Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
307.87 Кб
Скачать

Глава 7. Когда мы становимся личностью?

199

Заветные отношения любви и верности не зависят от проявления взаимности. Будучи родителями, мы призваны любить своих детей до того, как они смогут ответить взаимностью и осознать эту лю­бовь. Как мы увидели в Псалме 138, главное не осознание зароды­шем Божьего присутствия, а осознание Богом существования заро­дыша и Божья любовь к нему.

В-четверых, Библия считает всех людей призванными к отно­шениям с Богом. При этом Господь призывает нас как личность, по имени. Иначе и невозможно себе представить. Подобным же обра­зом мне трудно представить, что в истории нашей жизни был такой момент, когда мы находились вне Божьего призыва. Другими слова­ми, никогда в рамках нашего существования не было такого момен­та, когда бы Бог не призывал нас. Брендан Маккарти сказал: «Если Господь действительно призывает нас к Себе, как утверждает хрис­тианская вера, то Он должен был призывать нас так же, как и ветхо­заветных пророков — пока мы еще находились в утробе матери»230. Кроме того, если Бог существует вне времени, то Он знает о нас и зовет еще до зачатия (Иер. 1:5). Итак, наша уникальная человечес­кая индивидуальность исходит от Бога, который призывает нас по­именно, и Его призыв действенен с самого начала нашего существо­вания. Конечно, кажется необычным, что даже эмбрион имеет имя и индивидуальность, которой не обладают животные или неоду­шевленные предметы, однако это вполне созвучно библейскому учению. Бог создает уникального человека для того, чтобы призвать его войти в общение с Ним.

В-пятых, христианское учение напоминает нам об обязанности любить ближнего, о нашем долге заботиться и защищать уязвимых, слабых и беззащитных. В христианском понимании общины, мы связаны узами верности и ответственности даже перед теми, кто нам чужд и далек. Эмбрион является прекрасным примером тех безза­щитных человеческих существ, о которых мы должны заботиться.

И, наконец, последнее. Если мы испытываем глубокую неуве­ренность в своем понимании нравственного статуса эмбриона и пло­да ранних стадий развития, то давайте спросим себя: «Какой ис­тинно христианский ответ может быть предложен на эту онтологи­ческую неуверенность?» Ответ: склониться в сторону защиты и противостать сознательному уничтожению. Важнейший принцип медицинской этики гласит, что если возникает ситуация на грани

жизни и смерти, и при этом врач не уверен, какое решение при­нять231, то принимается решение, которое всегда можно отменить: делается выбор в пользу продления жизни. И только в случае, когда у нас не остается никаких сомнений, что надежды на выживание нет, что прогноз безнадежен, а эффективный способ лечения этого со­стояния отсутствует, можно рассматривать вопрос об отмене интен­сивной терапии. Этот принцип можно приложить и к вопросу о моральном статусе эмбриона или плода на ранних этапах развития: если возникает сомнение в правильности нашего решения, мы долж­ны склониться в сторону сохранения жизни. Возможно, мы так ни­когда и не узнаем, как Бог рассматривает эмбрион или плод. Но это незнание не дает нам право распоряжаться участью эмбриона по своему изволению. На подобное неведение следует реагировать по-христиански.

Богословие и человеческий эмбрион

Эмбрион — это уникальная форма существования. Это sui generis*". Нельзя относиться к нему как к еще не родившемуся ребен­ку. В то же самое время нельзя относиться к нему и как к простому биологическому механизму, комбинации генетического материала и цитоплазмы, как к комку живой ткани, потенциально способной превратиться в ребенка. Нам нужно создать новую мыслительную категорию для этого существа. Это не ребенок, который еще не ро­дился, и не комок живой ткани. Это — человеческий эмбрион, уни­кальная форма существования, отличающаяся от всего остального.

Размышляя над этой формой существования с библейской точ­ки зрения, мы должны помнить о двух темах, которые неизменно фигурируют в христианском богословии.

Во-первых, нужно помнить о связи между физическим и духов­ным. Каждый человек имеет физическое начало (т. е. состоит из материальных элементов: генетического кода, биохимических ком­муникаций, сосудистых трубок и нервноклеточных микросхем) и нематериальное начало (личность, таинственным образом отра­жающая Бога, подобная Богу, способная любить и быть любимой, уникальная и индивидуальная, познанная Богом и призванная

* Лат. «из рода себе подобных». — Примеч. ред.

200

На грани жизни и смерти

Соседние файлы в папке Д.Уайатт