Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гр.война.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
456.7 Кб
Скачать

Первая Советская Конституция

V Всероссийский съезд Советов, в дни работы которого развертывались драматические события мятежа левых эсеров, вошел в историю как съезд, принявший первую Советскую Консти­туцию. В ней не осталось и следа от ленинской идеи государ­ства - коммуны. В республике Советов сохранялись постоян­ная армия, милиция, ВЧК, чиновничество и другие атрибуты обычного государства. Основу Конституции составляла «Дек­ларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в ко­торой были сформулированы три основополагающие идеи: дик­татура пролетариата, общественная собственность на землю, промышленность, транспорт, а также федеративное устройство государства на основе самоопределения народов России.

Законодательная и исполнительная власть принадлежала Со­ветам, с помощью которых был ликвидирован принцип разделения властей и провозглашалась власть трудящихся сверху дони­зу. Исполнительные и распорядительные органы Советов - ис­полкомы имели вертикальное подчинение, что способствова­ло установлению жесткой централизации власти. О роли Ком­мунистической партии в системе Советов в Конституции не говорилось, но фактически власть в Советах, начиная с ВЦИК и СНК, принадлежала большевикам.

Конституция, с целью обеспечения руководящей роли рабочих в Советах, гарантировала им значительные преимущества по сравнению с крестьянством. На съезд Советов РСФСР от рабо­чих избирался 1 представитель от 25 тыс. избирателей, а от кре­стьян - 1 от 125 тыс. Тем самым закрепилось политическое не­равенство рабочих и крестьян. К тому же, выборы проводились открытым голосованием. Помещики, капиталисты, кулаки, бывшие чиновники старого режима, жандармы и другие пред­ставители ранее господствовавших классов лишились избира­тельных прав. С принятием Конституции в общих чертах обозна­чился новый политический и социально-экономический строй.

§ 2. На фронтах гражданской войны (1918-1920 гг.) Создание Красной Армии

Последовавшая после крушения монархии че­реда событий, основным содержанием которых была поляризация сил, готовящихся схлест­нуться в беспощадной схватке, медленно, но верно создавала соответствующие политические, классовые, военно-организационные и социально-психологические пред­посылки гражданской войны. На политику, экономику, иде­ологию и психологию людей глубокий отпечаток наложил военный фактор. Прежде чем грянула революция наши со­отечественники более трех лет гибли на полях сражений пер­вой мировой войны, мерзли и голодали в тылу, страдали от боли потери близких и родных. Война ломала привычные представления о добре и зле, уродовала характеры и поведе­ние людей обыденностью убийства и насилия. Под ружье были поставлены миллионы россиян и с развалом старой армии они с оружием в руках возвращались домой. В условиях об­щероссийской катастрофы и острой социально-классовой вражды формировалась взрывоопасная среда, готовая при­вычными для себя средствами - штыком и пулей разрешать острые противоречия. К этому толкали и лидеры партий раз­личной политической ориентации. Они буквально втягивали население в гражданскую войну, натравливая одну часть граж­дан на другую. Мир и покой в России теперь связывали не с гражданским умиротворением, компромиссом, соглашением, а с победой над своими политическими или классовыми про­тивниками. К войне, но теперь внутренней, готовились, созда­вая свои вооруженные силы. Каждая революция должна уметь защищаться — эти слова Ленина стали девизом, под которым шло строительство Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Паническое отступление старой армии под натиском немец­ких войск в конце февраля 1918 г., несмотря на героическое сопротивление отдельных полков, красногвардейских и парти­занских отрядов, окончательно убедило ленинское руководство в необходимости создания новой армии. Советское правитель­ство решило демобилизовать старую армию и срочно формиро­вать свои вооруженные силы, «построенные не на принципах всеобщего вооружения народа», как предполагали большевики до революции, а на кадровой и регулярной основе. Рьяным сторонником нового курса в военном деле стал Л. Троцкий. Он убедил Ленина образовать Высший Военный Совет (ВВС) из бывших генералов Ставки царской армии во главе с Н. Бонч-Бруевичем, исполнявшим обязанности начальника штаба Став­ки. Декретом Совнаркома перед ВВС ставились задачи органи­зации обороны страны и формирования боеспособной армии. Царские генералы и офицеры соглашались на сотрудничество с Советской властью из патриотических соображений - шла вой­на с Германией. Служить в Красную Армию пошли И. Вацетис, С. Каменев, А. Брусилов, Е. Снесарев, В. Альтфатер и мно­гие другие. К началу 1919 г. бывшие офицеры составляли бо­лее половины командно-начальствующего состава Красной Армии. Фактически они и создали красноармейские соединения и части, способные вести боевые действия, как хорошо орга­низованная сила.

Курс на регулярную армию стал предметом острых разногла­сий в военно-партийной среде. Первые комиссары военного ведомства в ленинском правительстве (Н. Крыленко, Н. Под­войский, П. Дыбенко) считали, что бывшие генералы возро­дят в Красной Армии «царские порядки». Доводы Ленина их не убедили - вся коллегия Наркомата по военным делам пода­ла в отставку. Конфликты Ленина с левыми продолжались в партии вплоть до VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 г.

По предложению Ленина пост народного комиссара по воен­ным делам занял Л. Троцкий. За диктаторские замашки и склонность к репрессиям Троцкого резко критиковали в партийной среде, но Ленин всячески его защищал, считая, что он пытается превратить диктатуру пролетариата из «киселя» в «железо». Выбор оказался удачным: вряд ли можно было най­ти более убежденного сторонника самых строгих порядков в армии, чем Троцкий, да еще с такими качествами, как воля и решительность, доходящие до крайней жестокости.

С марта по сентябрь 1918 г. произошел переход от доброволь­ческого этапа в строительстве Красной Армии к ее формирова­нию на основе воинской повинности, на принципах регуляр­ных частей с военными специалистами, комиссарами, воинс­кими уставами и дисциплиной. Когда Ленин говорил, что «без военкома мы не имели бы Армии», он имел в виду прежде все­го руководителей волостных, уездных и губернских военных комиссариатов, которые налаживали воинский учет и проводили мобилизации. После введения обязательной воинской повинности к середине сентября 1918 г. Красная Армия уже состояла из 6 армий и 54 дивизий; общая численность войск на фронте и в тылу составляла около 450 тыс. чел. Она имела достаточно стройную структуру управления и была оснащена вооружением из арсеналов царской армии.