Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lectures_educational / Ительсон Л.Б. - Лекции по современным проблемам психологии обучения.doc
Скачиваний:
126
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

4. Когнитивный уровень. Научение знаниям

Многочисленные исследования у нас и за рубежом показали, что у человека тоже имеется описанный меха­низм. Причем, если в качестве ответных используются врожденные реакции (мигательный или коленный реф­лексы, кожно-гальваническая реакция и др.), то он в об­щем работает точно так же, как у животных. Разве что связи образуются быстрее.

О сходстве основных механизмов условно-рефлек­торного научения у людей и животных свидетельству­ет также изучение детей в период до одного года, когда научение осуществляется в основном за счет биологических подкреплений.

Однако, уже к году начинают все явственнее обри­совываться отличия способов отражения и переработки информации, присущие человеку. И это не может не налагать отпечатка на работу самого базисного механизма образования условных рефлексов.

Первое из этих коренных отличий было подчеркну­то уже И. П. Павловым. Кроме реальных сигналов – воздействий самих вещей – на высшую нервную дея­тельность человека воздействуют еще сигналы второго рода – слова. Речевые стимулы являются сигналами вещей, их свойств, отношений и до определенной степе­ни могут заменять эти вещи, свойства и отношения.

Так, например, если выработать у человека услов­ный рефлекс (отдергиванне пальца) на свет, сопровож­даемый ударом тока, то слово «свет» вызовет у него тот же рефлекс – палец непроизвольно дернется. От­сюда видно, что у человека область сигналов, которые могут вступать в связи, значительно шире. Вместо ве­щей и их свойств в качестве условных сигналов могут «работать» слова, обозначающие вещи и их свойства. В ходе научения возникают не только связи «вещь — вещь», но и «слово—вещь», «вещь—слово», «слово—сло­во». Короче, слова начинают управлять научением и действиями человека, наравне с реальными воздей­ствиями нашего внешнего мира.

Существенно изменяется и природа подкрепления. У животного оно имеет биологический характер. Это – удовлетворение определенных органических потребнос­тей. У человека возникает огромное число обществен­но-обусловленных потребностей: от потребности в телевизоре и хорошем костюме до потребностей в об­щественном признании, в осмысленности своей жизни (т.е. наличия у нее высшей цели), в добре, красоте, истине.

Любой сигнал (слова, вещи, события), связанный с действиями или поступками, которые удовлетворяют эти потребности, может стать подкреплением.

Возможность такого процесса тоже была отмечена И. П. Павловым. В ряде опытов он показал, что даже у животных условный сигнал может стать подкрепле­нием. Так, например, если выработан пищевой услов­ный рефлекс на свет, то затем уже сам свет может стать подкреплением для звука. Несколько сочетаний света со звуком (вызывающим пищевую реакцию) приводит к тому, что уже только звук начинает вызы­вать ту же пищевую реакцию. Такие условные рефлексы И. П. Павлов назвал вторичными. Возможны н третичные условные рефлексы и т. д.

Подробно теорию таких типов научения разработал американский психолог Кларк Халл (1884—1953). Он показал, что любой, многократно подкрепленный сти­мул сам приобретает свойства подкрепления. Такие, не врожденные, а приобретенные подкрепления, Халл назвал вторичными потребностями. У животных такого рода вторичные, «заученные» потребности ограничены, вырабатываются с трудом и опираются, в конечном счете, на биологические нужды. У человека они состав­ляют основной репертуар его потребностей и, в конеч­ном счете, опираются на социальные нужды (т.е. вы­ражают отношение к другим людям, а не к природе).

Наконец, как мы уже знаем, у человека существен­но изменяются природа, характер и способы самого отражения реальности. Оно приобретает характер ло­гического, категориального, аналитико-синтетического мышления, а его результаты – форму знаний и дей­ствий.

В соответствии со всем сказанным природу, меха­низмы и условия рассматриваемого научения на когни­тивном уровне можно определить следующим образом:

1. Сущность научения человека заключается в обна­ружении у вещей новых свойств, имеющих значение для его деятельности.

2. Содержание научения составляет образование связей между отражениями новых обнаруженных свойств вещей (новыми знаниями) и уже известными их свойствами (старыми знаниями).

3. Условия научения:

а) чтобы новые осваиваемые свойства реальнос­ти были полезны, т. с. обеспечивали успешное осущест­вление определенной потребной человеку деятельности;

б) чтобы эта полезность обнаруживалась неоднократно.

4. Основа научения заключается в мыслительной переработке информации, поступающей из внешнего ми­ра: обобщении и абстрагировании его свойств, связыва­нии с речевыми обозначениями и т.д.

Итак, сенсорное научение на когнитивном уровне выступает как научение знаниям.