Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства.doc
Скачиваний:
118
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Только на равных

Изюминка спортивного радиоэфира – встреча со спортсменом. Будь то короткое интервью, записанное после состязания, или развернутая беседа в студии прямого эфира – важность подобного материала трудно переоценить. Ведь мы даем возможность аудитории услышать тех, о ком рассказываем, за кого болеем и переживаем, кого и поругать можем, если будет на то повод.

Увы, атлеты зачастую отказывают нам, журналистам, в праве встречи с ними, считая, что мы недостаточно глубоко разбираемся в их виде спорта. Отсюда обиды, недопонимания, возникающие в общении с героями передач. Хотя, надо заметить, не со всеми. Как правило, капризничать позволяют себе представители самых популярных видов спорта, и без того избалованные вниманием болельщиков и прессы. Они считают, что в раскрутке и рекламе они не нуждаются – их знает вся страна. А понять, что общение с прессой – это часть их работы, способен далеко не каждый.

Отчасти такому отношению к СМИ способствует политика клубов, за которые выступают игроки. В западных командах при заключении контракта в него обязательно вносится пункт, в котором проговариваются отношения игроков с прессой. Каждый спортсмен обязан идти на контакт со СМИ, а в случае отказа от интервью его ожидает крупный денежный штраф, ведь каждый такой случай - это удар по имиджу клуба, по его репутации.

В России такую практику переняли еще далеко не все. Не раз приходилось видеть, как наши молодые футболисты, игроки сборной России, отказывали в интервью опытным журналистам просто потому, что «не хотят», «не могут», «нет настроения» и т.д. Многие игроки после матчей, выходя в «смешанную» зону, делают вид, что они разговаривают по телефону – так и проходят стремительно с прижатыми к уху трубками. Выглядят при этом смешно – ведь в микст-зонах многих наших стадионов прием сигнала невозможен.

Некоторые действительно очень заняты. Живая легенда российского футбола Андрей Тихонов прямо говорит, что свободного времени у него настолько мало, что предпочитает его проводить в кругу семьи.

Иные и вовсе дистанцируются от прессы. Защитник ЦСКА Сергей Игнашевич заявил, что с просьбами об интервью к нему обращаться не стоит. Это его право, так, по крайней мере, честнее по отношению к окружающим.

Одним словом, «заманить» в гости, на прямой эфир, представителей наших ведущих футбольных и хоккейных клубов, звезд фигурного катания или легкой атлетики невероятно сложно, и если уж удалось подобное, то это можно считать вашей репортерской удачей.

У такого отношения есть свои корни, своя подоплека. Юрий Севидов, известный в прошлом футболист, ныне успешно и плодотворно трудящийся на ниве аналитической журналистики, недавно рассказывал, что в те времена, когда он сам играл, давать интервью было не принято. В прессе выступали в основном только тренеры, специалисты, сами же атлеты говорили за себя успехами на спортивных площадках. Такая закрытость насаждалась годами, десятилетиями, вошла в привычку, в традицию – может, потому многие звезды вчерашних дней не очень уютно чувствуют себя у микрофона.

Определенная настороженность спортсменов по отношению к СМИ объясняется и распространенным в российском обществе мнением о том, что спортсмены – люди в большинстве своем недалекие, малообразованные.

Между тем наши знаменитые теннисисты Евгений Кафельников, Анастасия Мыскина, Лина Красноруцкая давно уже изящно, искрометно ведут репортажи по телевидению. Футболист Александр Кержаков, несмотря на свой молодой возраст, выпустил в свет уже две книги. Не менее известный футболист Егор Титов не без успеха пробует себя на эстраде. Его коллеги Максим Бузникин и Алексей Зуев сочиняют песни и сами исполняют их под гитару. Десятки, сотни атлетов получают дипломы о высшем образовании по специальностям, со спортом не имеющим ничего общего.

В связи с этим весьма любопытными выглядят наблюдения известного журналиста из Санкт-Петурбурга Кирилла Легкова, которыми он несколько лет назад поделился с читателями журнала «Лениздат».

Есть такое негласное правило в американской спортивной журналистике – делать спортсмена лучше и умнее, чем он есть на самом деле. Наверное, это неспроста. Я не хочу обидеть спортсменов, но могу сказать, что к ним нужен подход. Они все, как правило, наделены амбициями, хорошие спортсмены – тем более. Иначе они бы просто не реализовали себя в спорте. А человек, в котором амбиции ярко выражены, естественно, подвержен настроению, более ранимый,более остро реагирует на что-то. В общении с ним всегда нужна дипломатия.

Спортсмены чаще и быстрее, чем, может быть, представители других профессий, обижаются и реагируют на все не всегда адекватно, болезненно. Может быть, это как-то связано с тем, что они знают, что на них обращено много внимания, но в то же время внутренне как бы не защищены от него и не закалены от этого внимания, потому что оно порой обрушивается на них неожиданно.

У спортсменов бывают периоды неудач, периоды взлетов. Да, спортсмен, который стабильно на протяжении многих лет показывает результат и превращается в рекламный персонаж, как Дэвид Бэкхем или Анна Курникова, к этому быстро привыкает. Им уже необязательно побеждать в спорте, у них уже есть имидж, который просто нужно поддерживать. Или, допустим, у шахматиста Гарри Каспарова спортивный век был достаточно долог, чтобы он мог показывать выдающиеся результаты и так или иначе привыкнуть к вниманию, которое ему оказывали. А представители других видов спорта, где век намного короче, где вся спортивная карьера спрессована примерно в десятилетие, не всегда находятся на вершине и не всегда умеют пережить славу или, наоборот, падения.

Еще такой момент: чем человек культурнее, тем больше он уважает окружающих. Перефразируя заповедь, можно сказать: чем культурнее, тем больше любит ближнего своего (например, журналиста). А спортсмены, как правило, зациклены на себе. Они эгоисты… Думаю, что на первых порах любой спортсмен воспринимает журналиста как друга, как человека, который не только зарабатывает деньги на нем, ведь так или иначе любой журналист зарабатывает на спортсмене деньги, потому что это его работа. По крайней мере, спортсмен не видит в журналисте человека, который только занимается удовлетворением своих служебных потребностей, и использует его чисто потребительски. Он считает, что журналист ему нужен, что он добавит ему популярности, а от популярности зависят и успехи спортсмена, и его раскрутка, и его доходы.

Потом, я думаю, отношение к журналистам меняется. Во-первых, накапливается усталость. Чем старше спортсмен, тем реже и реже, мне кажется, он общается с журналистами и говорит меньше интересного. Ну и, во-вторых, он уже набирается какого-то опыта и может судить о том, как журналисты пишут о нем – хорошо или плохо, и в зависимости от этого он общается с ними, становится более избирательным.

Мне кажется, что чем активнее журналисты атакуют спортсменов, чем чаще они им надоедают, тем в лучшую сторону меняется к ним отношение спортсменов. Я не знаю, кто еще может больше докучать спортсмену, чем журналисты. В лучшем случае спортсмены воспринимают их как какое-то неизбежное зло.

Сколько людей – столько и мнений. Знаменитый спортивный журналист Лев Филатов немало рассуждал о том, какими должны быть взаимоотношения спортсмена с прессой. В конце концов он пришел к выводу, что журналист обязательно должен дистанцироваться от героев своих материалов, а не заводить с ними приятельские отношения. Такая дистанция позволяет всегда сохранять объективность в освещении событий, в оценке действий того или иного человека. Дружеское же общение порой мешает трезвому анализу сложившейся ситуации.

Возможно, нынешнему поколению журналистов (в том числе и на радио) выводы Филатова покажутся спорными.

Сегодняшняя практика демонстрирует, что зачастую гарантией прихода спортсмена на прямой эфир или его согласия на послематчевую беседу становятся именно личные отношения и контакты. И такой подход вписывается в правила нынешней спортивной журналистики.

За последние годы она сделала резкий крен в сторону большей мобильности, оперативности, информационности. Увы, как и предупреждал Филатов, от того страдает аналитическая сторона дела: выводы, к которым в своих публицистических заметках приходят многие журналисты, порой поверхностны и осторожны. Но зато нынешние потребности аудитории в максимальной информированности удовлетворяются сполна.

Сегодня жанр интервью, самый популярный в периодической печати, становится доминирующим и на радио. В центре внимания спортивного журналиста – «не голы, очки, секунды», а прежде всего, человек с его сильными и слабыми сторонами.

Важно показать, что спортсмены не какие-нибудь железные, чугунные, управляемые роботы, а простые люди из плоти и крови, такие же, как мы с вами. И что в любую минуту эти «ребята с нашего двора» могут стать героями нации – олимпийскими чемпионами, лучшими на континенте и в мире. Наверное, так и надо освещать спортивную жизнь.

За большими победами или их отсутствием мы как-то забываем, что историю делают люди. И за их успехами и неудачами стоят разные судьбы. Это в свое время очень метко подметила Инна Воронина, корреспондент «Маяка», в 2000 году побывавшая на летних Олимпийских играх в австралийском Сиднее.

«Нас, максималистов, воспитанных на многочисленных победах российского и советского спорта, удивили австралийские СМИ. Как же трепетно они относятся к своим спортсменам! Даже если они занимали последнее место, их в течение дня постоянно и в первую очередь показывали все местные телеканалы и лишь после – атлетов из других стран, даже выигравших золотые медали. Столь явный патриотизм австралийцев не оставлял нам выбора, решение было принято быстро и единогласно: героем России считать каждого спортсмена!»

Там же, в Сиднее, на соревнованиях по прыжкам в воду «караулил» медали наш комментатор Илья Скигин. У девушек из сборной России дела шли не слишком хорошо – Юлия Пахалина заняла лишь 4-е место. Илья, утешая и подбадривая спортсменку, готовился к прямому включению. Да так увлекся, что не заметил, как его вывели в эфир. И все услышали буквально следующее: «Не расстраивайся! 4-е место на Олимпиаде тоже неплохо». И Юля, с трудом сдерживая эмоции, послушно, с нескрываемой грустью, повторила за Ильей: «Я довольна занятым мною 4-м местом…»