Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
государственное и муниципальное управление 2ч.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
1.06 Mб
Скачать

Правила юридической техники оформления правового акта

  • Преамбула должна содержать вводные поло­жения, разъясняющие цели и мотивы издания акта, его основные за­дачи.

  • Нормативные правила в преамбулу не включаются. Норматив­ные положения правового акта следует излагать в виде статей, имею­щих сквозную нумерацию арабскими цифрами. К статьям, как правило, должны даваться заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация час­тей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с точкой. Крупные акты в зависимости от объема и харак­тера нормативного материала могут содержать разделы и главы.

  • Следует полностью исключить из практики правотворчества тексты, содержащие указания на изменение правовых предписаний «в части», и вместо них формулировать нормы, содержащие новую ре­дакцию акта.

  • Следует помнить, что употребление большого количества слов делает любой документ уязвимым, ибо расширяет возможность различного истолкования его положений. В то же время необходимо вводить в юридический оборот, объяснять новые понятия, позволяю­щие адекватно отражать изменения, происходящие в социально-пра­вовой сфере.

  • Общим правилом культурологического характера должна стать установка на то, чтобы «с русскими говорили по-русски» и каждый правовой акт был доступен «человеку со средним интеллектом». В данном контексте будет уместно привести мнение профессора кон­ституционного права Леонского университета Мануэля Б. Гарсия Альвареса: «Современный русский язык буквально задыхается от вар­варизмов — слов, заимствованных из иностранных языков, прежде всего из романских и германских. Этот процесс стал набирать темпы с началом вашей перестройки...»

  • Табличная форма изложения части нормативно-правового тек­ста позволяет повысить точность, ясность, компактность изложения, усилить формальную определенность акта.

II. Правоприменительная управленческая деятельность

Правоприменительная управленческая деятельность — это разре­шение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

Понятие механизма правоприменения

Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаи­мообусловленных и взаимосвязанных правовых средств, используемых го­сударством, его органами, должностными лицами в целях обеспече­ния законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.

Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осу­ществлением в поведении субъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь, организующая и обеспечивающая функции правоприменения.

Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии

•Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и от­ношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменитель­ной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями.

Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетент­ному органу для возникновения и «движения» правоотношения необ­ходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К та­ким обстоятельствам относятся следующие:

  • когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Напри­мер, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотари­альными органами;

  • если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;

  • когда ненадлежащим образом используются права и обязанно­сти или существуют препятствия для их реализации;

  • когда требуется официально установить наличие или отсутст­вие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (при­знание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);

  • когда имеет место правонарушение и правонарушителю необ­ходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт примене­ния вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;

  • когда без правоприменительного акта не возникает правоотно­шение, не реализуется норма.

• Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (пра­вовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осу­ществляется главным образом путем правовой квалификации (юри­дической оценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное исполь­зование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной си­туации в соответствии с этим.

Изложенный материал можно представить следующей схемой (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Схема правоприменительной деятельности

Понятие организационного акта управления

Рассмотрев административно-правовые формы управленческой деятельности, акцентируем теперь внимание на иных — неправовых, организационных.

Организационный акт управления — это любое действие исполни­тельного органа, должностного лица, не влекущее прямых юридиче­ских последствий, совершаемое ими в процессе управляющего, регу­лирующего воздействия, исполнительно-распорядительной деятельно­сти в рамках их компетенции.

Сюда относятся: а) осуществление организационных действий, возни­кающих в повседневном процессе деятельности органов исполнитель­ной власти (разработка проектов программ и планов, подбор и обуче­ние кадров, контроль и т. п.; б) выполнение материально-технических действий вспомогательного, обеспечивающего характера в управленче­ской деятельности (ведение делопроизводства, обработка информации, налаживание информационной сети и т. п.).

Все эти организационные акты позволяют поддерживать способ­ность к функционированию механизма действия правовых актов, осу­ществлять исполнительную власть.

Организационные акты управления можно различать:

  • по направленности действий на внутренние: решение организа­ционно-штатных вопросов, управление структурными подразделения­ми внутри органа, руководство персоналом и др., и внешние, обеспе­чивающие выполнение функций, возложенных на орган: выдача ли­цензий, осуществление государственной регистрации, предоставление обязательных отчетов и другой исходящей информации;

  • по способу выражения на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (сигналы, знаки, жесты);

  • по степени регламентации: урегулированные должностными инст­рукциями, методическими указаниями и т. п. и осуществляемые в рамках свободного усмотрения.

В механизме действия правовых актов нельзя недооценивать административно-управленчекую деятельность по свободному усмотрению. В дозволенных законом пределах правоприменитель всегда имеет какую-то возможность для свободного выбора и творческого решения дела с учетом фактических и нормативных сторон.

Административная деятельность по свободному усмотрению на ос­нове дискреционных норм (в римском праве — эти нормы означали право — выбор — воля победителя: «хочу — казню, хочу — поми­лую») касается правовых последствий, поскольку здесь может быть не одно последствие, а несколько (в зависимости от усмотрения).

Право администрации на выбор управленческого действия, акта, вытекающее из формулировки закона (где употреблено слово «мо­жет») или административно-управленческой традиции, не отмененной законом, учитывается при судебном разбирательстве административ­ных споров. Когда речь идет о свободном усмотрении, суд проверяет только правомерность административного акта (меры), но не целесо­образность.

Правомерность в действиях органов и должностных лиц исполнительной власти — это соблюдение законных границ усмот­рения, «законного радиуса» при свободе усмотрения, соблюдения кон­ституционного требования равноправия граждан. Исполнительная власть не должна обделять одного гражданина ради выгоды другого (принцип справедливости, равенства всех перед законом), должна со­блюдать сдержанность в действиях по усмотрению (принцип самоогра­ничения).