Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekstremizm_i_sredstva_massovoi_informacii.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Сми и борьба с терроризмом в современных условиях

Горюнов И.А.,

Газета «Поиск», Москва

Современная мировоззренческая, экономическая, политическая, правовая и т.д. социальная реальность принципиально отличается от институциональной среды ХХ столетия. К сущностным характеристикам новой реальности можно отнести ее искусственность, инновационность, нестабильность, виртуальность, компиляциативность, уязвимость в отношении внешних воздействий и т.д. Рассматривая новую техногенную и социальную реальность с точки зрения обеспечения безопасности личности, общества и государства следует обратить внимание на ее уязвимость с точки зрения внешних, в том числе террористических, воздействий. Силовое воздействие террористов на общественные здания, воздушные суда, морские лайнеры, химические заводы, атомные станции и т.д. способно кардинально дезорганизовать работу сложнейших социальных организмов.

Правоохранительные органы честно признают, что вынуждены действовать в обстановке к которой не были готовы. По мнению профессора Академии управления МВД России, генерал-майора милиции А.Майдыкова в настоящее время все правоохранительные структуры государства столкнулись с тем фактом, что экстремизм, терроризм и другие преступные проявления очень сильно изменились по существу. Милиция и другие силовые ведомства сейчас имеют дело с принципиально новой криминальной реальностью, требующей трансформации всей системы действий и подходов в борьбе с преступностью и терроризмом.

Никогда в России не было таких террористических актов по количеству захваченных заложников, используемых взрывчатых веществ, методам совершения преступлений. Никто не мог предположить, что террористы пойдут на захват школ и будут удерживать в заложниках сотни детей. Ни одна из силовых структур не готовилась к такого рода террористическим актам. Никто не учил милицию бороться с этническими преступлениями или незаконными вооруженными формированиями. В законе о милиции эти функции правоохранительных органов вообще не прописаны.

При рассмотрении проблем экстремизма и терроризма надо переходить от частных вопросов к общим, теоретико-методологическим. Необходимо выявлять условия порождения и роста экстремизма, выходить на те структуры, которые подпитывают его и используют в своих корыстных целях. Как отмечают, например, Л.Дробижева и Э.Паин, терроризм нельзя сравнить с подхваченным человечеством вирусом – это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в экономической, политической, социальной, культурной и других областях. Что касается международного терроризма, то он побочный, но закономерный продукт процесса глобализации.

Терроризм обычно определяют как политику устрашения политических противников с помощью террористических актов. Чаще всего цель террора – заставить власть пойти на определенные политические уступки или даже вообще изменить политику. Однако последние террористические акции в Москве, Беслане, Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне показывают, что современные международные террористы пытаются не только запугать политических противников, власти враждебных им государств, но, разрушая мирную жизнь граждан и сея среди них страх и панику, сломить волю и дух противостоящих им народов. Терроризм всегда является асимметричным ответом слабейшей стороны на действия сильнейшей. Прежде всего, это асимметричный ответ на силовые действия властей. Как отмечает А.Кара-Мурза действия террористов направлены на уравнение шансов противоборствующих сторон или даже слом идущей между ними по определенным правилам игры.

В настоящее время терроризм стал по-настоящему международным, т.е. не просто легко пересекающим границы, а координирующим финансовые, людские, интеллектуальные усилия преступных сообществ различных государств (в том числе стран «золотого миллиарда») для реализации своих достаточно амбициозных и далеко идущих целей. После 11 сентября 2001 года не только Россия, но и весь мир живут в условиях перманентной террористической угрозы. По сути, на нашей планете началась война нового типа – партизанская техноинформационная война андеграунда современной цивилизации против ее истеблишмента. Причем этот андеграунд нельзя сводить только к исламским экстремистским группам. Однако в авангарде борьбы с современной цивилизацией, безусловно, стоит исламский терроризм.

Однако нападение на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и последующие за ним акции нельзя рассматривать как межцивилизационный конфликт – это столкновения внутри одной глобальной человеческой цивилизации. Это один из эпизодов борьбы различных сил за выбор будущего аттрактора ее развития. Причем борьба идет именно за экзистенциональный выбор, а не за избрание той или иной структуры будущих международных отношений.

Роль СМИ в этой борьбе чрезвычайно высока. Это вызвано разными обстоятельствами. Первостепенное из них то, что именно в продуцируемом СМИ (прежде всего электронными) пространстве разгораются главные бои за выбор будущего аттрактора развития человеческой цивилизации.

Уникальность положения электронных СМИ в современном мире в первую очередь связана с переходом общества из стадии Модерна (промышленной фазы развития) в эпоху Постмодерна (информационное общество). На место характерного для общества модерна публицистического стиля мышления (производного от научного, в рамках которого люди слушались печатного слова как боевого приказа), пришло характерное для общества постмодерна клиповое мышление, в основе которого лежит порождаемый электронными СМИ визуальный образ. Можно сказать, именно электронные СМИ создают ту реальность, в которой мы живем. В настоящее время действительность (окружающее нас социальное пространство) осмысливается с помощью всевозможных PR-ориентированных выпусков новостей, шоу, сериалов и рекламы. Есть картинка – есть проблема, нет картинки – нет проблемы. Современная политика не полного информирования населения о происходящих в Чеченской республике событиях наглядный пример такого подхода.

Возрастание роли электронных СМИ связано не только с их вездесущестью в современном мире, но и тем, что, как отмечает известный американский социолог С.Липсет, телевидение и другие электронные СМИ представляют новости и передают сообщения в более сильных выражениях, в более убедительной манере, нежели газеты и журналы. Зная силу новых информационных технологий все действия современных террористов, как правило, рассчитаны на ТВ- и/или интернетэффект. Если его нет, то и стимул к проведению террористических акций пропадает.

Как представляется новые информационные технологии могут оказывать сильнейшее информационно-психологическое воздействием на будущих террористов: ослаблять их уверенность, волю и способность совершать террористические акции. Для этого необходимо с одной стороны дегероизировать действия террористов, а с другой – показывать что их будущие жертвы такие же люди как и они. Работа по дегероизации действий террористов – это показ ранее совершенных террористических актов в негативном, неэстетическом, омерзительном и т.п. ракурсе. Работа по гуманизации предстоящих жертв будущих террористических актов имеет чрезвычайно важное значение. Как отмечает Д. Беляев даже в культуре майя где широко была распространена практика жертвоприношения, человека просто так нельзя было принести в жертву. Поэтому перед тем, как его лишить жизни, его принижали до состояния животного, т.е. лишали всех признаков человеческого статуса: снимали украшения, одежду, над ним издевались и т.д. и т.п. И только когда человек окончательно терял свой человеческий статус, его убивали и таким образом приносили в жертву. Подобным образом, прежде чем совершить свое темное дело, дегуманизируют свою жертву и будущий киллер и будущий террорист.

Умная пропагандистская работа посредством электронных СМИ с потенциальными террористами может и должна дать эффект. Но для этого она должна быть научно обоснованной, проводиться последовательно на всем пространстве СМИ, в том числе международном (недопустимо чтобы, например, российские СМИ называли чеченских сепаратистов террористами, а радио «Свобода» моджахедами, т.е. борцами за веру), хорошо финансируемой, без средств «антитеррористического фонда» согласовать антитеррористическую работу современных СМИ, работающих на коммерческо-рыночной основе, не представляется возможным.