Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Дихтер, Я. Е. Экспериментальное жилищное строительство в Москве

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.10.2023
Размер:
19.74 Mб
Скачать

Плац 26-этажного дома «Трилистник».

190

191

Жизни в нем, основанной на новых формах взаимо­ связи быта, отдыха и труда.

Эти новые формы взаимосочетания жилья с ком­ плексом обслуживания вне жесткой связи с планиро­ вочными ограничениями и традиционным делением тер­ ритории одновременно умножают возможности форми­ рования выразительного ансамбля.

Следует высоко оценить проблемные работы в об­ ласти жилых комплексов, связанные с крупнейшим объектом такого рода в ЭЖР Тропарево — комплексом с контингентом жителей в 5 тыс. человек. Имеются в виду работы авторских коллективов под руководством Б. Р. Рубаненко, Л. К. Дюбека, Г. П. Баданова и Н. А. Остермана, а также материалы специально проведенно­ го конкурса.

Независимо от того, будет ли осуществлено строи­

тельство комплекса,

проведенные исследования и про­

ектирование объекта

дали ценные материалы, которые,

в частности, использованы при

подготовке программы

проектирования образцового

перспективного жилого

района на территории Чертанова-Северного.

Экспериментируемые типы

жилища в виде домов-

комплексов — одни из перспективных, так как отвечают основной задаче в области жилищного строительства — наиболее полному удовлетворению многообразных по­ требностей населения.

В процессе строительства и эксплуатации будут ото­ браны наиболее рациональные в функциональном, тех­ нико-экономическом и эстетическом отношениях ре­ шения.

Возможность массового строительства перспектив­ ных типов домов-комплексов возникает при относитель­ но высоком уровне обеспеченности жителей обществен­ ными зданиями различных видов. Однако уже в бли­ жайший период необходимо осуществлять строительство промежуточных типов жилых комплексов, основанных на частичном обобществлении некоторых функций куль­ турно-бытового обслуживания.

Нет сомнения в том, что в ближайшие годы умно­ жится число экспериментальных работ в областях, непосредственно связанных с различными аспектами социальных проблем жилища.

192

Прогнозирование дальнейшего развития и планирования экспериментального строительства

В рекомендациях научно-технических конференций 1968—1969 гг. по строительству, архитектуре и экономи­ ке задачи экспериментального строительства на бли­ жайшую перспективу сформулированы таким образом:

«Следует улучшить организацию экспериментально­ го строительства и в первую очередь проверить новые приемы застройки реконструируемых районов, различ­ ные варианты размещения предприятий обслуживания, новые типы унифицированных конструкций и возмож­ ность создания из них разнообразных по этажности и архитектуре зданий».

Интересы научно-технического прогресса выдвигают перед экспериментальным строительством задачи про­ верки таких новых конструктивных и планировочных идей, массовая реализация которых предполагается лишь через более или менее значительный промежуток времени. Опережение экспериментальным строительст­ вом массового внедрения в этом плане может состав­ лять уже не один-два года, а пять-десять лет, оно связывается с основными социальными задачами пред­ стоящего периода, основывается на глубоких научных исследованиях, материалистическом философском ос­ мыслении объективных процессов развития социалисти­ ческого общества.

Социологическая и демографическая науки, эконо­ мика народного хозяйства вторгаются в процессы про­ гнозирования и проектирования жилищного строитель­ ства, дальнейший прогресс которого немыслим без разрешения противоречия между сроками моральной и физической амортизации жилища.

Если говорить о техническом воплощении перспек­ тивных типов жилых зданий, то именно в эксперимен­ тальном проектировании и строительстве должны разре­ шаться ключевые проблемы, не только соответствующие лучшим достижениям современной мировой архитекту­ ры, но и во многом их предвосхищающие. Этой задаче, в частности, должны отвечать образцовый перспектив­ ный жилой район в Чертанове-Северном.

Повышение степени опережения экспериментом мас­

193

сового внедрения его результатов определяет необхо­ димость длительного планирования экспериментального строительства, в тесной увязке с кардинальными проб­ лемами научно-исследовательских работ в области строительства и архитектуры и народнохозяйственными планами в целом. Эти планировочные расчеты целесо­ образно осуществлять на определенные периоды с раз­ личной степенью детализации. Так, планирование раз­ работки основных проблем экспериментального строи­ тельства целесообразно осуществить на весь расчетный срок генерального плана развития Москвы, во взаимной увязке с решением проблем расселения населения, функционального зонирования городской территории, планировки, инженерного оборудования и т. д.

Можно представить следующую систему планирова­ ния экспериментального строительства:

A. Долгосрочное комплексное планирование экспери­ ментального строительства, необходимого для реализа­ ции важнейших проблем генерального плана развития Москвы (производится в 1972—1973 гг.).

Б. Составление пятилетних планов эксперименталь­ ного строительства на основе социальных и народно­ хозяйственных задач намечаемой пятилетки (осуществ­

ляется

в четвертом

году

каждого

текущего пятиле­

тия) .

 

 

 

 

 

 

B. Разработка на основе пятилетних планов опера­

тивных

планов

экспериментального

строительства на

один-два года,

производится в каждом текущем

году

на следующий

или

через

год — на

последующие

два

года (в

последнем

случае

двухлетние планы подлежат

ежегодной корректировке в соответствии с оперативно возникающими потребностями жилищного и других от­ раслей строительства).

Планирование экспериментального строительства, ес­ тественно, не может ограничиваться только областью жилища. Попыткой комплексного подхода к составле­ нию плана экспериментального строительства можно считать проект пятилетнего плана на 1971—1975 гг., подготовленный МНИИТЭПом и вошедший в утверж­ денный пятилетний план развития промышленности и городского хозяйства Москвы. Впервые в практике экспериментального строительства этот план охватил столь продолжительный период и учел результаты на­

194

учных исследований и проектных предложений во всех областях городского хозяйства столицы, работы всех управлений и институтов ГлавАПУ (см. приложение).

На основе пятилетнего плана был составлен и ныне

осуществлен

двухлетний

план

экспериментального

строительства

Москвы на

1971 —1972 гг.,

в который

включены первоочередные объекты.

проекта

пятилетнего

Одной из

характерных

черт

плана явилось то, что в нем были объединены экспери­ ментальные объекты, осуществляемые как Моссоветом, так и ведомствами. Таким образом, была видна вся картина экспериментального строительства, ведущегося в интересах города и научно-технического прогресса в целом.

Пятилетним планом экспериментального строитель­ ства столицы намечены направление и последователь­ ность экспериментов, а также организационно-техниче­ ские мероприятия по их реализации.

В прогнозировании дальнейшего развития экспери­ ментального строительства нужно рассматривать три основных направления: градостроительство (архитекту­ ра жилища, конструктивно-технические проблемы), тех­ нология заводского домостроения и монтаж зданий и, наконец, социальные проблемы в приложении к сфере быта и жилища.

Рассматривая экспериментальное строительство как непрерывный процесс в комплексе научных исследова­ ний, технико-экономических обоснований и проектных разработок, можно с учетом ведущихся ныне работ конкретизировать программу экспериментов в этих об­ ластях на ближайшие и более отдаленные годы.

Принципиально разработка проблем градостроитель­ ного характера, требующих эксперимента, может быть осуществлена: во-первых, как экспериментальная за­ стройка жилого района— эталона на вновь осваиваемой территории с целью использования результатов экспе­ римента при застройке свободных территорий. Здесь возможны два варианта: застройка территории в преде­ лах МКАД и создание городов-спутников или жилых образований иного типа в значительном удалении от городской черты.

Во-вторых, направление экспериментов может быть связано с реконструкцией сложившейся части города, с

195

ее особыми градостроительными условиями. Здесь так­ же намечаются два круга задач — реконструкция круп­ ного жилого района центрального ядра (в пределах пя­ того городского кольца) и переустройство районов мас­ сового строительства 1957—1964 гг.

Застройка жилого района в пределах МКАД опре­

делена— это образцовый перспективный

жилой район

Чертаново-Северное (далее в тексте мы

будем его на­

зывать ОПЖР), осуществление которого намечено

в

1972—1975 гг. Прогрессивные решения

планировки

и

застройки этого района послужат образцом для исполь­ зования в освоении периферийных территорий Москвы, которые будут застраиваться в 1976—1985 гг.

Кроме ОПЖР к данному разделу работ относится завершение строительства экспериментального жил-ого района Тропарева.

Более сложно определить задачи эксперимента вне МКАД. Интересы перспективного развития города в совокупности со всей массовой агломерацией диктуют настоятельную необходимость экспериментального строительства крупного показательного жилого района. Цель этого социального эксперимента, организованного с использованием всего опыта предшествующих градо­ строительных работ, должны соответствовать разработ­ кам проблемы расселения и развития градообразующей базы Москвы и области. Направления развития мос­ ковской агломерации, а также планы создания горо­ дов-спутников типа Зеленограда или поселений иного масштаба и назначения будут в ближайшее время уточ­ нены. Например, одним из объектов такого характера мог бы стать город-спутник Красная Пахра, в развитии которого можно отметить тенденцию к превращению его в крупную научную базу близ столицы. Проектные

работы по этому объекту могли бы

быть начаты с

1973 г., а строительство — с 1976 г.

экспериментиро­

Второе направление комплексного

вания связано с расширением масштабов реконструкции сложившегося городского ядра. Условия строительства здесь принципиально отличны от застройки на резерв­ ных территориях и могут быть оптимально основаны с учетом методики комплексной градостроительной оцен­ ки территорий. Такие вопросы, как определение опти­ мального объема сноса и переселения, учет наличия ис­

196

торических и культурных памятников, необходимость вывода предприятий и переустройства транспортных и ■инженерных коммуникаций, перепланировка сложив­ шейся системы улиц и т. д., придают реконструкции центральных районов исключительную сложность. Каж­ дый из районов реконструкции, помимо того, должен сохранить своеобразие, быть неповторимым по плани­ ровочной структуре и архитектурному облику.

Экспериментальный характер застройки первого из таких районов заключается поэтому не в создании эта­ лона для повторения, как не может быть эталоном, на­ пример, проспект Калинина, а в отработке методологии крупных реконструктивных работ. Естественно стремле­ ние к тому, чтобы возможно быстрее в самые ближай­ шие годы осуществить такое строительство.

В этом плане предложены два объекта реконструк­

ции. Один

из

них — район

Ульяновской

улицы, рас­

считанный

на

30 тыс. жителей, характерен наличи­

ем большого

количества

памятников

архитектуры,

исторических зданий и важных городских магист­ ралей.

Второй район — Спасские улицы, отличающиеся на­

личием

опорного

фонда и относительно

небольшим в

связи

с этим

объемом

нового

строительства

(103 тыс. кв. м жилой площади).

 

Для

экспериментального

строительства в централь­

ной части города потребуются проекты крупных жилых зданий «акцентирующего» характера, методологически разрабатываемые как типовые проекты, но не предна­ значенные для широкого использования. Они понадо­ бятся и для реконструкции районов массовой застрой­ ки 1958—1964 гг.

Можно представить, что реконструкция таких обра­ зований в архитектурно-планировочном отношении бу­ дет осуществляться на основе использования имеющей­ ся застройки в качестве фона, на котором будут воз­ ведены немногочисленные «акцентные» дома и комплек­ сы, включающие элементы обслуживания. Для этой цели разработаны предложения, учитывающие как функциональное, так и градостроительное значение элементов реконструируемых районов. При этом преду­ сматривается и переустройство части жилого фонда с целью повышения эксплуатационных качеств квартир и

197

приведения их в соответствие с современными стандар­ тами и нормативами заселения.

Наряду с этим в реконструкции микрорайонов при­ менимы и такие методы, как пристройки к эксплуати­ руемым зданиям, а частично — надстройки. Этот резерв возможностей должен быть использован. По расчетам авторов, таким путем можно в сложившихся микро­ районах получить еще 3—4 млн. кв. м жилой площади, существенно меньшей стоимости (до 20—25%), чем во вновь осваиваемых районах. Пристраиваемые элементы в зависимости от конкретных условий могут быть меньшей этажности, чем существующие здания, равны­ ми им или более высокими (как, например, в случае пристройки к глухим торцам при наличии необходимых разрывов).

Направление экспериментов, связанное с реконст­ рукцией районов строительства 1958—1964 гг., преду­ сматривает целый комплекс работ по совершенствова­ нию архитектурно-планировочной организации районов, включающий изменение структуры сетей культурно-бы­ тового обслуживания путем введения в застройку, на­ пример, пространственных структур или локальных базисных многоэтажных домов с обслуживанием и свя­ занного с этим перераспределением функциональных зон жилого образования.

Частью этой общей задачи является и реконструкция собственно морально устаревающего жилого фонда — укрупнение мелких квартир с необходимой трансформа­ цией помещений, высвобождение от жилья первых этажей и т. д.

Массовая реконструкция таких жилых образований представляет достаточно отдаленную перспективу, а сейчас можно заблаговременно провести в эксперимен­ тальном порядке реконструкцию одного-двух микро­ районов. Конкретные предложения такого рода подго­ товлены МНИИТЭПом для района Хорошево—Мневни­ ки. Проект такого эксперимента уже разработан и

может быть осуществлен в 1974—1975 гг.

Повторный

цикл, проводимый в отличающихся условиях,

намеча­

ется соответственно в проектной части на

1974—1975 гг.

и в строительстве — на 1977—1980 гг.

 

 

Большой удельный вес в экспериментальном строи­

тельстве ближайших лет составит тщательная

проверка

198

перспективных конструктивных, инженерно-технических и объемно-планировочных решений жилых зданий. Эти работы можно подразделить:

1.На отработку в экспериментальном строительстве головных образцов новых серий типовых проектов.

2.На проверку новых объемно-планировочных, кон­

структивных и инженерно-технических решений — как этап исследований в целях прогресса строительной нау­ ки и техники и, в частности, создания головных образ­ цов жилых зданий уникального характера.

Экспериментальных зданий для нужд типового про­ ектирования, как уже сказано, предложено семь типов.

Результаты теоретических исследований позволяют выдвинуть с целью экспериментальной проверки в строительстве целый ряд объемно-планировочных и кон­ структивных решений жилых зданий, которые можно считать перспективными для внедрения в последующие годы. Особенно назрела необходимость применения в многоэтажных домах конструкций из монолитного же­ лезобетона.

Повышенные требования к обеспечению пространст­ венной жесткости зданий большой этажности заставля­ ют насыщать их специальными элементами жесткости с высоким содержанием стали. Возведение лестнично­ лифтового узла секций или точечных зданий в моно­ литном ядре приводит к сокращению расхода стали и высокомарочного сборного железобетона. Поэтому мож­ но полагать, что в многоэтажном строительстве после­ дующих лет найдут широкое применение конструкции из монолитного железобетона в сочетании со сборными каталожными элементами (цельномонолитные конст­ рукции в условиях московского климата нельзя отнести к перспективным предложениям).

Рядом творческих коллективов предложены много­ численные варианты как точечных (локальных) зданий повышенной этажности, так и пространственных струк­ тур, которые, отвечая прогрессивной градостроительной концепции городской застройки, способствуют повыше­ нию их эстетической выразительности благодаря насы­ щению сильными архитектурными акцентами.

В части архитектуры, конструктивно-технического решения, методов производства и монтажа к этим зда­ ниям можно отнести прежде всего те, в которых моно­

199

литные ядра жесткости служат одновременно единствен­ ными несущими элементами.

Вторую подгруппу составляют здания, сочетающие в своих конструкциях монолитный железобетон со сбор­ ными элементами панельных и каркасных конструкций: здания с балками-стенками, дома этажерочного типа, дома из объемных элементов и некоторые другие. Здесь наряду с использованием в несущих конструкциях сбор­ ных панелей или каркаса (что предпочтительнее) преду­ сматриваются монолитные ядра (сердечники) жестко­ сти, воспринимающие все горизонтальные нагрузки в сооружении и используемые функционально для разме­ щения лестнично-лифтовых узлов и инженерных комму­ никаций.

Иллюстрацией решений первого рода зданий могут служить предложения авторского коллектива под руко­ водством Остермана. В различных по архитектурнопространственному решению зданиях высотой от 20 до

40 этажей, предназначенных для

экспериментального

строительства 1972—1973 гг., применены

квадратные

в плане, круглые,

прямоугольные

и

трехгранные

ядра жесткости, применительно

к

форме

планов

домов.

 

 

 

 

 

Для экспериментального строительства предназначен

трехсекционный дом,

имеющий

двадцать

два

жилых

этажа и два этажа помещений общественного обслужи­ вания. Здание основывается на трех монолитных ядрах жесткости и системе продольных балок-стенок, на ко­ торые опираются сборные или монолитные конструкции перекрытий. Балки-стенки, изготовляемые в виде от­ дельных элементов высотой на этаж и длиной 14 и 15 м, смоноличиваются в многоярусные системы. Расчеты по­ казывают высокую экономичность такого рода конст­ рукций, требующих, по существу, лишь конструктивного армирования и в целом обеспечивающих расход стали и бетона в здании на уровне расходов девятиэтажного здания.

В предложении мастерской № 10 управления «Мос-

проект-1»

(руководитель — профессор Я. Б. Белополь­

ский) рассматриваются

пространственные

структуры,

в которых

применение

железобетонных

монолитных

ядер позволяет сохранить

ценный малоэтажный фонд,

зеленые насаждения, проезды и коммуникации.

200

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ