Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев - правовое регулирование в России - М.Волтерс Клувер, 2007.rtf
Скачиваний:
84
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
4.55 Mб
Скачать

2. Иные акты российского законодательства

При рассмотрении внутренних источников российского коллизионного семейного права прежде всего необходимо отметить, что в России семейное право рассматривается как самостоятельная отрасль права. Это находит выражение в отдельной его кодификации (СК РФ 1995 г., ранее - Кодекс о браке и семье (КоБС) РСФСР 1969 г.). Однако некоторыми авторами обосновывается и иная, близкая принятой в западной доктрине позиция, согласно которой семейное право - это обладающая значительной внутриотраслевой спецификой под отрасль гражданского права *(20). Что касается коллизионных норм семейного права, то они традиционно включаются в нашей стране в основополагающий федеральный отраслевой акт: КоБС РСФСР (нормы раздела V этого кодекса практически повторяли правила соответствующего разд. V Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г.), СК РФ 1995 г. Последний содержит разд. VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства", значительно расширенный по сравнению с ранее действовавшим. Будучи помещенными в СК РФ, коллизионные нормы семейного права не могут не подпадать под действие закрепленных в кодексе общих начал и принципов семейного права (ст. 1 и следующие) и взаимодействуют с другими нормами этого кодекса. Употребленные в коллизионных нормах понятия, если квалификация осуществляется по российскому праву, определяются на основании правил СК РФ (понятия семьи, члена семьи, брака, усыновления и т.д.).

В то же время по своей юридической природе коллизионные нормы семейного права не перестают быть нормами международного частного права и не могут остаться вне действия его общих принципов, нашедших наиболее полное выражение в нормах разд. VI части третьей ГК РФ (в СК РФ лишь две нормы - ст. 166 и ст. 167 - посвящены соответственно установлению содержания иностранного семейного права и ограничению применения норм иностранного семейного права).

Поскольку СК РФ допускает применение к имущественным и личным неимущественным отношениям членов семьи, не урегулированным семейным законодательством, гражданского законодательства, если это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ), нормы разд. VI ГК РФ при недостаточности регулирования в СК РФ, очевидно, применяются и к семейным отношениям. Допускается применение гражданского законодательства к семейным отношениям и по аналогии (ст. 5 СК РФ).

2.1. Для СК РФ характерно расширение сферы законодательного регулирования семейных отношений с иностранным элементом по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Тенденция к такому расширению проявлялась и ранее, когда в действовавший тогда кодекс вносились соответствующие изменения и дополнения. Однако оставались нерешенными вопросы права, подлежащего применению, когда вставали вопросы недействительности брака, личных неимущественных и имущественных отношений супругов, прав и обязанностей родителей и детей, алиментных обязательств совершеннолетних детей и других членов семьи. СК РФ восполнил эти пробелы. Можно отметить также дальнейшую детализацию содержащихся в нем коллизионных норм, их дифференциацию.

Как и ранее действовавший кодекс, СК РФ включает и отдельные нормы процессуального характера (например, о признании в России иностранных решений о расторжении брака), хотя в принципе правила гражданского процесса, регулирующие рассмотрение судами семейных дел с участием иностранцев, сосредоточены в ГПК РФ (разд. V "Производство по делам с участием иностранных лиц", где помимо общих положений рассматриваются: международная подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение решений иностранных судов). Вопрос о соотношении таких норм СК РФ с соответствующими им нормами ГПК РФ не всегда представляется достаточно ясным. При их сопоставлении иногда обнаруживаются "нестыковки" (см. об этом далее в гл. II и III). В связи с этим обоснованной представляется позиция, согласно которой закрепление отдельных процессуальных норм в материально-правовых актах целесообразно только тогда, когда содержание этих норм может быть лучше понято, раскрыто при совместном изложении *(21). Желательно, чтобы урегулирование процессуальных вопросов содержалось в ГПК РФ как общее правило. При расхождении в регулировании, на наш взгляд, в принципе следует исходить из приоритета норм ГПК РФ.

2.2. Вопросы, соприкасающиеся с проблемами семейных отношений с иностранным элементом, кроме СК РФ, затрагивают законодательные акты: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" *(22), сохраняющий пока свое действие Консульский устав СССР, утвержденный Указом Президиума ВС СССР 25 июня 1976 г. *(23), Положение о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330 *(24), и др.

Вопросы регистрации актов гражданского состояния получили разрешение в ст. 47 ГК РФ, согласно которой государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния:

1) рождение;

2) заключение брака;

3) расторжение брака;

4) усыновление (удочерение);

5) установление отцовства;

6) перемена имени;

7) смерть гражданина.

Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" определены органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, полномочия консулов за пределами территории РФ на государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 5).

Консулы осуществляют следующие действия:

1) регистрируют акты, указанные в ст. 47 ГК РФ;

2) принимают решения о внесении в записи актов гражданского состояния, составленные на территории РФ, исправлений и изменений;

3) вносят исправления и изменения в записи актов, находящиеся у них на хранении;

4) выдают повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и иные документы;

5) выполняют иные связанные с регистрацией актов полномочия, предусмотренные федеральными законами.

Регистрация консулом актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ, производится в соответствии с названным законом от 15 ноября 1997 г. (ст. 4). Следует учитывать и положения ст. 42-44 Консульского устава СССР 1976 г. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории России по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются в России действительными при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором РФ (см. об этом далее в гл. III).

2.3. Для формирования судебной практики в рассматриваемой области, выработки общего подхода к пониманию законодательных норм, их правильного и единообразного применения, а также для обеспечения единообразного применения норм коллизионного семейного права существенна роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ. В первую очередь следует назвать Постановление от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" *(25) и Постановление от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" *(26), где затрагиваются вопросы усыновления детей иностранцами.

При применении международных договоров суды и сейчас могут обращаться к Постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. N 2 "О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 г. N 6 *(27)). В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9132-XI "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам" *(28) была, в частности, разграничена компетенция Верховного Суда, Прокуратуры, Министерства юстиции и МИДа по вопросам, связанным с выполнением названных договоров.

2.4. Расширение законодательного регулирования в области коллизионного семейного права, дальнейшая детализация коллизионных норм соответствуют мировой практике. Так, во многих государствах нормы коллизионного семейного права значительно обновлены. Процесс кодификации международного частного права в отдельных государствах является одной из важнейших тенденций развития этого права во всех регионах мира. Отмечается движение данного процесса по нарастающей, тенденция к его глобализации и постепенному включению в него развитых государств. "На современном этапе наличие в государстве подобного регулирования во многом является своего рода признаком его цивилизованности, приобщенности к кругу стран, активно вовлеченных в мировой экономический и культурный процесс" *(29). В США и других странах англо-американского права в отношении семейных дел с участием иностранцев, как и в отношении гражданских дел в целом, сохраняется, однако, традиционно преобладающее значение судебного прецедента (обоснование вынесенного по конкретному делу судебного решения рассматривается как правило, обязательное для других судов, рассматривающих аналогичные дела). Закон Великобритании 1995 г. посвящен лишь отдельным вопросам международного частного права (в частности, действительности браков, заключенных по праву, допускающему полигамию). В США только штат Луизиана, как и Канадская провинция Квебек, следует традициям французского права: в 1991 г. в Луизиане принят закон о международном частном праве, а в Квебеке - Гражданский кодекс, книга десятая которого посвящена международному частному праву (ст. 3088-3096 содержат коллизионные нормы семейного права).

И все же для многих государств характерно принятие специальных законов о международном частном праве. Коллизионные нормы семейного права, как правило, в них тоже содержатся (но и при отсутствии специального закона о международном частном праве кодификация таких норм осуществляется обычно вместе с коллизионными нормами гражданского права, как, например, в Германии, где коллизионные нормы содержатся во Вводном законе к Германскому гражданскому уложению). Специальные законы о международном частном праве приняты в Австрии (1978), Азербайджане (2000), Бельгии (2004), Венгрии (1979), Венесуэле (1998), Грузии (1998), Италии (1995), Республике Корея (2001), Лихтенштейне (1998), Польше (1965), Румынии (1992), Словении (1999), Тунисе (1998), Турции (1982), Украине (2005), Чехословакии (1963; действует в Чехии и Словакии), Швейцарии (1987), Эстонии (2000), Югославии (1982; действует в Сербии, Хорватии, Черногории).

Принятие последнего по времени кодекса (закона) Бельгии о международном частном праве 2004 г. оценивается в литературе как серьезная веха в развитии законодательства этой страны, своего рода революция в международном частном праве *(30).

2.5. Рассмотрение коллизионных норм международного частного права (к ним часто присоединяются и нормы международного гражданского процесса) в едином акте имеет, несомненно, свои преимущества. В России также широко обсуждалась идея совместной кодификации норм международного частного права (включая и коллизионные нормы семейного права) и международного гражданского процесса. В разработанном во ВНИИ советского государственного строительства и законодательства проекте закона о международном частном праве и международном гражданском процессе наряду с нормами о праве, подлежащем применению к гражданским, семейным, трудовым отношениям, определялся и порядок судопроизводства по гражданским делам с иностранным элементом. Пути кодификации широко обсуждались в науке, не оставлены они вниманием и в последнее время *(31).

В условиях, когда законодатель уже предпочел отраслевую кодификацию, поместив нормы коллизионного семейного права в СК РФ (1995 г.), гражданского - в ГК РФ (2001 г.), а международного гражданского процесса - в ГПК РФ (2002 г.) и АПК РФ (2002 г.), обращается внимание на некоторые отрицательные стороны такого раздельного регулирования, своего рода "нестыковки" (далее, при рассмотрении конкретных проблем коллизионного семейного права и соответствующих процессуальных норм они будут отмечены), и предлагается создание (при сохранении значительного числа норм, содержащихся в отраслевых актах) сравнительно небольшого специального закона, включающего в себя лишь те нормы международного частного права и процесса, которые носят общий характер и в равной мере применимы ко всей этой области права *(32). Для коллизионного семейного права это означало бы выведение из СК РФ двух имеющихся в нем норм общего характера (ст. 166 и 167) и объединение их с общими нормами международного частного права, ныне содержащимися в ГК РФ, в рамках единого закона, где, кроме того, присутствовали бы общие правила международного гражданского процесса. На этом пути неизбежны трудности, в основном связанные с отделением вопросов общего характера, ныне решаемых в ГК РФ, ГПК РФ и АПК РФ, а также в СК РФ, от других, которые при таком подходе должны будут остаться в сфере отраслевого регулирования.

Ориентировочно круг вопросов, которые следовало бы рассматривать в рамках специального закона, можно обозначить примерно следующим образом:

основные принципы определения права, подлежащего применению судами по гражданским (включая дела по экономическим спорам), семейным и трудовым делам с иностранным элементом (проблематика, в частности, ст. 1186 ГК РФ, включая понятие иностранного элемента);

установление содержания норм иностранного права (ст. 1191 ГК РФ, ст. 166 СК РФ, ст. 14 АПК РФ); квалификация юридических понятий, взаимность и другие вопросы, охватываемые ст. 1187-1194 ГК РФ и ст. 167 СК РФ; понятие личного закона физического и юридического лица (ст. 1195, 1202, 1203 ГК РФ, ст. 399, 400 ГПК РФ);

распространение на иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданских и семейных делах действия принципа "национального режима" (ст. 1196 ГК РФ), обеспечение свободного доступа иностранцев в суды РФ, уравнивание их в процессуальных правах с собственными гражданами (ст. 398 ГПК РФ, ст. 254 АПК РФ); вопросы юрисдикционного иммунитета иностранного государства (ст. 401 ГПК РФ, ст. 251 АПК РФ), если только эти вопросы не получат разрешения в специальном законе;

основные правила определения международной подсудности, допустимость договорной подсудности;

ведение производства в российских судах по делам с иностранным элементом по процессуальным нормам РФ, если иное не предусмотрено в законе;

определение круга подлежащих исполнению иностранных судебных решений;

основные положения о порядке и условиях признания и исполнения иностранных судебных решений;

соотношение действия норм данного закона и норм международных договоров РФ.

Вполне понятно, что в дальнейшем могут появиться и другие вопросы, требующие согласованного решения.

Соседние файлы в предмете Правоведение