Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Атмосфера в студии

Ведущие эфира знают, что от режиссера, как ни от кого другого, зависит психологическое напряжение в эфирной студии. Ведь это очень важно – работаешь ты несколько часов в наэлектризованной атмосфекре, в состоянии стресса или в обстановке доброжелательности, внимания к твоему труду со стороны коллег. Звукорежиссер – последняя инстанция на линии коммуникации ведущего и внешнего мира: коллегами по редакции, радиослушателями.

Есть, правда, факторы, минимизировать которые сложно: это порой постоянные замечания, коррекции, которые поступают иногда во время эфира от руководства редакции и вряд ли способствуют раскрытию творческого потенциала ведущего.

Не раз приходилось наблюдать, как после очередной серии таких корректив человек у микрофона уходил в себя, менялась интонация, он зажимался. Ни о какой импровизации в эфире, требующей свободы мысли, уже не могло идти и речи. Радиослушатели оказывались забыты. На первый план выходило желание доработать до конца смены без очередного звонка из высокого кабинета.

Конечно, доброжелательный анализ, коррективы всегда нужны, но лучше делать это достаточно деликатно, после эфира, не внося сумятицу в вещательный процесс. И без того психологические параметры ведущего или звукорежиссера, очевидно, зашкаливают во время ответственных эфиров. А ведь здесь ко всему должен присутствовать еще и элемент творческой импровизации.

Режиссер должен постараться стать и буфером, и фильтром, и поддержкой ведущего в сложной ситуации, иначе эфир может пойти насмарку.

Режиссер может и должен следить за тем, чтобы количество людей, мельтешащих перед глазами ведущего за стеклом студии, было по возможности минимальным. Ведь мелькание лиц – дополнительный существенный раздражитель. Не всегда коллеги это понимают, когда в свободную минуту забегают в аппаратную или даже в студию просто обменяться новостями, обсудить меню в столовой, телевизионный сериал.

В состоянии режиссер оградить ведущего и от не самых актуальных телефонных звонков. Все это далеко не мелочи при многочасовом напряженном эфире. Ведущие, как правило, болезненно переживают огрехи, ошибки в эфире. Режиссер может подсказать, что кое-что можно исправить сразу же, повторив, например, слово, где было допущено неверное ударение, в ближайшем временном отрезке уже с правильной орфоэпией. Уже одно то, что рядом за стеклом студии есть доброжелательный человек, готовый в любую минуту помочь, важно для ведущего.

Режиссер прямого эфира должен ясно понимать, что его задача – стать неким фильтром в процессе создания эфирной передачи, отсеивающим все, что может выбить ведущего из нормальной рабочей колеи.

Кстати, по моему убеждению, на настроение в студии накладывают отпечаток и многие, казалось бы, случайные факторы. Например, интерьер или даже характер здания, в котором студия расположена. Каждый радиодом имеет свою ауру, как намоленный храм.

И вновь о магии прямого эфира

Прямой эфир обладает одним важным свойством для радиослушателей – дать почувствовать свою сопричастность к событиям, особенно когда вам рассказывают о действии с непредсказуемым сюжетом и развязкой.

Этим когда-то привлекали спортивные трансляции, если их вели такие мастера, как Вадим Синявский, Николай Озеров, Владимир Писаревский, Александр Курашов. Прямые эфиры со съездов народных депутатов, политических митингов конца 1980-х – начала 1990-х годов, которые вели журналисты «Маяка», держали в напряжении десятки миллионов граждан именно в силу непредсказуемости развязки.

Поговорите с журналистами, с режиссерами, работающими в прямом эфире, и вы услышите массу восторженных слов об этом способе общения со слушателями. Вам скажут об особом чувстве драйва, который испытывают журналист в студии и звукорежиссер за микшерным пультом. Вам скажут о высокой степени удовлетворенности от самого процесса создания прямой эфирной передачи.

Сегодня в прямом эфире журналисты, политики, государственные мужи беседуют с аудиторией, отвечая на ее многочисленные вопросы. И это также дает удовлетворение собеседникам. Тут не может быть дубля. Тут не должно быть ошибок. А если они и есть, то – извиняться тоже тебе.

Особый нерв, непредсказуемость развития события или беседы, эрудиция ведущего передачу, особая собранность и четкость режиссера за пультом и, несомненно, ощущение дыхания слушающей тебя зачастую многотысячной аудитории – вот основные составляющие магии прямого эфира.