Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гр.война.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
456.7 Кб
Скачать

Борьба с «демократической контрреволюцией»

В 1918 г. страна Советов оказалась в кольце фронтов гражданской войны. Достаточно чет­ко обозначились три политические силы: пер­вая — большинство рабочего класса и бедней­шего крестьянства от имени которых выступа­ли большевики; вторая - представители свергнутых классов и поддержавшие их группы населения (офицеры, большая часть казачества, торгово-промышленная буржуазия и другие «быв­шие»); третья - самая многочисленная часть населения, так называемая «мелкая буржуазия» города и деревни (среднее крестьянство, торговцы, ремесленники и т.п.). Если первые две силы сразу определились как враждебные и непримиримые, то третья колебалась и ее позиция («на чьей стороне») нередко зависела от перевеса красных или белых, ибо по ту и другую сторону фронта основную массу солдат составляли те же крес­тьяне, которые часто в тылу и «красных» и «белых» поднима­ли восстания. Разумеется, подобный расклад социальных сил, сошедшихся в жестокой схватке, носит во многом условный характер, так как состав каждой из противоборствующих сто­рон был неоднороден и подвижен. В рядах «красных» находи­лось немало бывших офицеров, представителей интеллиген­ции, выходцев из средних и даже высших слоев российского общества. Под знаменем Белого движения воевали и рабочие, в частности уральских заводов, и крестьяне-бедняки - те, кого принято относить к социальным низам. Попав в катаклизмы революционной эпохи, сотни тысяч людей искали свое место в катастрофически меняющейся жизни, нередко метались подоб­но шолоховскому Григорию Мелехову из одного лагеря в дру­гой или жили в зависимости от причудливо переплетавшихся обстоятельств, вырвавших их из привычного быта и заставив­ших забыть о происхождении и интересах своей социальной среды.

На первом этапе гражданской войны хлебная монополия, реквизиции, бесчинства продотрядов и комбедов оттолкнули массы крестьян от большевиков и усилили позиции эсеров.

Социалистические партии, не принявшие Брестский мир, осу­дившие большевистский квазисоциализм и насилие над крес­тьянами, призывали к борьбе с коммунистами под флагом Учредительного собрания. Летом 1918 г. в нескольких регионах образовались социалистические коалиционные правительства, пытавшиеся избежать крайностей революционного радикализ­ма и оголтелой контрреволюции, стремясь выбрать, по словам либеральных социалистов, путь «золотой середины» - демок­ратического обновления России. Появившийся позже в советс­кой историографии термин «демократическая контрреволюция» означал, что с мая по ноябрь 1918 г. борьбу с большевиками вели под демократическим флагом меньшевики и эсеры.

Идеологам умеренных социалистических партий большеви­ки казались не менее опасной силой, чем приверженцы старо­го строя. Будущее, считали они, принадлежит «демократии и социализму», а большевизм - «вульгарная пародия» марксиз­ма, которая наносит социализму не менее тяжкий вред, чем открытая реакция.

Катализатором объединения сил «демократической контрре­волюции» на некоторое время стал мятеж чехословацкого кор­пуса. В 1918 г. в России в плену находилось около 200 тыс. чехословаков. Еще при царском правительстве из этих военноп­ленных был сформирован 50-тысячный легион для участия в боевых действиях на Восточном фронте. Согласно Брестскому договору, легион следовало разоружить. Поэтому легионеры считали большевиков предателями, хотя часть из них сочув­ственно относилась к Советам. Когда корпус был вытеснен с Украины немцами. Советское правительство согласилось пе­ребросить его во Владивосток, а затем оттуда морским путем переправить во Францию. Не сдавшим оружие грозили расстре­лом. Но, по постановлению съезда, представители от частей корпуса оружие не сдавали, решив силой пробиваться к Вла­дивостоку.

Мятеж чехословацкого корпуса (май 1918 г.) поддержала Антанта. Посол Франции в России Ж. Нуланс от имени союз­ников заявил, что они решили «начать интервенцию... и рас­сматривают чешскую армию в качестве авангарда союзной ар­мии». Мятежники быстро захватили важные железнодорож­ные узлы на Сибирской железной дороге, взяли под контроль территорию от Челябинска до Самары. В результате возник антибольшевистский фронт в Поволжье и Сибири, где была свергнута Советская власть. Сразу же образовалось два но­вых эсеровских правительства - Самарское, объявившее себя Комитетом членов Учредительного собрания (КОМУЧ), и коалиционное Сибирское правительство в Омске. Причем как КОМУЧ, так и Сибирское правительство претендовали на общероссийскую власть. Не было у них согласия и по политическим вопросам. Суть расхождений сформулировал в свое время кадет Л. Кроль: «Са­мара хотела держать революцию на уровне эсеровских требова­ний, а Омск стремился назад от революции, несколько щеголяя даже возвратом к старым внешним формам».

Однако летом и осенью 1918 г. войска обоих правительств, пользуясь поддержкой чехословаков, сочувственным отношени­ем части населения, поверившего в демократические лозунги, на­несли серьезные удары по большевистским силам. 6 августа 1918 г. «Народная армия» КОМУЧа взяла Казань. Оставалось форсировать Волгу - тогда открывался путь на Москву. Войска Красной Армии терпели поражения и в других регионах.

Советское правительство предпринимает экстренные дей­ствия. На Восточный фронт во главе с Троцким прибывает бро­непоезд с отборной боевой командой и военным трибуналом. Эмиссары центра драконовскими мерами предотвращают па­дение Свияжска. За бегство с поля боя по приговору трибунала по принципу «децимации» расстреливаются двадцать семь красноармейцев Петроградского полка, в том числе командир и комиссар. В Муроме, Арзамасе, Свияжске создаются конц­лагеря. Троцкий подписывает приказ о беспощадной расправе с паникерами, дезертирами, дезорганизаторами, включая и ко­мандование частей. Вводятся заградительные отряды, уничто­жавшие обратившихся в бегство бойцов и командиров.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявляет Советскую республику «военным лагерем». Из военно-партийных работников создается Реввоенсовет республики во главе с Л. Троцким. Командующий Восточным фронтом И. Вацетис назначается главкомом Красной Армии. Начинается массовый террор против «вра­гов революции». Жесткие меры на фронте и в тылу дали свои результаты: уже в начале сентября 1918 г. в кровопролитных и упорных боях войска Восточного фронта остановили против­ника и перешли в контрнаступление. 10 сентября была взята Казань. Большевики успешно наступали от средней Волги к Уралу. Участь эсеро-меньшевистских правительств была пред­решена. Дело в том, что межеумочная политика КОМУЧа, Сибирского и других региональных антибольшевистских прави­тельств, а также созданного 23 сентября 1918 г. на Уфимском, государственном совещании Временного всероссийского правительства - Директории - отталкивала от них кадетов, предпринимателей, офицерство - с одной стороны и приверженцев большевиков - с другой. Конфликты происходили по рабочему и, крестьянскому вопросам, особенно острые разногласия вызывав ли будущее государственное устройство и внешнеполитическая ориентация страны. Под ударами как справа, так и слева КОМУЧ, Сибирское, Уральское и иные правительства, а затем и коалици­онная Уфимская Директория должны были уступить место воен­ной диктатуре Верховного правителя - Колчака.