Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
16-10-2014_19-58-56 / Сериков Ю.А. Презумпции в гражданском судопроизводстве (науч. ред. В.В. Ярков). - Волтерс Клувер, 2006 г..doc
Скачиваний:
151
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
981.5 Кб
Скачать

§ 2. Процессуальные функции презумпций процессуального права в гражданском судопроизводстве

Презумпции процессуального права, являясь моносистемными средствами гражданского судопроизводства, ограничены в сфере своего применения и действуют только в рамках возбужденного гражданско-правового дела. В процессе судебного правоприменения они решают главным образом служебные (обеспечительные) задачи по соблюдению прав и гарантий участников судопроизводства.

Презумпции процессуального права и их взаимосвязанные группы (презумптивные составы) представляют собой элементы процессуального механизма системы гражданского судопроизводства, которые, функционируя, позволяют достигать цель правосудия - защитить нарушенное или оспоренное право посредством вынесения законного и обоснованного решения.

Презумпции процессуального права в отличие от презумпций права материального носят ярко выраженную публичную направленность и отражают интересы государства в создании эффективной судебной системы по разрешению гражданско-правовых споров. К числу особенностей презумпций процессуального права можно отнести и тот факт, что в действующем гражданском (арбитражном) процессуальном законодательстве не употребляется термин "правовая презумпция". Они, как правило, имеют косвенное закрепление, что создает значительные трудности в их выявлении. Тем не менее в процессуальных отраслях существуют целые институты, где процессуальные презумпции достаточно распространены и имеют существенное значение.

1. Презумпция беспристрастности судьи и некоторых лиц, участвующих в судопроизводстве

А. Презумпция беспристрастности судьи является основополагающей для всего гражданского судопроизводства. По своему значению она во многом близка к процессуальным принципам, так как затрагивает фундаментальные основы правосудия как самостоятельного вида государственной деятельности. Презумпция беспристрастности судьи находит косвенное закрепление в целом ряде конституционных и отраслевых норм и выводится главным образом из принципа независимости судей. Так, согласно ст. 120 Конституции РФ, судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Этот же принцип закреплен в ст. 8 ГПК РФ и ст. 5 АПК РФ. Косвенно на презумпцию беспристрастности судьи как необходимую гарантию авторитетной и самостоятельной судебной власти указывают статьи об отводах (ст. 16-18 ГПК РФ и ст. 21-23 АПК РФ).

Европейский Суд по правам человека, юрисдикцию которого признала Россия, в решении по делу Ле Конт, Ван Левен, Де Мейер против Бельгии (Le Compte, Van Leuven, De Meyere v. Belgium) (п. 58) *(263) и в решении по делу Пьерсак против Бельгии (Piersack v. Belgium) (п. 30) *(264) четко сформулировал презумпцию беспристрастности. Смысл ее состоит в том, что судья считается беспристрастным, пока не доказано обратное. Данная позиция, на наш взгляд, является убедительным аргументом для обоснования презумпции беспристрастности судьи и производных от нее презумпций в российском процессуальном праве.

Б. Исследование названных статей об отводах позволяет определить субъекты презумпции беспристрастности судьи и некоторых лиц, участвующих в судопроизводстве. ГПК РФ к ним относит: судью, прокурора, секретаря судебного заседания, специалиста, эксперта, переводчика, коллегиальный состав суда. АПК РФ называет таких субъектов, как: судья, арбитражный заседатель, помощник судьи, секретарь судебного заседания, эксперт, переводчик, коллегиальный состав суда. Из указанных перечней видно, что в обоих кодексах субъекты презумпции беспристрастности практически полностью совпадают. Различия касаются в основном тех субъектов, существование которых обосновано спецификой конкретного вида судопроизводства.

На основании вышеизложенного, в зависимости от субъектного состава, в гражданском (арбитражном) процессе можно выделить следующие презумпции беспристрастности:

1) презумпция беспристрастности судьи (ст. 16-17 ГПК РФ, ст. 21-22 АПК РФ);

2) презумпция беспристрастности секретаря судебного заседания (ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ);

3) презумпция беспристрастности эксперта (ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ);

4) презумпция беспристрастности переводчика (ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ);

5) презумпция беспристрастности прокурора (ст. 18 ГПК РФ);

6) презумпция беспристрастности специалиста (ст. 18 ГПК РФ);

7) презумпция беспристрастности арбитражного заседателя (ст. 21 АПК РФ);

8) презумпция беспристрастности помощника судьи (ст. 23 АПК РФ);

9) презумпция беспристрастности коллегиального состава суда (ст. 16 ГПК РФ, ст. 21 АПК РФ).

В. Фактом-основанием для начала действия презумпций беспристрастности выступает вынесение судом постановления о возбуждении гражданского дела. Как только принят этот процессуальный акт, автоматически делается вывод о беспристрастности судьи, секретаря судебного заседания, арбитражного заседателя и других лиц, указанных в законе.

Презумпция беспристрастности судьи и производные от нее презумпции относятся к категории опровержимых. В случае обнаружения факта личной заинтересованности, наличия родственных отношений или других оснований, предусмотренных законом (ст. 16-18 ГПК РФ, ст. 21-23 АПК РФ), презумпция беспристрастности в отношении конкретного субъекта разрушается. С момента обнаружения подобного факта начинает действовать презумпция пристрастности (необъективности) такого лица.

Г. Рассматривая презумпцию беспристрастности в качестве процессуального средства гражданского судопроизводства, можно выделить объекты или цели, на которые они воздействуют. В качестве таких целей выступают: необходимость в создании условий для справедливого разрешения правового спора, обеспечение основных процессуальных прав сторон (равноправие всех перед законом и судом, равенство сторон в процессе), поддержание авторитета судьи и суда целом.

Презумпция беспристрастности адресована не только лицу, непосредственно осуществляющему правосудие, - судье, но и другим участникам процесса. Для обеспечения справедливого судебного разбирательства одинаково необходимо, чтобы секретарь судебного заседания, прокурор, эксперт, переводчик и другие лица были объективны и действовали независимо при исполнении своих обязанностей. Это обосновано тем, что каждый из субъектов, в отношении которых установлена презумпция, прямо или косвенно влияет на рассмотрение дела в рамках, определенных для него законом. Поэтому презумпция беспристрастности нацелена на то, чтобы исключить любое заинтересованное влияние и обеспечить надлежащее исполнение судебных процедур. Исходя из того что презумпции беспристрастности имеют для правосудия большое обеспечительное значение, можно сделать вывод, что процессуальную функцию этих презумпций составляет функция по обеспечению права сторон на справедливое судебное разбирательство.