Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гр.война.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
456.7 Кб
Скачать

На Восточном и Южном фронтах

К осени 1918 г. на Южном фронте красноармейцы с огромными потерями приостановили наступление Донской армии генерала П. Красно­ва. На Севере, где к этому времени высадились английские и американские интервенты, было парализовано' продвижение в глубь страны генерала Е. Миллера.

Советская историография преодолела миф о двух «объеди­ненных» и «комбинированных» походах Антанты на Советс­кую Россию в1919г. Но с конца 80-х гг. историки и публицис­ты впали в другую крайность - об интервенции почти перестав ли упоминать, а некоторые авторы даже утверждают, что ее и вовсе не было. Между тем, помимо чехословацкого корпуса, с' Советской властью активно боролись и другие иностранные? войска. На Дальнем Востоке к сентябрю 1918 г. союзный экс­педиционный корпус насчитывал 44 тыс. чел.: 28 тыс. японцев, 7500 американцев, 4 тыс. канадцев, 2 тыс. итальянцев, 500 англичан, 1000 французов. Все это означало расширение мас­штабов интервенции, намерение союзников выполнить догово­ренность о разделе сфер влияния и оккупации в России. Кроме того, Антанта обильно снабжала Белые армии оружием, бо­еприпасами, снаряжением и деньгами. Известно также, что в штабах белых генералов и атаманов было немало иностранных военных советников и инструкторов, участвовавших в раз­работке оперативных планов армий.

Если до капитуляции Германии, Австро-Венгрии и Турции Антанта маскировала свои цели якобы задачей защиты Рос­сии от немцев, то к началу 1919 г. союзники открыто заявля­ют о «помощи русскому народу» в свержении большевистского ига и «последующем устройстве жизни». На весну 1919г. Антанта планировала объединенное наступление на Россию, ко­торое Черчилль объявил «походом 14 держав». В одной из стра­тегических разработок главного командования Антанты ука­зывалось, что наступление должно быть начато «со всех гра­ниц России и направлено концентрически к самому сердцу большевизма — к Москве».

Вплоть до апреля 1919 г. стратеги Антанты считали, что дви­жение основных сил начнется на Южном и Западном фронтах. И лишь в середине апреля, когда четыре армии адмирала А. Колчака развернули успешное наступление на Восточном фронте от Северного Урала до Южного Заволжья, французский пре­мьер Клемансо сообщил командующему войсками Антанты в Сибири, советнику Колчака генералу Жаннену: «...если ны­нешние благоприятные условия сохранятся, я считаю возмож­ным поход ваших основных сил в направлении на Москву, в то время как левый фланг обеспечит связь с Деникиным...»

В свою очередь, советское командование своевременно при­няло меры по укреплению Южного фронта. Войска вновь об­разованного Украинского фронта в марте 1919 г. освободили большую часть Украины. В середине февраля создается запад­ный фронт. Однако Антанта и советское руководство недооце­нили важность Восточного фронта (видимо, сказались успехи на этом направлении Красной Армии во второй половине 1918 г.). Между тем новый правитель Сибири - адмирал Кол­чак - создал благодаря мобилизации армию в 400 тыс. чел. До­бившись численного превосходства в войсках, он прорвал центр обороны Восточного фронта и к середине апреля 1919 г. нахо­дился в 85 км от Казани и Самары и в 100 км от Симбирска. Дальнейшее продвижение к Волге могло бы привести к соеди­нению Колчака с Деникиным и их совместному походу в цент­ральные районы страны.

10 апреля 1919 г. Ленин заявил, что судьба революции ре­шается на Восточном фронте. Партийная, профсоюзная и ком­сомольская мобилизации дали Красной Армии около 800 тыс. чел. На Восточный фронт прибыли свежие части, артиллерия, бронепоезда. Действия южной группы войск Восточного фрон­та под командованием М. Фрунзе стали примером смелого и решительного массированного удара основных сил и средств — в конце апреля 1919 г. Колчаковский фронт был прорван. В трех последовательно проведенных операциях южной группы войск: Бугурусланской, Велебейской и Уфимской (конец апреля - июнь 1919 г.) армии Колчака потерпели сокрушитель­ное поражение и к августу 1919 г. Колчак был отброшен за Урал, а в начале 1920 г. окончательно разбит. Серьезный вклад в победу над Колчаком внесли сибирские крестьяне, восстав­шие против Омского правительства, подписавшего приказ о возвращении земли бывшим владельцам. 4 января 1920 г. Кол­чак отрекся от титула «Верховного правителя Российского го­сударства» и звания главковерха. Вскоре Колчак и его премьер Пепеляев (а вместе с ними и эшелон с золотым запасом) были переданы чехами, стремившимися во Владивосток, сначала меньшевистко-эсеровскому иркутскому Политцентру, а после­дним - местному большевистскому ВРК, по приговору которо­го и расстреляны. Большевики подписали с чехословацким кор­пусом перемирие и соглашение о полной эвакуации морским транспортом, что и произошло в начале августа 1920 г.

В июле 1919 г., когда разбитые армии Колчака отступали, основной центр борьбы против Советской республики перемес­тился снова на юг, где в наступление перешли армии А. Дени­кина, получившего поддержку и помощь от США, Англии, Франции, Румынии и Болгарии. Черчилль признавался по­зднее, что Англия оказывала Деникину главную помощь - «не менее 250 тыс. ружей, 200 пушек, 30 танков и громадные запа­сы оружия и снарядов были посланы через Дарданеллы и Чер­ное море в Новороссийск. Несколько сот британских офицеров и добровольцев в качестве советников, инструкторов, храните­лей складов и даже несколько авиаторов помогли организации деникинских армий».

В мае 1919 г. Деникин нанес удар по Красной Армии у юж­ной границы Донбасса. В тылу советских войск полыхало вос­стание казаков на Верхнем и Среднем Дону, а на юге Украины подняла мятеж 6-я Украинская дивизия под командованием Н. Григорьева, выступившая под лозунгом «Советы без коммунистов», «Украина для украинцев». Располагая внушительной военной силой (20 тыс. чел., свыше 50 орудий, 700 пулеметов, и 6 бронепоездов), дивизия помогла Деникину начать широко­масштабное наступление на юге Украины.

В начале июня 1919г. военные действия развернулись в Тав­рической, Екатеринославской, Харьковской, Донецкой, Воро­нежской, Царицынской, Астраханской губерниях и в Донской области. А. Деникин, имея четырехкратное превосходство в коннице, наносил мощные удары по красным войскам, которые на протяжении всего 1600-километрового фронта перешли к обороне. Ожесточенные бои развернулись за Царицын. Ко­мандующий Кавказской армией генерал П. Врангель потребо­вал от Деникина прислать ему офицерские пехотные части, заявив, что «конница может делать чудеса, но прорывать про­волочные заграждения не может». Деникин перебросил Вран­гелю 7-ю пехотную дивизию генерала Тимановского - свой единственный резерв. 30 июня Врангель взял Царицын.

После падения Царицына стратегический характер стала приобретать оборона Астрахани и устья Волги. И хотя деникинцы теснили красные части на север, но взять Астрахань не смогли. Советские войска сумели удержать за собой важные в оперативном отношении плацдармы на правом берегу Нижней Волги, в районах Черного Яра, Владимировки и др.

Серьезных успехов деникинцы достигли в ходе Крымской операции. Войска под командованием генерала Я. Слащева раз­громили крымскую группировку советских войск, что обезо­пасило тыл Добровольческой армии в ходе ее наступления на Левобережную Украину. Здесь были прорваны Харьковский и Белгородский укрепленные районы. Войска под командовани­ем генерала В. Май-Маевского взяли Белгород, Чугуев, Харь­ков и наступали на Екатеринослав, в который вошли с боями 30 июня 1919 г.

Деникинцы готовились к нанесению главного удара на курс­ком и воронежском направлении для захвата Москвы. В начале июля В. Ленин пишет обращение к партии и трудящимся «Всем на борьбу с Деникиным!». В нем Ленин подчеркивал, что настал «самый критический момент революции» и «все силы советс­кой республики должны быть напряжены, чтобы отразить на­ступление Деникина и победить его, не останавливая победного наступления Красной Армии на Урал и Сибирь». Части Южно­го фронта спешно пополнились командирами. В июле их при­было в войска фронта 3879 чел. Командующим Южным фрон­том вместо В. Гаттиса был назначен В. Егорьев, а его помощни­ком А. Егоров. С лета по осень 1919 г. в войска, сражавшихся против деникинских армий, было направлено свыше 40 тыс. коммунистов и около 30 тыс. комсомольцев.

К концу июля 1919г. в составе Южного фронта насчитыва­лось 157,6 тыс. штыков, 25,8 тыс. сабель, 4094 пулемета, 876 орудий, 55 бронепоездов и 10 автобронепоездов. Противостояв­шие ему вооруженные силы юга России имели 104,5 тыс. штыков. 50,9 тыс. сабель, 1212 пулеметов, 531 орудие, 28 бронепоездов, 25 танков. Превосходство в коннице давало Деникину воз­можность удерживать инициативу в действиях.

Силами 4-го Донского корпуса генерала Мамонтова был про­веден рейд по тылам Южного фронта красных, в ходе которого были взяты Тамбов, Козлов, Елец, Воронеж. Удачно действо­вал в тылах красных и 3-й Кубанский конный корпус во главе с генералом Шкуро. 12 сентября 1919 г. Деникин возложил на Добровольческую армию задачу овладеть совместно с 4-м Дон­ским и 3-м Кубанским корпусами Москвой. Основные усилия деникинцев сосредоточились на курско-московском направле­нии. 20 сентября Добровольческая армия взяла Курск. Над Москвой нависла серьезная угроза.

Реввоенсовет республики принял экстренные меры по уве­личению боевого состава войск Южного фронта, которому были переданы лучшие части и соединения Красной Армии: конный корпус С. Буденного, латышская стрелковая дивизия, бригада червонных казаков. Из них была образована ударная группа, сосредоточенная южнее Брянска.

11 октября 1919 г. началось контрнаступление войск Юж­ного фронта. Первая неделя боев не дала перевеса ни одной из противоборствующих сторон. Затем инициатива перешла к Красной Армии. В тяжелых боях под Орлом были разбиты луч­шие пехотные дивизии Деникина. В районе Воронежа и Касторной конный корпус Буденного во взаимодействии с 8-й ар­мией разгромил казачью конницу генералов Мамонтова и Шку­ро. Особо отличился при этом Сводный кавалерийский кор­пус во главе с организатором красной кавалерии Б. Думенко (по клеветническому доносу был осужден ревтрибуналом и рас­стрелян в 1920 г.).

После успешного завершения орловско-курской и воронеж­ской операций войска Южного фронта начали преследования отходящего противника. К весне 1920 г. деникинцы были вы­теснены с Украины, разгромлены на Северном Кавказе. Остат­ки деникинских армий были пригнаны к морю и эвакуирова­лись из Новороссийска в Турцию и Крым. Деникин на англий­ском миноносце отбыл в Константинополь, передав командо­вание остатками своих войск генералу Врангелю. Разгром Де­никина означал коренной перелом в ходе гражданской войны в пользу Советской власти.