Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekstremizm_i_sredstva_massovoi_informacii.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Экстремизм и средства массовой информации: проблема воспитания патриотизма

Кольцова В.А., Соснин В.А.,

Институт психологии РАН, Москва

Проблема экстремизма в целом, и в СМИ в частности, исключительно актуальна и важна в условиях радикальных социальных изменений современного российского общества. Она имеет правовые, социологические, социально-психологические и духовно-нравственные аспекты.

Признавая трудности определения термина, можно согласиться с определением, даваемым в «Свободной энциклопедии» (http://en.wikipedia.org/wiki/Extremism). Экстремизм – это термин, используемый для описания действий или идеологических представлений индивидов или групп, выходящих за пределы принятых в обществе правовых и этических норм – как идеология, ориентированная на нарушение общественныхстандартов этики и взаимодействия. Этот термин традиционно используется для обозначения политических или социальных идеологий, считающихсяиррациональными, контрпродуктивными, несправедливыми или, по меньшей мере – неприемлемымив гражданском обществе, и имеет скрытое значениенезаконностиконкретных идей или методов.

В приложении к политическому экстремизму, в целом он означает: 1) принятие и отстаивание политической позиции (идеи) без учета «отрицательных» воздействий, неприемлемости и эмоциональных реакций оппонентов с целью не просто противостоять, но уничтожить оппонентов; 2) нетерпимость к ценностным ориентациям и взглядам других субъектов, имеющих противоположную позицию; 3) использование таких средств для достижения политических целей, которые игнорируют жизненные установки, свободы и права других людей.

Приверженцы различных политических ориентаций зачастую стремятся определить экстремизм как социально-психологическое явление, которое намеренно «выносит приговор» системам убеждений оппонентов, отстаивая свои собственные как неприкасаемые и единственно верные. В целом, экстремистский стиль поведения не является монополией того или иного политического спектра идей. Он присущ как «левым», так и «правым», а в ряде случаев – и «политическому центру».

В этой связи, при рассмотрении проблемы экстремизма важно четко выделять субъектов «экстремистского взаимодействия» – властные структуры (государство в широком смысле), два спектра СМИ – либерально-демократический и оппозиционный (патриотический), политические и социально-культурные группы, и собственно главный (хотя в основном преимущественно пассивный) субъект – население страны. Между этими субъектами существуют противоречивые и сложные взаимоотношения и коллизии, которые достаточно известны.

Учитывая сказанное, представляет интерес обсудить роль современных СМИ как одного из субъектов этого взаимодействия в формировании гражданской, патриотической позиции населения в целом и подрастающего поколения, в частности. Эта функция СМИ объективно должна быть одной из системообразующих целей их деятельности (Кольцова, Соснин. Социально-психологические проблемы патриотизма и его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т.26, № 4, с.89-97).

В настоящее время развитие российского общества характеризуется глубинными, парадигмальнымипреобразованиями и быстрой динамикой социально-исторических процессов. Новые тенденции проявляются и в современной жизни мирового сообщества в целом: развитие глобализационных процессов, обострение межрегиональных конфликтов, усиление терроризма как новой угрозы существования человечества. Все это создает новую ситуацию для развития психологии человека, оказывающую серьезное влияние на его личностное развитие и социальное самочувствие.

Исследования показывают (Кольцова, Елисеев, Олейник, Соснин. Психология современного человека: историко-культурные детерминанты формирования психологии современного человека в изменяющемся мире, 2006), что в основе современной массовой культуры лежат идеи насилия, жестокости, обогащения любой ценой, которые активно пропагандируются и внедряются в человеческое сознание. Многочисленные популярные издания («желтая пресса») и телевидение фактически внедряют в сознание подрастающего поколения ложные моральные стереотипы, ценности и образцы поведения, нанося тем самым огромный урон духовному состоянию общества и нравственному развитию личности. «Опосредованное влияние продукции массовой культуры находит свое отражение в мотивации преступного поведения подростков, которая часто носит «детский» характер: совершение преступлений из озорства, любопытства, желания развлечься; стремления показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание» (Харитонова. Социально-историчесие детерминанты агрессивного поведения: психолого-историческая реконструкция на материалах 20-х и 90-х гг. // Канд. дисс. М., 1999).

Крушение ценностей и идеалов социализма для многих людей стало почвой для «разочарования» в своем Отечестве. Не только молодые, но и старшие поколения оказались не связанными кровно с историческим бытием и самосознанием своей страны, которые по своей общечеловеческой ценности не уступают истории и культуре любой другой страны. В результате в настоящий период в подавляющей массе граждане страны дезориентированы в духовно-ценностном аспекте: имеет место размытость и неопределенность национального самосознания и национальной самоидентификации; распространены настроения и мнения о «ненормальности», «нецивилизованности» и «некультурности» России, о необходимости, «учиться, жить и мыслить» у западных стран; внушается идея о связи исторических перспектив развития России с ее вступлением в «цивилизованный мир». Важно помочь людям осознать единство и, одновременно, многообразие исторического прошлого России, преемственность культурных традиций, их безусловную ценность как основания развития современной культурной и общественно-государственной жизни (Кольцова, Соснин. Социально-психологические проблемы патриотизма и его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 4, с. 89-97).

В этой связи, следует отметить, что на круглом столе «Религиозный фундаментализм и экстремизм: политическое измерение» (http://www.religare.ru/print4037.htm) было отмечено, что зачастую учебники истории написаны заново так, что вся тысяча лет совместного проживания наших народов представлена как один негатив, как борьба за выживание, как будто ничего хорошего не было. В результате человек начинает пессимистически представлять будущее страны, в которой, якобы, тысячу лет ничего хорошего не было. И, конечно, экстремизм рождается на этом первом уровне научных интеллигентских изысканий. Необходимо понимать, что на этот экстремизм надо отвечать адекватно.

Был этап, когда употреблялся термин религиозный экстремизм, хотя очевидно, что это выражение очень неоднозначно – и само явление, и понятие, и его осмысление. Поэтому важно определить, что вкладывается в это понятие и быть предельно точным в его использовании. Любая неточная формулировка на научном уровне, либо уход от конкретных дефиниций может порождать выводы, согласно которым целые религии и целые народы объявляются экстремистскими. Нет и не может быть экстремистских религиозных учений, как и экстремистских народов. Ошибки в этой области чреваты разжиганием в обществе противоречий (Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. № 6. 2005. С.3-36). Нельзя забывать и такой ресурс противодействия экстремизму, как собственный исторический опыт, собственные исторические традиции. В русской истории есть богатый и продуктивный опыт межнационального и межконфессионального сотрудничества, следовательно, – и противодействия экстремизму.

Историк и этнолог Валерий Тишков в дискуссии на тему «СМИ и экстремизм», состоявшейся в медиа-центре газеты «Известия» (http://www.nacbez.ru/society/article.php?id=1493), отметил, что в нашей стране люди крайне серьезно относятся к тому, о чем пишут и говорят в СМИ. Поэтому необходимо, чтобы пишущая братия более серьезно и более компетентно относилась к тому, о чем она пишет.