами, которые контролируют валютные резервы Сингапура.

Была взята на вооружение политика выплаты конкурентоспособных зарплат. Для этого периодически кардинально пересматривается шкала зарплат. Правительство назначает зарплату, исходя из размера зарплат в частном секторе, и так, чтобы зарплата отражала спрос и предложение на разные профессии. Меньше акцента делается на актуальности той или иной работы для организации, на сохранении дифференциалов в оплате труда по различным проектам и тарифным сеткам, что делается из соображений протокола и статуса.

Таким образом, к 1995 году большинство реформ в государствен­ной службе были проведены, включая программу компьютеризации, введение более чуткой системы управления персоналом, передачу ка­дровых и финансовых функций конкретным министерства и транс­формацию различных правительственных агентств в автономные агентства.

В любой сфере деятельности существуют течения и тенденции, вли­яющие на то, как в них идет работа, и в области государственного уп­равления периодически появляются новые идеи и методы работы, кото­рые со временем широко распространяются. Начиная с восьмидесятых годов, этика административного управления претерпела значительные изменения, которые начались в развитых странах, а затем распростра­нились в развивающиеся страны. Эти изменения получили название «новый государственный менеджмент».

Согласно новому подходу, такие принципы государственной службы как гражданственность, представительство, отзывчивость, нейтральность, честность, справедливость, общественные интересы, подотчетность, ра­венство и непредвзятость становятся менее значимыми, чем нормы, свя­занные с ведением бизнеса, такие как конкуренция, эффективность, эко­номия, ориентация на интересы потребителя и партнерство.

Основные изменения можно описать следующим образом: от гражданственности к ориентации на потребителя; от равенства к эффектив­ности; от подотчетности к управленческой автономии; от нейтральнос­ти к партнерству.

В связи с распространением Интернета и информационных техно­логий, государственная служба должна становиться более гибкой, проявляя больше новаторства. Государственная служба должна быть готова отказаться от устаревших методов, заменив их новыми, более актуальными.

В статье под названием «Государственное управление в Сингапуре: Управление успехом в многорасовом городе-государстве», посвящен­ной гражданской службе Сингапура, профессор Джон Куах назвал пять факторов, определяющих будущее службы, а именно: политическая стабильность; честность правительства; здоровая и способствующая росту макроэкономическая политика; расовая и религиозная гармония; справедливое распределение плодов процветания, которое позволит со­хранить легитимность правительства. Что касается тех проблем и задач, с которыми столкнется государственная служба, то профессор Куах пе­речислил следующее: привлекать, мотивировать и удерживать на госу­дарственной службе самых лучших и умных чиновников; увеличивать лояльность чиновников; постоянно работать над улучшением обслужи­вания; оставаться некоррумпированными. Он добавил, что скопиро­вать государственную службу Сингапура по понятным причинам весь­ма сложно.