Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kartash 1том.doc
Скачиваний:
168
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
3.5 Mб
Скачать

Д. Предметная сфера действия интерпретационных актов

Предметную сферу ИА образуют те общественные отношения и социально-правовые ситуации, на которые направлено действие предписаний, закрепленных в данном акте. ИА действуют в области экономики, образования, осуществления правосудия и т.д. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. “О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм” регулирует, например, деятельность судов общей юрисдикции, в частности вопросы единообразного понимания и применения законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за такое преступление против личной и общественной безопасности, как бандитизм [146. С. 554 и след.]. Постановление же № 6/8 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации” воздействует на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии, воле и имущественной самостоятельности их участников (см. [13. С. 114]).

Многие авторы придерживаются презумпции совместного действия ИА и толкуемых юридических предписаний, которая (презумпция) предполагает, в частности, совпадение предметных сфер их действия. Данная презумпция относится к числу опровержимых. Во-первых, при ограничительном или распространительном результатах ИА могут сужать или расширять сферу действия интерпретируемого предписания. Во-вторых, проведенная при толковании органом конституционного контроля, например, проверка нормативно-правового или иного предписания на соответствие его Конституции РФ, может привести к отмене или изменению данного предписания. В-третьих, анализ материалов ИП показывает, что нередко субъекты и участники ИД совершают ошибки и иные погрешности, в результате которых сужается или расширяется предметная сфера действия ИА, либо существенно искажается сфера действия интерпретируемого предписания.

Данный аспект проблемы также связан с действием ИА во времени, пространстве и по кругу адресатов. Например, приведенное выше постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. “О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм” распространяет свое действие не только на судебную практику (формально постановление Пленума обязательно только для судов общей юрисдикции), но и на следственную, прокурорскую и иные виды ЮП.

Весьма сложным представляется вопрос о действии во времени и пространстве, по предмету и адресатам смешанных правовых актов, которые содержат праворазъяснительные, нормативно-правовые, правоприменительные и иные положения. В данном случае требуется особое внимание и осторожность при выяснении юридической природы отдельных предписаний.

15.6.4. Реализация интерпретационных актов

До сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной юридической науке реализации ИА не уделяется должного внимания. Кратко покажем актуальность, теоретическую и практическую значимость данного аспекта проблемы.

Исследование реализации ИА является, по сути дела, продолжением анализа вопросов их действия во времени и пространстве, по предмету и адресатам, в частности вопросов о последствиях действия ИА. Однако здесь основной акцент уже делается на претворении (осуществлении, воплощении и т.п.) вынесенных праворазъяснительных решений в жизнь в реальной правотворческой, правоприменительной, судебной и иных разновидностях ЮП.

ИА Конституционного Суда РФ подлежат реализации немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если иные сроки специально в актах не оговорены (ст. 80 ФКЗ). Указаны в законе и последствия невыполнения предписаний ИА. Так, неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом (ст. 81). В новом УК РФ содержится, например, специальная статья, предусматривающая наказание за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

Однако, как говорят в России: “Гладко было на бумаге...”. Дело в том, что многие ИА, принятые Конституционным Судом РФ по разным причинам не реализуются, порой демонстративно игнорируются*. Например, 2 февраля 1998 г. Конституционный Суд РФ, рассмотрев запрос губернатора Нижегородской области о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 правил регистрации и снятия российских граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, признал их не соответствующими Конституции РФ. Однако местные чиновники игнорировали данное решение. Мэр, например, столицы заявил, что прописка в Москве все равно будет, сославшись при этом на особый статус города, что Москва будет переполнена и городской бюджет не выдержит нагрузки социальных выплат и т.п. (см. [38. 1998. 24 апр.]).

Должным образом не исполнялись постановления по делам о проверке конституционности отдельных положений конституций республик Татарстан и Башкортостан, уставов и законов ряда субъектов РФ. Какие должностные лица и какую юридическую ответственность должны в данном случае нести? Каким образом и каким органом должны привлекаться должностные лица к той или иной юридической ответственности? Кто должен осуществлять контроль за реализацией актов Конституционного Суда РФ: прокуратура, сам Конституционный Суд РФ, конституционные или уставные суды субъектов Федерации, суды общей юрисдикции или представительные органы?

Одним словом, механизм реализации ИА Конституционного Суда РФ (да и многих других субъектов ИП) в достаточной степени пока не отработан и, без сомнения, требует пристального внимания как со стороны ученых-юристов, так и законодателей всех уровней.

Как определенной разновидности ЮП реализации ИА присущи все основные черты, которые характерны для ЮП в целом и практики реализации права в частности (подробнее см. главы 12 и 14). То есть здесь также речь идет об особой разновидности юридической деятельности, направленной на претворение юридических предписаний в жизнь, о складывающемся на ее основе опыте, о важнейшем компоненте правовой культуры и ПСО, субъектах и участниках, объектах и средствах, способах и методах, иных свойствах и качественных характеристиках реализации ИА. Вместе с тем практика реализации ИА, на наш взгляд, обладает рядом особенностей по сравнению с другими разновидностями ЮП и требует относительно самостоятельного, комплексного и всестороннего исследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]