Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гос.политика и администрирование / 01.Учебники РБ / Князев С.Управление_ искусство.doc
Скачиваний:
253
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
3.26 Mб
Скачать

3 С. Н. Князев

34

Правовая регламентация различных сторон организации и деятельности системы управления создает предпосылки для четкого осуществления возложенных на нее задач на основе соблюдения интересов и защиты прав личности, общества и государства.

Принцип соблюдения законности в государственном управ­лении требует от руководителей всех уровней всесторонней правовой подготовки. Реализация этого принципа предусмат­ривает выполнение субъектами управления требований госу­дарственной дисциплины. Причем они должны не только сами соблюдать законность, но и обеспечивать ее соблюдение подчиненными.

Вопрос о распределении управленческих полномочий меж­ду органами государственной власти является для Беларуси на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как аккумулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:

  • обеспечение демократизма и рациональности государ­ ственного управления в масштабах всей страны;

  • построение системы государственного управления;

  • целостность, рациональность, эффективность государст­ венного управления;

  • единство законодательного регулирования и дифферен­ циации применения правовых норм в зависимости от конкрет­ ных условий, факторов и обстоятельств;

  • прочность государственно-правовых устоев.

Не решенные на высшем уровне проблемы построения ра­ботоспособной системы, способной к саморегуляции и адап­тации, проецируются на региональный, а затем на местный уровень.

В исследованиях, которые проводились в Беларуси, эф­фективность государственного управления рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают челове­ческий и социально-экологический факторы. С этой точки зре­ния эффективность власти должна оцениваться по степени за­щищенности сбалансированных интересов общества и государ­ства. Работу госаппарата можно признать действительно эф­фективной лишь в том случае, если он успешно решает проб-

35

лему оптимальной защиты интересов государства и оптималь­ной защиты интересов населения, социальных групп и каждо­го человека. В этой двуединой задаче — важнейшая сторона понятия эффективности государственного управления.

Таким образом, можно выделить следующие критерии эффективности государственного управления:

  • степень соответствия направлений, содержания и резуль­ татов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника;

  • законность решений и действий соответствующих управ­ ленческих структур и работников, ибо соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосыл­ кой эффективности управления;

  • реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов;

  • глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях конкретных и комплексных потребностей, интере­ сов и целей людей;

  • характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллектива­ ми, широким кругом людей, демократизм деятельности, кото­ рый при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность;

  • авторитетность решений и действий управленческих структур и работников;

  • правдивость и целесообразность управленческой информа­ ции, выдаваемой управленческими структурами и работниками.

Перестройка государственного управления требует прежде всего восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и общественными структу­рами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и адаптив­ностью, многослойностью и самоуправляемостью. Речь идет о широкой социализации государственного управления, в про­цессе которой оно сблизится, сольется с обществом, станет об­щественно актуальным компонентом его свободной, демокра­тической и эффективной организации и функционирования.

36

Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно трансформиро­ваться в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общест­венного развития и его собственными организующе-регулиру-ющими возможностями.

Исходя из анализа научной литературы, исторической прак­тики и тенденций социального прогресса (в рамках и социа­лизма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается несколько направлений движения к данной цели.

  1. Особая роль принадлежит, разумеется, широким, откры­ тым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управ­ ления, их решениями и действиями с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей — с другой.

  2. Государство только в том случае может считаться адек­ ватной формой выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы своих органов, служащих аппа­ рата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических, долгосрочных и кратко­ временных, исторических и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и пред­ ставляет их в своих правовых велениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всем субъектам интере­ сов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностя­ ми, силой практической реализации интересов, удовлетворе­ нию запросов людей.

  3. При анализе взаимосвязей государства и общества сле­ дует также учитывать, что социально-классовая и националь­ ная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит, все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Равновесие отно­ шений между государством и обществом не может быть устой­ чивым, единожды заданным: оно будет постоянно нарушаться

37

и столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень со­циальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

4. Высокие требования предъявляет общество к уровню де­мократичности государственного управления. Причем в самом понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность массовостью и действен­ностью участия населения в выработке, принятии и реализации государственно-управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что обеспечивает и га­рантирует практическую реализацию государственно-управ­ленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, приз­рачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают в единстве.

Начало XXI столетия актуализирует научную обоснован­ность государственного управления. Ведь сегодня, при всей значимости накопленного опыта, только наука обладает способ­ностью и необходимыми данными объективного определения тенденций общественного развития. Опыт обращен обычно к прошлому, искусство — интуитивно, научное же знание может с достаточной степенью достоверности прогнозировать и даже программировать пути и средства движения в будущее. Конеч­но, для этого годится только подлинная наука, освобожденная от обязанности объяснять текущую политику или оправдывать неудавшуюся практику. Поэтому научная обоснованность госу­дарственного управления в перспективе будет определяться взаимодействием двух факторов: уровнем развития научного знания (общественного, естественного и технического) и готов­ностью, способностью и умением государственного управления его впитывать и использовать. Правда, в этом взаимодействии многое зависит и от самого государственного управления, кото­рое может стимулировать и поддерживать науку.

Все более громкое звучание приобретает еще одно важное общественное требование к государственному управлению. Два столетия индустриального типа производства показали

38

ограниченность и опасность производственного, или, как чаще называют, технократического подхода к организации общест­венной жизни и, естественно, к государственному управле­нию. Именно под влиянием этого подхода глубоко гуманисти­ческие идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, были отодвинуты в сторону. Человек обычно воспринимался лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного — экономичес­кого — критерия оценки развития. Фактически в системе та­ких координат со времен Тейлора развивалась и наука управ­ления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управле­ния. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, тре­бует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано при­обрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать не­традиционные формы взаимосвязей между людьми, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при вни­мательном учете философских, социологических, психологи­ческих, правовых, педагогических знаний.

Именно с позиций интересов человека, его самосохранения, продления рода людского призвано государственное управле­ние анализировать и оценивать имеющиеся и нововводимые технологии, орудия и предметы труда, используемое сырье и материалы, качество продукции, образ жизни, условия быта и многое другое.

И, конечно, общество хочет видеть государственное управ­ление социально эффективным, а не «спешащим следом» за общественными процессами, сориентированным не только на экономику, но и владеющим комплексным подходом и прогнос­тическим видением. Другими словами, управление, в котором широкое распространение получит опережающее, эвристичес­кое начало, основанное на знании объективных закономернос­тей, способное сдерживать субъективные факторы, действен­ное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

39