Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гр.война.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
456.7 Кб
Скачать

Реформаторская деятельность п. Врангеля. Значекие Белого дела.

22 марта 1920 г. главнокомандующим вооруженными силами Юга России был назначен П. Врангель. Передав все полномочия и остатки разгромленной армии своему преемнику, Деникин навсегда покинул родную землю. Наступал последний этап истории Белого движения, его дра­матический эпилог: март-ноябрь 1920 г. Эти восемь месяцев, сравнимые с периодом деятельности Временного правитель­ства, были насыщены напряженной работой не только в воен­ной области, но и во внешней политике, и, в особенности, в со­циально-экономической сфере. Завершая борьбу, белые торо­пились успеть продемонстрировать измученной стране весь не­раскрытый ими ранее созидательный потенциал общественного переустройства.

Барон Петр Николаевич Врангель (1878-1928) происходил из знаме­нитой российской семьи, ни одно поколение которой верно служило Оте­честву. Его мать была из рода Самариных. В 1901 г. окончил Горный инсти­тут, а затем стал профессиональным военным, служил в гвардии, окончил Николаевскую академию генерального штаба (1910). Участник русско-япон­ской и первой мировой войны. Командир кавалерийского корпуса (гене­рал-майор). С 1918 г. Врангель вступил в войска А. Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Одаренный военачальник, отли­чался редкой целеустремленностью и здоровым честолюбием. Постоян­ные интриги вокруг его имени в конце концов вызвали негативную реак­цию А. Деникина, снявшего Врангеля с занимаемых им постов и отправившего его в ссылку в Константинополь. Однако это не помешало впоследствии Деникину назначить Врангеля своим преемником.

Врангель вступил в новую должность с вполне определенной программой реформ, суть которой выражал лозунг «левая по­литика правыми руками». Серьезный и вдумчивый стратег, об­ладавший твердой волей и качествами государственного дея­теля, он решительно отверг ряд основополагающих принципов своих предшественников, поставивших, по его мнению. Белое дело на грань катастрофы. Во-первых, он отказался от плана подготовки похода на Москву и других крупномасштабных и дорогостоящих военных проектов, понимая всю их абсурдность и нереалистичность в сложившейся обстановке. Во-вторых, ре­организовав армию, он последовательно и настойчиво укреп­лял южнорусскую государственность, рассчитывая сохранить ее до «лучших времен». Он допускал возможным относитель­но долгое сосуществование «двух России», гарантией чего мог­ли выступить союзники и собственные вооруженные силы бе­лых в Крыму. И, наконец, Врангель порвал с так называемым «непредрешенчеством», разработав и осуществив комплекс важных внутриполитических мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для его режима.

Прежде всего Врангель обратился к наведению порядка и дисциплины в армии. В течение короткого времени деморали­зованные, раздробленные на многочисленные отдельные груп­пировки, соперничавшие друг с другом воинские части были объединены им в три корпуса под командованием генералов Кутепова, Слащева и Сидорина, под прежним названием Русская Армия. Особой заботой ее главнокомандующего стало подня­тие боевого духа солдат и офицеров. 25 марта 1920 г. на Нахи­мовской площади в Севастополе был устроен смотр войск и епископ о. Вениамин отслужил торжественный молебен об ук­реплении русского воинства. Врангель повел беспощадную борьбу с проявлениями морального разложения, пьянства, интриг и политиканства во всех военных структурах. Большое внимание он лично уделял делу воспитания и умелой пропаган­де в войсках. Его приказы отличались краткостью, ясностью по­ставленных задач и особой эмоциональностью. Отдавая долж­ное значению печати и информационному обеспечению своей политики, Врангель возложил всю ответственность за достовер­ность публикуемых в газетах материалов на их издателей и ре­дакторов, сурово наказывая виновных за клевету.

Вместе с тем, реально оценивая свои возможности по оборо­не полуострова, куда со всей России перебрались беженцы и где проживало многочисленное местное население, Врангель сразу после назначения отдал распоряжение о подготовке эва­куации войск и мирных граждан из Крыма, поручив разработ­ку плана генералу Махрову. В. Шульгин, наблюдавший за пер­выми шагами Врангеля на посту главнокомандующего, писал, что «в нем чувствовалась не нервничающая энергия, а спокой­ное напряжение очень сильного постоянного тока».

К формированию нового курса П. Врангель привлек видных российских политических и государственных деятелей. П. Стру­ве ведал управлением внешних сношений. Благодаря его уси­лиям в мае 1920 г. удалось добиться от Франции признания крымского правительства де-факто. На А. Кривошеина (бли­жайшего сподвижника и соратника П. Столыпина) легла вся тяжесть работы по реализации аграрной и земской реформ. Основные принципы аграрной (земельной) реформы были выд­винуты лично Врангелем, а детализированы сотрудниками Кривошеина еще по дореволюционному периоду - Глинкой и Зубовским. Реформа предусматривала органичное соединение наиболее прогрессивных элементов аграрных проектов нача­ла века - Столыпина и Кутлера, рассчитанных на поддержку крепких хозяев с признанием самозахвата помещичьих земель, осуществленных крестьянами за годы революции и войны, и их закрепления в собственность новых хозяев.

Это была серьезная социальная уступка крестьянству, позво­ляющая надеяться на его массовую поддержку режиму. Земля передавалась в вечную наследственную собственность каждо­му хозяину, но не даром, а за плату Государству, которое уста­новило механизм выкупа, в том числе на льготных условиях. Фактическое владение крестьянами землей к моменту начала реформ признавалось правительством нерушимым.

Реформа имела определенный успех у местного населения, а ее первые результаты были обнадеживающими. 1 января 1920 г. земельная реформа проводилась в 90 волостях из 107, контролируемых Врангелем. Летом-осенью 1920 г. в Таврии были проведены разделы частновладельческих имений, утвер­ждены максимумы крестьянских и минимумы помещичьих земель. Предельные размеры для крестьянских хозяйств ко­лебались от 30 до 100 дес, а кое-где и выше (1 дес = 1,09 га). В социальном плане Врангель, как и Ленин, решил опереться на середняка.

В дополнение к аграрной реформе крымским правительством осуществлялась земская реформа. В принятом «Положении о волостном земстве» предусматривалось создание системы кре­стьянского самоуправления с участием представителей всех других категорий землевладельцев. Волостные земства изби­рались на земельных сходах и должны были представлять из себя в основном крестьянскую организацию, противостоящую большевистским Советам. Волостным земствам передавались и административные функции. Таким образом, по мнению Врангеля, закладывался фундамент будущего возрожденного русского государства, основанного на самодеятельности народа снизу, а не сверху, как было принято еще с тех времен, ког­да создавалась империя Петра I.

Однако планам Врангеля не суждено было сбыться. Военные силы противников были несопоставимы. Блестяще проведен­ная М. Фрунзе операция по прорыву в Крым, вынудила белых навсегда покинуть родную землю.

Русская трагедия для обеих сторон продолжалась и после окончания гражданской войны. Как известно, победителей в братоубийственной войне не бывает. Не случайно многие из бывших красных «героев» сами стали впоследствии жертвами режима, возведенного на костях народа.

Что же касается белых, то они со своими боевыми знамена­ми, верные воинской чести, с образом Родины в сердце отправ­лялись в неведомые для них скитания. Судьба и к ним оказа­лась неблагосклонна, но свой долг они исполнили до конца. В 1921 г. А. Деникин писал: «После свержения большевизма на­ряду с огромной работой в области возрождения моральных и материальных сил русского народа перед последним с небыва­лой еще в отечественной истории остротой встанет вопрос о со­хранении его державного бытия, ибо за рубежами русской зем­ли стучат уже заступами могильщики и скалят зубы шакалы в ожидании ее кончины. Не дождутся. Из крови, грязи, нищеты духовной и физической встанет русский народ в силе и разуме».

Находясь в изгнании русские люди бережно сохраняли тра­диции России и свято верили в ее грядущее возрождение и луч­шее будущее. Именно в этом и видели они главное значение своей борьбы.