Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_po_ekonomike.doc
Скачиваний:
144
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
2.28 Mб
Скачать

3. Российские теории экономического развития

Кроме названной выше теории длинных волн Н.Д. Кондратьева этим же экономистом были обоснованы «тренды» экономического развития. Был создан «единый экономический показатель Конъюнктурного института» рассчитанный на основе 35 показателей по всему национальному хозяйству. Показатель служил индикатором для определения и прогноза экономической ситуации, что рассматривалось как основа перспективного планирования народного хозяйства (в 1924-1925 гг. разработан перспективный план «сельскохозяйственной пятилетки Кондратьева», предусматривающий оптимальный вариант государственной политики при сложившихся тенденциях развития). Однако политика партии, курс на индустриализацию требовали теоретического обоснования экономического роста за счет средств, по существу «изымаемых» из сельского хозяйства.

В конце 20-х годов публикуются статьи Г.А. Фельдмана, в которых предлагается оригинальный вариант схемы расширенного воспроизводства.

В модели экономического роста Фельдмана рассматривается взаимосвязь темпа роста национального дохода, фондоотдачи, производительности труда и структуры использования народного дохода. Ученый приходит к выводу о необходимости направления большей части капитала в производство средств производства для достижения высоких темпов роста. Работы Фельдмана заложили основу теории экономического роста, опередив аналогичные исследования Дж. Кейнса, Р. Харрода, Е. Домара и др.

В 60-е годы в нашей стране была разработана концепция системы оптимального функционирования экономики, оставившая след в развитии советской эконометрики.

К концу ХХ века структура народного хозяйства России характеризовалась несбалансированностью. Начиная с периода индустриализации в стране получили гипертрофированное развитие отрасли первого подразделения (производство средств производства) при отставании остальных секторов производства. Ограниченный приток капиталовложений во второе подразделение, производящее предметы массового потребления, оборачивался неспособностью удовлетворить в полной мере потребительский спрос. Ситуация во многом объяснялась милитаристской направленностью развития производства, что поглощало значительные ресурсы, обескровливая экономику и вело к отставанию отраслей, не работающих непосредственно на военно-промышленный комплекс.

У истоков начала "перестройки" ("горбачевских ре­форм") стояли такие видные отечественные экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин, А. Анчишкин, А. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин. Первоначально в 1985-1987 гг., в так называемый "розовый период" реформ, была разрабо­тана стратегия "ускорения". Ее авторы исходили из того, что исчерпанные возможности экстенсивного развития в условиях неблагоприятной для СССР конъюнктуры на рынке нефти позволяют обеспечить оптимальные темпы экономического роста лишь на основе крупных инвестиций в машиностроение, что в свою очередь должно привести к повышению производительности труда на базе новой тех­ники и технологии в народном хозяйстве в целом. В основу стратегии "ускорения" ее авторы заложили два императива: 1) стремительно догнать Запад и 2) сделать это, опираясь на преимущество социализма. Эта стратегия очень напо­минала известный лозунг "догнать и перегнать", столь по­пулярный в 50-60-е гг., а еще ранее — политику ускоренной индустриализации 30-х гг. Не удивительно, что уже к началу 1987 г. стало очевидным, что политика "ускорения" требует непомерно больших государственных инвестиций. В результа­те резко возрос дефицит бюджета, что усугублялось даль­нейшим падением цен на нефть на мировом рынке, чрезвы­чайными расходами бюджета, связанными с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, неподготовленной антиалкогольной кампанией и т.п.

Это заставило правительство в середине 1987 г. пойти на расширение самостоятельности хозяйственных субъ­ектов. Предприятия получили возможность распоряжаться большей частью полученной прибыли. Однако и это не обеспечило притока необходимых инвестиций в машино­строение, а, кроме того, значительно увеличило "денежный навес" в экономике, поскольку значительная часть высво­бодившихся средств была направлена предприятиями на повышение выплат работникам. В результате к 1988 г. в реформационном процессе усиливается политическая до­минанта. 1989-1991 гг. характеризуются тенденцией к потере управляемости экономикой и попытками консервативной стабилизации (политика кабинета В. Павлова). Это еще более усугубило экономическое финансовое положение страны.

В условиях новой политической ситуации, после авгу­стовских событий 1991 г. и распада СССР, реформы при­обретают резко радикальный характер. В основу преобра­зований, связанных с именем Е. Гайдара, был заложен императив — "делать как на Западе" — "жить как на За­паде". Монетарная политика, направленная на оздоровле­ние денежной системы, финансов, бюджета, приобрела форму "шоковой терапии", апробированной в странах Восточной Европы, переходящих к рынку. Сегодня пред­ставляется сложным однозначно оценить последствия этого этапа реформ. Наряду с небывалым спадом производства, негативными социальными, политическими, нравственными и т.д. последствиями монетарных преобразований можно наблюдать и положительные результаты, связанные с наполнением рынка потребительскими товарами, развитием сферы услуг.

В последние годы большое внимание уделяется качеству экономического роста и эффективности. М.Н. Сидоров классифицировал факторы эффективности роста как общие (долговременные) и особенные (кратковременные); управляемые и неуправляемые; с разным вкладом в динамику эффективности.

В современных условиях именно сбережения рассматриваются как источник развития в России. Однако наша страна пока не может обеспечить большинство своих граждан доходами, уровень которых вел бы к значительным сбережениям, способным превратиться в кредитные ресурсы для экономики. Да и имеющиеся сбережения сегодня часто не могут стать источником развития народного хозяйства. Перед правительством страны в начале ХХΙ века поставлена задача удвоения ВВП в течение ближайших 10 лет. Зачем? Ведь другие страны не ставят перед собой эту задачу?

2004 год ознаменовался самым высоким за последнее десятилетие темпом прироста мировой экономики – 4,8%. При этом наивысшими темпами росли экономики США, Китая и Индии. Их доля в мировом ВВП превысила 41%. Эти данные показывают, в каком динамичном мире развивается экономика России. Понятно, что темп прироста нашей экономики становится определяющим, а потому важно выработать и механизмы, рычаги экономического роста, которые позволили бы России сохранить статус великого государства. На сегодняшний день 50% роста ВВП обеспечивается в нашей стране за счет экспорта сырья (особенно нефти, где продолжается практика выборочной добычи на наиболее продуктивных участках месторождений). Нарастает процесс истощения природных ресурсов на фоне резкой убыли численности населения России. Труд также становится дефицитным ресурсом. А значит, необходимы структурные изменения в экономике, на обоснование которых и направлена современная экономическая мысль. Экономика, располагающая большими ресурсами человеческого капитала (высококвалифицированными кадрами) и развитой наукой, имеет в долгосрочной перспективе лучшие шансы роста, чем экономика, лишенная этих преимуществ.

1См.: Российская газета от 4 августа 2004 г., с.4.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]