Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ryabkov_V_M_Antologia_form_prosvetitelnoy_KDD

.pdf
Скачиваний:
575
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
3.62 Mб
Скачать

371

возможности отвести под «красный уголок» большое помещение, целесообразнее организовать при предприятии клуб вместо «уголка». Если же клуб не будет организован, а останется «красный уголок», то его размеры не должны нарушать самого принципа построения «красного уголка», т. е. не переходить «уголочных» пределов.

Размеры помещений, отводимых под «красные уголки» в рабочих общежитиях, определяются, конечно, размерами помещений в целом, средним числом охваченных «уголком» рабочих и прочими условиями местного порядка. Однако, и здесь не следует переходить известных пределов, характерных для «уголка». В крайнем случае, если это дом многоэтажный (в большом городе), густо заселенный жильцами, то целесообразнее создать при доме к л у б для всего общежития, а на ряду с этим дать на каждом этаже, или группируя максимум по два этажа, комнатушку под «уголок» для жильцов этого или этих этажей.

Размеры «красного уголка» при коммунальной столовой или чайной должны определяться размерами всего помещения, средним количеством людей, пропускаемых «уголком», примерно, ежедневно. Однако, именно в отношении этих «уголков» необходимо проявить сугубую осторожность. Столовая занимает промежуточное, так сказать, положение между предприятием и семьей. Пообедав, рабочий обычно торопится домой. Задача «красного уголка» при коммунальной столовой — задержать его на возможно больший срок в обществе товарищей по работе, по производству, а если рабочий пришёл с семьей, то задержать их всех. Но, как мы отметили это во введении, до тяги в большие коллективы наш рабочий — в массе — ещё не дорос; а «красный уголок» держит курс на широкие слои массы, на отсталого, несознательного рабочего; следовательно, желательно больших скоплений в «уголках» не устраивать; иначе, вместо коллектива, в «уголках» по-прежнему будет масса, тесной спайки между пришедшими в «уголок» не будет — каждый замкнется в себе: один уйдет в газету, другой — в журнал, третий — в диаграмму, а все вместе задержатся

372

в «уголке» не надолго. При больших размерах «красный уголок» в коммунальной столовой может превратиться в читальню, не больше. Этого же для «красного уголка» не достаточно. Трудно, вне учета деталей каждого случая в отдельности, указать выход из положения. Остаётся надеяться, что наши общие соображения подвинут местных работников на поиски наиболее жизненной формы «красных уголков» при коммунальных столовых.

Что касается «красных уголков» при рабочих казармах и бараках, то здесь скромные размеры «красного уголка» даны заранее. Надо только отметить следующий момент: казармы и бараки заполнены в большинстве сезонными рабочими, элементом наиболее отсталым; поэтому надо обратить особое внимание на то, чтобы при каждой казарме, при каждом бараке был «красный уголок», даже в том случае, когда несколько казарм и бараков обслуживается общим для них всех клубом.

Существенное значение имеет «вещественное оформление», внешний вид «красного уголка». Надо отказаться от оборудования «красного уголка» по типу хотя бы зрительного зала клуба и даже по обычному типу читальни. Расположение мебели в «красном уголке» должно быть схоже скорее с расположением ее в чайной, пивной: ряд разбросанных по помещению столиков и стульев возле них; от длинных общих столов и скамей надо отказаться. У отдельных столиков (отрыжка прошлого, с которой приходится еще считаться) легче образуются оживленные товарищеские группы, — нам надо содействовать этому: лучше достичь этого в «красном уголке», нежели допустить это в пивных и трактирах.

Очевидно, что о такой планировке мебели можно говорить только в отношении «уголка» более или менее крупного масштаба. В значительном числе цеховых и им подобных "уголков" всю мебель придётся свести к одному столу и стульям. Из соображений технического и организационного удобства рекомендуется в этих «уголках» вводить систему круглых столов, вокруг которых располагаются табуреты или стулья.

373

На столиках или на столе надо разложить газеты, журналы, шахматы, шашки, домино и т. п.

Кроме стола или столов и стульев или табуреток, необходимой частью «уголка» должен быть книжный шкаф или, лучше, открытая этажерка с книгами. В шкафу или на этажерке должны быть расположены наиболее интересные для рядового рабочего и доступные его пониманию книги. В число их надо вводить не только беллетристику, но и популярно-научные книги и брошюры (см. ниже примерный список книг для книжной полки в «красном уголке»). На столе или столах надо разбросать свежие журналы и газеты.

Стены «красного уголка» надо «покрыть» декоративно-агитационным материалом: лозунгами, знаменами, портретами, плакатами и т. д. Материал надо подобрать такой, чтобы момент агитационный не убил в нём момента декоративного и, наоборот, чтобы момент чисто декоративный не затушевал бы агитационного содержания всего «вещественного оформления» стен «уголка». Надо лозунг давать в яркой рамке или броским монтажом; плакат не надо делать аляповатым и в то же время — не закрывать его агиткой; портрет не просто приколачивать к стене, а дать в простой, но изящной рамке или обрамить его хвоей, зеленью, узорами и цветной бумагой...

словом, и глаз должен охотно, с удовольствием смотреть на стены "уголка", и стены «уголка» должны входить через глаз в мозг, в сознание. Необходимо дать на столах «красного уголка» также известную долю справочного материала по вопросам рабочего быта, профессионального движения, советского строительства. Материалом этим загружать «уголок» не следует; надо «подавать» этот материал частями, по мере накопления острых злободневных вопросов, и как можно чаще освежать его. К этому материалу, как и к декоративно-агитационному, необходимо предъявлять требование художественной его отделки. Располагать декоративно-агитационный материал по стенам «уголка», на щитах и витринах надо не бессистемно, просто «разбрасывая» и сваливая все в одну

374

груду, — необходимо этот материал группировать по роду тех моментов, к которым он относится. В этом направлении надо применить систему «уголков», т. е. каждому роду материала отвести именно для него отграниченное место. Так, могут и должны быть устроены «уголки» профсоюза, кооперации, жилищные и другие. При этом, когда жизнь выдвигает какойлибо наиболее острый вопрос, ему посвящается специальный «уголок», или же один из имеющихся «уголков» приспосабливается к преимущественному освещению данного вопроса. Так, наиболее остро сейчас стоит вопрос о повышении производительности труда; ему необходимо в «красном уголке» отвести специальный «уголок» — дать яркий лозунг, четкую образную диаграмму, статью или отрывок из какой-либо более доступной и интересной газетной статьи и т. д. Это не сложно; существенно другое — постоянно освежать материал, чтобы не приелся, особенно часто можно менять вырезки из газет.

Необходимо возможно полнее в этих «уголках» отражать работу данного предприятия и быт именно данной группы рабочих.

Оборудование «красного уголка» в намеченном плане ответит потребности широкой рабочей массы в здоровом отдыхе; даст ответ-справку по наиболее существенным для рабочего вопросам его быта и общественной жизни, и в то же время вберет в себя известную долю зачатков просвещения.

А ответив бытовым потребностям, «уголок» вовлечет в себя рядового рабочего, вовлекши — получит возможность расширить и углубить его воспитание, начатое агиткой «состен».

Основные виды работы красного уголка

Какими же рамками ограничена организационно-просветительная работа «красного уголка»? — В основе своей «красный уголок» рассчитан на обслуживание наиболее отсталых, наименее активных рабочих и работниц. Это определяет собою и достаточной мере примитивный, начальный характер его работы.

375

По с у щ е с т в у своему организационно-просветительная работа «красного уголка» совпадает с клубной работой. Но «красный уголок» не должен ставить себе цели развернуть клубную работу во всём её многообразии. Задача красного уголка» — дать некоторые из форм клубной работы, наименее сложные, и то дать их не в развернутом виде, а в зачаточном состоянии. Каждая форма работы "красного уголка" должна иметь своей целью положить начало заинтересованности рабочего в том или ином виде клубной работы и на этой почве построить постепенно вовлечение рабочего в жизнь и деятельность рабочего клуба. Подробнее на этом организационном моменте мы остановимся ниже. Пока же только подчеркнем, что «красный уголок» должен не заменять собою клуба, а прокладывать дорогу в него.

Книжная полка красного уголка

Мы отметили уже, что в каждом «красном уголке» необходимо иметь шкаф или этажерку, в крайнем случае, полочку с книгами. Количество томов в них определяется масштабом самого «уголка»: числом рабочих, которых он обслуживает, суммою средств, которою «уголок» располагает и т. д. Но независимо от их количества, книги эти должны принадлежать к разряду книг популярных, рассчитанных на отсталого, совершенно неподготовленного, «начинающего» читателя. При этом желательно избегать книг «толстых» в сотню-другую страниц; в большинстве «красный уголок» рассчитан на крайне кратковременное пребывание в нем рабочего, и если в этих условиях он хочет продвинуть книгу в массу, то книга эта должна быть такой, которую можно проглотить в один два «присеста». Этому требованию отвечает брошюра; именно ею и надо, по преимуществу, комплектовать «красные уголки». Нельзя отрицать, популярной литературы у нас вообще мало, а брошюрной особенно; так называемая популярная брошюра представляет собою в большинстве случаев или вульгаризацию, чрезмерное упрощение вопроса, или просто-напросто краткое изложение

376

вопроса, при чём эта краткость не только не делает брошюру доступней, а, наоборот, вносит в неё элемент сухости и трудности для преодоления.

Поэтому к брошюре «красного уголка» надо относиться крайне осторожно, давать только действительно популярную брошюру, а при её отсутствии или ничего не давать, или давать «толстую» популярно-научную книгу, но такую, которая будет написана живо, образно, увлекательно (таких немного, но всё же они имеются). Да и популярные брошюры надо подбирать такие, которые отличаются яркостью и красочностью изложения. Ниже мы дадим примерный перечень книг для "красного уголка". Этот перечень не претендует бытьисчерпывающим— он только примерный.

Значительное место надо отвести в «красном уголке» художественной литературе, беллетристике. Однако, она не должна приглушить внимание посетителя «уголка» к популярно-научной книге.

Выдача книг на дом «красным уголком» не производится; он дает книгу для чтения тут же в «уголке». Получить книгу на дом посетитель «уголка» может из той передвижки, которая имеется в «уголке», или у «книгоноши», который ежедневно должен заглядывать в «уголок».

Книжный шкаф, книжная полка «красного уголка» только пробуждает интерес к книге, не дальше; исчерпывающее удовлетворение назревшего интереса рабочий получит частично с помощью передвижки и книгоноши, но, главным образом, в библиотеке близлежащего клуба; об этом ему должен говорить соответствующей плакат со стен «уголка» и руководитель работы последнего.

Задача «красного уголка» не ограничивается моментом пробуждения его к книге вообще; его задача шире — сосредоточить внимание посетителя «уголка» на основных моментах профессионального, бытового строительства, и дать ему возможность получить по этим вопросам необходимые начальные сведения. Поэтому преобладающее число литературы в «красном уголке» должно освещать основные и очередные вопросы, которые поставила и ставит наша, все развивающаяся вглубь, революция.

377

Рамками книжного шкафа или полки «красный уголок» не замыкается. Мы уже подчеркнули, что книга из инвентаря «красного уголка» должна идти в пользование тут же, «на месте». В «красном уголке» вообще силен элемент читальни. Специальная читальная комната или уголок при нём не создаются но он сам, «красный уголок», является своеобразной читальней повышенного типа. Превращаясь в читальню, «красный уголок» использует для этого не только газету, но и журналы; при чём не ограничивается тем, что разбросает по столикам свежие газеты и журналы и проводит так называемую работу с газетой.

Сегодня в газетах

Это — большой лист картона с художественно отделанной надписьюзаголовком. Можно дать, помимо надписи, иллюстрацию, специально для этого изготовленную или вырезанную из какого-либо журнала или плаката. Свободное место этого листа картона ежедневно заполняется надписями по типу тех, которые даются газетой «Правда» на первой странице, в левом верхнем углу под заголовком «Сегодня в номере». Эти надписи должны в сжатой форме излагать содержание наиболее интересных заметок и статей, помещенных во всех газетах, имеющихся в «уголке». Желательно под каждой такой надписью указывать номер газеты и название статьи или заметки, по которой она составлена. Таким образом, посетитель «красного уголка» войдёт в курс событий последнего дня, пробежав только самый плакат «Сегодня в газетах»; при желании он может ознакомиться со всеми вопросами подробнее по указаниям плаката.

Если «красный уголок» имеет возможность приобрести лишний экземпляр газеты, то вместо траты времени на заполнение плаката «Сегодня в газетах»— можно будет наклеивать на него вырезки из газет. Но заполнять плакат вырезками из газет можно только в том случае, если эта вырезка передает содержание материала в сжатой форме; в противном случае, приходится вырезку заменить все же надписью от руки.

378

Не менее существенным и неотъемлемым моментом работы библиотеки при «красном уголке» должна быть разметка номеров тех газет, которые имеются в «уголке». Эта разметка сводится к выделению и подчеркиванию наиболее важных моментов и интересных заметок. Разметка газет имеет для «красного уголка» чрезвычайно большое значение,

— она даёт возможность использовать кратковременность пребывания рабочего в «уголке» для проведения серьезной просветработы.

Громкое чтение в красном уголке

Работа с газетой в намеченных формах захватит только грамотных посетителей «красного уголка». Но ограничивать свою работу воспитательным воздействием только на грамотного рабочего, хотя бы и отсталого, «красный уголок» не может. В его задачу входит, в равной степени, вовлечение неграмотного и малограмотного. Вовлечь неграмотного и малограмотного рабочего в «красный уголок» не так уж трудно: обстановка уюта и отдыха привлекает его. Но вот подчинить его моменту просвещения можно будет только тогда, когда «уголок» приспособит ряд форм своей работы именно к этой группе рабочих.

Одною из основных в этом направлении форм политпросветработы является громкое чтение. Ни плакат «Сегодня в газетах», ни разметка газет, ни книга ничего не смогут дать неграмотному. И газета, и книга будут для него мертвы, если их не оживить живой речью. Поэтому громкое чтение должно быть одним из основных видов политпросветработы «красного уголка».

Кратковременность пребывания рабочего в «уголке» заставляет с особым вниманием относиться к отбору материала для чтения. Прежде всего, для громкого чтения в «красном уголке» необходимо использовать свежий газетный материал. Нет необходимости в том, чтобы зачитывать этот материал полностью и текстуально; целесообразнее чтение его построить по типу плаката «Сегодня в газетах» или просто зачитывать этот плакат.

379

Вместо ссылок на источник зачитываемых сообщений, чтец живым словом комментирует прочитанное, наводит слушателей на вопросы, толкает на беседу. Беседа эта не должна быть длительной; она должна только полнее осветить вопрос, затронутый газетным сообщением.

С большим трудом можно провести в "красном уголке", по крайней мере, в большей части их, громкое чтение книг. Прежде всего, на книжном рынке мало таких популярных книг и брошюр, которые отвечали бы своими размерами тому промежутку времени, который можно уделить их чтению в «красном уголке». Кроме того, надо иметь достаточную подготовку для того, чтобы комментировать популярно-научную книгу, а это при неграмотной аудитории потребуется безусловно. Чтение художественных произведений еще более затруднительно. Слишком мало подходящего материала в современной литературе и в наследстве прошлого. Использовать этот материал можно только при умелом разборе, освещении, углублении его. На это сил у большинства «красных уголков», вероятно, не хватит.

В лучшем положении в отношении громкого чтения находятся «уголки» при рабочих общежитиях, казармах и бараках. Рабочий, живущий в общежитии, казарме, бараке, не только заглядывает в такой «уголок», а проводит в нём продолжительный промежуток времени (ведь «уголок» - то этот тут же, при жилье, «под боком»). В «красных уголках» этого типа можно поэтому поставить громкое чтение гораздо шире и глубже.

Необходимо использовать для громкого чтения в «красном уголке» заметки рабочих корреспондентов в газете «Правда», «Рабочая Москва», «Труд». Вне спора, они не являются художественными произведениями; но элементы художественного воздействия на массу — образность, живость, искренность, простота — в них имеются. А самое существенное в них то, что они отражают сегодняшний день, откликаются на острые вопросы рабочего быта. Это обеспечивает активность слушателей при их обсуждении.

380

Беседа в красном уголке

Особо серьезное внимание должно быть уделено «красным уголком» беседампо всемвопросамнашего общественного строительства.

Можно время от времени устраивать в «красном уголке» собеседования на заранее определенную тему, оповестив об этом своевременно рабочих данного предприятия, цеха, мастерской, жильцов общежития, барака. Эти собеседования принесут известные положительные результаты, особенно если их сопровождать демонстрацией иллюстративного материала

— диапозитивов, подвижных диаграмм и т. п.

Однако, не эти собеседования стоят в центре политпросветработы «красного уголка». «Красный уголок» должен широко поставить повседневную беседу, развивающуюся из любого разговора двух или группы товарищей, находящихся в «уголке». Именно такие беседы, если умело включить в них элемент воспитательной «обработки» собеседников, дают возможность незаметно для самого рабочего овладевать постепенно его сознанием, сообщая этому сознанию необходимую «установку». Надо использовать каждый разговор рабочих в «красном уголке» для превращения его в беседу на соответствующую тему, беседу, насыщенную моментом оформления классового сознания собеседника. Это оформление сознания будет не полное, не исчерпывающее; оно будет основою, на которой легче будет построить дальнейшее, более широкое и глубокое воспитательное воздействие на посетителей «красного уголка».

Размах беседы в «красном уголке», круг вопросов, который она охватит, должен быть обусловлен уровнем развития того, с кем ведёшь беседу, степенью его интереса к вопросу, остротой вопроса вообще и т. д. Нельзя пытаться каждую беседу развернуть до охвата всех основ строительства. Достаточно большим достижением будет, если беседой удастся внедрить в сознание собеседника хотя бы один из элементов просвещения. По существу, назначение беседы — не исчерпать вопрос, а дать толчок мысли, направить эту мысль по верному пути. Всесторонний охват вопроса

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]