Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
62
Добавлен:
27.04.2015
Размер:
15.43 Mб
Скачать

пы как коллектива обеспечивается, с одной стороны, зрелостью всех параметров, а с другой — доминирующей ролью направлен ности в общей структуре. Вышеуказанные подходы к пробле мам жизнедеятельности групп и коллективов разрабатывались применительно к условиям относительно стабильных социаль ных сред; изменение социально экономических условий вызвало социально психологическую динамику и личности, и группы.

Проблема коллектива (группы) как субъекта деятельности

иобщения поднималась в работах А.В. Петровского (Петровский, 1976), Л.И. Уманского (Уманский, 2001), Е.В. Шороховой (Шорохо ва, 1976) и др., но наиболее полное освещение она получила в иссле довании трудовых коллективов с позиций системного подхода, про веденном А.Л. Журавлевым (Журавлев, 1988, 2001). Автор приходит к мысли о необходимости разработки многомерной классификации психологических свойств коллектива, так как описано большое их число, но они рассматриваются рядоположенно, хотя имеют разный порядок, уровень и основания классификации.

Вэтой связи ряд таких социально психологических свойств трудового коллектива, как сплоченность, совместимость, удо влетворенность группой, подготовленность, референтность и т.д., не характеризуют его совместную трудовую деятельность, так как они имеют другие основания их выделения, а свойства: целенаправ ленность, мотивированность, целостность, согласованность, орга низованность и др. — одновременно характеризуют и совместную деятельность, и коллективный субъект.

Обобщая результаты эмпирических исследований коллек тивов, А.Л. Журавлев выявляет парадокс тенденций в жизнедея тельности молодежных групп: сочетание высокой сплоченности, удовлетворенности членством в группе, идентификации личности

игруппы и т. д., с одной стороны, и низких показателей совместной деятельности — с другой.

Следовательно, в групповом сознании прослеживается сме щение ценностей с трудовой деятельности на общение и взаимо отношения, от которых члены группы получают большое удовлет ворение.

По нашим данным, в жизнедеятельности молодежных учебных групп (подростки, старшеклассники, учащиеся ПТУ и студенты) в силу возрастных особенностей общение и межличностные от

151

ношения заметно выражены и высоко ценятся. Вследствие этого возникает необходимость целостного рассмотрения группы и как субъекта деятельности, и как субъекта общения, и как субъекта отношений, поэтому в структуре основных групповых свойств, способствующих интеграции, целесообразно рассмотрение на ряду с направленностью активности, организованностью и таких свойств, как сплоченность и межгрупповое единство, которые от ражают характер отношения группы к другим группам в рамках общей основной организации и за ее пределами.

Эффективность групповой интеграции зависит не только от набора интегративных свойств, но и от значимости, «удельного веса» каждого из них в общей структуре, а также от того свойства, которое, по мнению Б.Ф. Ломова, выполняет роль системообразую щего фактора (Ломов, 1980). Иерархия «удельных весов» групповых свойств определяется рядом причин, но главными из них являются такие, как социальный статус группы, уровень ее развития, особен ности основной организации и т.д.

Так, в группах студентов, успешно выполняющих основную деятельность, наиболее значимой является направленность, затем идут примерно с одинаковым «удельным весом» организован ность и сплоченность, а замыкает ряд — межгрупповое единство. В группах девиантных подростков ведущая роль принадлежит организованности, затем следует сплоченность и направленность, а наименьшую роль играет межгрупповое единство. Особенно за метно влияет на жизнедеятельность групп превышение «удельного веса» таких свойств, как направленность и сплоченность. Приори тетное положение направленности и сплоченности среди остальных свойств качественно обогащает внутригрупповые процессы и от ношения группы с другими общностями.

Однако в преобладающем большинстве случаев в современных группах молодежи ведущими являются сплоченность и организо ванность в ущерб направленности. Поэтому задача оптимизации жизнедеятельности молодежных групп переходит в задачу оптими зации структуры групповых интегративных свойств.

Характер иерархии подструктур в целостной структуре, их зна чимость, «удельный вес», согласно исследованиям А.С. Черны шева, успешно формируются в зависимости от особенностей тех социальных сред, в которых данная группа выступает как субъект

152

совместной деятельности, общения и отношений (Чернышев, 2007). Установлено, что в напряженных и экстремальных социальных средах ведущую роль играет подструктура организованности, обе спечивающая относительную автономность группы, так как орга низованность определяет характер взаимозависимости группового субъекта и среды: чем выше организованность, тем менее зависима группа от среды, зато повышается зависимость социальной среды от группы, и наоборот.

Высокое развитие организованности облегчает коллективу возможность согласованно отражать существенные качества лич ности. Из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те черты, которые непосредственно способствуют укрепле нию или разрушению коллектива. Согласованность в глубине и полноте социальной перцепции каждого участника коллекти ва создает устойчивую морально психологическую атмосферу определенности, позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно нормативных ожиданий коллектива от поведения каж дого индивида. Достаточно адекватное понимание людей суще ственно влияет на межличностные отношения: статусная структура включает не все категории, официальный руководитель является лидером всех группировок.

В социальных средах, предполагающих интенсивную совмест ную интеллектуальную деятельность в социально психологической структуре групп интеллектуалов, подструктура «интеллектуаль ная коммуникативность» играет ведущую роль (Горбачева, 2006). Подобную тенденцию, но в традиционной молодежной среде от мечает А.Л. Журавлев: ради сохранения удовлетворенности от эмоционального благополучия группы «смещают» цели производ ственной деятельности на межличностные отношения и т.д. В итоге подструктура «эмоциональная коммуникативность» выходит на первый план и становится системообразующей в общей структуре (Журавлев, 1998).

На основании вышеизложенных результатов можно допустить, что учебная группа, став групповым субъектом, приобретает спо собность перестраивать свою социально психологическую структу ру путем изменения значимости, «удельного веса» тех подструктур в целостной структуре, которые отвечают особенностям данной социальной среды. Наиболее полно данная тенденция проявля

153

ется при включении групп в качестве субъектов в обогащенные социальные среды — развивающие социальные среды (социальные оазисы), которые создавались нами в Курском Центре подготовки молодежных лидеров «Комсорг».

Развивающая социальная среда («социальный оазис») — это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по со держанию и интенсивности характеристиками совместной деятель ности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые меха низмы успешного развития личности и группы. Э. Фромм оценивал «социальные оазисы» как основное средство духовного оздоровле ния человечества (Фромм, 1994).

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отно шении, разнообразная в предметном плане совместная деятель ность является ведущей детерминантой становления группового субъекта, который активно включается в реализацию основных направлений развивающей социальной среды, таких как:

Формирование духовной культуры молодежного социума. Глав ные условия формирования мотивации: совместное переживание юношами чувства сопричастности к особой молодежной субкульту ре, сочетающей романтичность и высокую социальную активность; чувство принадлежности к престижной общественной организации региона; приобщение к высоким жизненным целям и ценностям. Для многих юношей обсуждение в широком круге сверстников во просов личностного самоопределения и смысла жизни является первой и редкой возможностью осознать свое «Я» и свой потенциал.

Демократическое внедрение организационного порядка. Ор ганизационные нормы и структура представляются на общем со брании в самом начале смены не как «директивы педагогического совета», а как многолетние традиции, в создании которых уча ствовали и сами воспитанники. Таким образом, подчеркивается возможность и необходимость участия ребят в продолжающемся нормотворчестве.

Общая пространственная организация коллективных дей ствий. Общеколлективные построения, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество, танцы, хоровые песни и дру гие групповые мероприятия совершаются в «зоне видимости» для

154

каждого воспитанника. Дети воспринимают самих себя и друг друга через призму общеколлективной активности, что стимулирует со зревание подлинной социальности.

Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности.

Высокосодержательная и в социальном, и в духовном отношении, разнообразная в предметном плане деятельность является систе мообразующим фактором развивающей социальной среды, опреде ляя ее направленность и качественное своеобразие. Воспитанники участвуют в групповых дискуссиях на социально и личностно значимые темы, готовят театрализованные представления, состя заются в спортивных и интеллектуальных конкурсах, в песенных

итанцевальных фестивалях. Особое место занимает трудовая деятельность: помощь в восстановлении исторических памятников, участие в экологических акциях, помощь престарелым и инвали дам, труд по самообслуживанию. Ежедневно в расписание включе ны учебные занятия, основной задачей которых является обретение социальных умений (способы эффективной коммуникации, приемы эмоциональной саморегуляции).

Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и пове денческих компонентов совместной деятельности. Коллективные действия совершаются на вербальном (скандирование девизов, при ветствий, пение песен) и сенсомоторном (игры, марши, танцы, по строения) уровнях. Мероприятия проходят в быстром темпе. Время

иматериальные ресурсы для их подготовки достаточно ограничены. Публичность представления результатов повышает ответ

ственность и эмоциональную отдачу участников. Большинство мероприятий проходят в форме соревнований. Эмоциональная насыщенность, необходимость форсировать интеллектуальные и творческие усилия, высокие энергетические затраты — все это обеспечивает максимальное вовлечение каждого воспитанника в совместную деятельность, устраняет опасность возникновения пустых молодежных «тусовок» и создает эффект «огромной, про дуктивной жизни».

Позиция субъектности в реализации вышеописанной много плановой совместной деятельности обусловила оптимальную дина мику социально психологической структуры группы. Функциони рование групп в условиях развивающих социальных сред, которые с самого начала создавались группами совместно с психологами

155

и педагогами Центра на основе ранее заложенных традиций, вызвал заметную динамику групповых интегративных свойств в общей структуре, а также успешность совместной деятельности и общения.

Витоге повысился удельный вес параметра «направленность активности», который «поднялся» на второе ранговое место, хотя по прежнему ведущую роль в общей структуре играл фактор «эмоциональное единство». Однако вхождение «направленности»

впервую тройку ведущих интегративных свойств структуры за метно сказывалось на оптимизации жизнедеятельности групп. Группы впоследствии проявляли способность выбора наиболее благоприятных для себя социальных ситуаций и социальных сред, а также способность изменять социальную среду в лучшую сторону, т.е. обнаружили умение проектировать социальную среду. Повышалась самостоятельность и творческий характер совместной деятельности и ее широта, т.е. складывался своеобразный веер дея тельности: учебной, трудовой, игровой, художественной, которые выполнялись успешно.

Заметные изменения произошли и в структурах социальных чувств, переживаемых индивидом и группой. Прослеживалось из менение соотношения значимости, удельного веса основных видов социальных чувств: нравственных, интеллектуальных, коммуни кативных, эстетических и праксических в общей атмосфере эмо циональной жизни группы. Доминирующими социальными чув ствами стали коммуникативные, нравственные и эстетические при меньшей выраженности интеллектуальных и праксических чувств.

Врамках эксперимента вновь созданные группы из ранее не знакомых друг с другом подростков и юношей проявляли высокую чувствительность к восприятию традиций и целей Центра, выра жающих мотивацию на сближение, и очень быстро, за один два дня, достигали психологического единства, но пока на основе внешне привлекательных, а не сущностных признаков. Управлять такими группами было легко, так как они стремились как можно быстрее сдружиться и сорганизоваться, но были склонны ждать готовых указаний от психолога и педагога (шефов). Можно считать, что уже в первые два три дня группы приближались к этапу «группа — кооперация».

И, наконец, примерно в половине периода пребывания в Цен тре многие группы приобретают статус, близкий к наивысшему

156

уровню классификации их развития, т.е. к коллективному. Такие группы успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относятся к поручениям вышестоящих организаций, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах поведения. Полученные группой задачи решались не шаблонно, были попытки найти наилучший ва риант их выполнения, т.е. они становились субъектами совместной деятельности и на уровне сознания, и в поведении.

Одновременно с повышением уровня развития группы как субъекта идет процесс формирования индивидуального субъекта участников группы. Одним из социально психологических меха низмов взаимосвязи данных процессов выступает статусно пози­ ционная­ структура индивидуального сознания. В этом случае личностное самоопределение детерминируется элементами стату­ сно позиционной структуры: собственным статусом индивида в группе, статусом группы членства в основном коллективе и стату сом основного коллектива в более широкой социальной общности.

Выраженную динамику группового и индивидуального субъ ектов под влиянием экспериментального воздействия в рамках особых социальных сред можно объяснить, по крайней мере, двумя причинами: а) чувствительностью развивающейся личности (под росток, юноша) к престижному, яркому социальному сообществу, обращенностью мотивов в будущее; б) приобретением статуса субъекта как высшей целостности индивида и группы, благодаря чему, по мнению А.В. Брушлинского, соответственно видоизменяет ся — постепенно или сразу — вся основная система их психических процессов и свойств (Брушлинский, 1996).

Литература

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 28–41.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.–Воронеж, 1996.

Гайдар К.М. Социально психологические аспекты группы как субъекта дея тельности, общения и отношений: Дис. … канд. психол. наук. М., 1993.

157

Горбачева М.Н. Влияние уровня развития молодежной группы на эффектив ность решения интеллектуальных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2006.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной жизнедея тельности малых групп и организаций. М., 2001.

Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудово го коллектива // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 53–64.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективах // Вопросы психологи. 1976. № 3. С. 16–25.

Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома, 2001.

Уманский Л.И., Френкель И.А., Чернышев А.С. и др. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и сту дентов. Курск, 1972. С. 5–17.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая шко ла молодежных лидеров. М., 2005.

Шорохова Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 5–28.

158

РАЗДЕЛ II

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

СУБЪЕКТ ЖИЗНИ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

159

160