Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Основы функционального и антикризисного менеджмента

..pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
11.17 Mб
Скачать

оперативное управление, меньшие накладные расхо­ ды, сплоченный коллектив и т.д.).

Резкое увеличение многообразия товаров и услуг уже не позволяет фирмам специализироваться по про­ дуктовому признаку. Каждая из них, часто на одной технологической линии вынуждена производить раз­ нообразный ассортимент, причем небольшими серия­ ми. Это еще более повышает роль ассоциаций в мак­ роэкономическом регулировании целых сфер хозяйст­ венной деятельности, межотраслевых комплексов и т.д. Опираясь на ассоциации, советуясь с ними и оказывая им всемерное содействие государство может обеспе­ чить планомерное развитие экономики.

7. Знания, навыки и поведение работников нын определяют конкурентоспособность фирмы. Она ста­ новится не только производственно-коммерческим, но и ОБУЧАЮЩИМ КОМПЛЕКСОМ.1Возрастает роль «золотых воротничков» - рабочих-техников, владею­ щих универсальными основами математики, информа­ тики, естественных и технических наук. Обучение кад­ ров с отрывом и без отрыва от производства (професси­ ональные колледжи, курсы для получения сертифика­ та, дистанционное обучение, тренинг и т.д.) становится самой эффективной формой инвестиций. В США, Японии, Южной Корее в конце XX века более 80% ра­ бочих имеет полное среднее, а половина - среднее тех­ ническое образование.

1 Pedler М., Burgoyne J., Boydell Т. The Learning Company: the Strategy for sustainable development. 2 ed. New York, 1997; Kirk K., Kirk L., Newstrom S. Training Games for the learning organisation. Organisational behavior, human behavior of work. 10 ed., New York, 1997.

н а

Менеджер отличался от исполнителя прежде все­ го тем, что располагал неизвестной тому информаци­ ей. Беспроводные технологии передачи данных, порта­ тивные компьютеры и программные средства позволя­ ют каждому сотруднику передавать и получать нужную ему информацию независимо от местонахождения. Лич­ ный контакт с покупателем заменяется видеокоммуни­ кацией, логистические системы позволяют в каждый момент знать, где находится груз и т.д. Это позволяет постоянно уточнять производственные планы и графи­ ки, получая информацию немедленно, а не за прошлый, отчетный период. Революция состоит в том, что все со­ трудники фирмы становятся менеджерами в сфере сво­ их полномочий, а многие местные конторы и другие уп­ равленческие учреждения становятся ненужными.

8. Новая КАДРОВАЯ СТРУКТУРА фирмы проводящей реинжиниринг по мнению М.Хаммера и Дж.Чампи включает: 1)лидера - руководителя,санкци­ онирующего и мотивирующего преобразования; 2) ме­ неджера («царя»), отвечающего за разработку методов

иинструментов реинжиниринга для фирмы в целом;

3)руководящий комитет из высших менеджеров, разра­ батывающий общую стратегию и контролирующих ее реализацию; 4) менеджеров, ответственных за конкрет­ ные бизнес-процессы; 5) команды, диагностирующие состояние этих процессов и проектирующие их преоб­ разование.

Развитие контрактного права и этики бизнеса по­ зволяет организовать устойчивую кооперацию фирм, не связанных отношениями собственности. Так, япон­ ская корпорация «Тойота» (третья в мире после «Дженерал Моторе» и «Форд» по выпуску автомобилей) получает узлы, детали и услуги от 175 компаний. Лишь

немногие из них - дочерние фирмы, в большинстве из них вклад «Тойоты» в уставный капитал составляет всего несколько процентов, а в 40 - вообще отсутству­ ет. Тем не менее все они получают от «Тойоты» льгот­ ные кредиты для закупки оборудования, новые техно­ логии, туда командируются специалисты по реструк­ туризации и обучению менеджеров.

Реинжиниринг предполагает сокращение цикла стратегического планирования (с 5-10 до 2 лет) и его ориентацию на быстрое обновление продукции. Преж­ ние стратегии предполагали стабильные технологии и цены. Так, компьютерные корпорации США открыва­ ли свои торговые представительства в каждом регионе (Multinational Distribution), японские-торговые дома, представлявшие интересы нескольких компаний (Global Export Approach), европейские - вступали в союз с мес­ тными фирмами, превращая их в своих эксклюзивных дилеров (Multilocal). В конце 90-х гг. получила распро­ странение новая бизнес-модель, основанная на идеях логистики. Одни бизнес-единицы (серверы) специали­ зировались на производстве комплектующих, а другие - (клиенты) - на сборке конечной продукции, имеющей одно мировое имя для нужд конкретного региона (Glo­ bal Brand-Local Touch). При этом единая корпоратив­ ная сеть позволяет каждому клиенту обращаться к лю­ бому серверу. Тяжелые и объемные компоненты произ­ водятся в странах с дешевыми материалами и достав­ ляются на сборку морем, а трудоемкие - в регионах с дешевой и квалифицированной рабочей силой и транс­ портируются по воздуху.

Особое внимание в последние годы уделяется стимулированию высших менеджеров. При прежней системе (оклад + премия в зависимости от прибыли)

они заинтересованы в стабильном бизнесе и снижении рисков и потому неохотно идут на коренное обновле­ ние продукции и технологии, требующее больших зай­ мов. Продажа менеджерам небольшого количества ак­ ций также ориентирует их на дивиденды, а не на повы­ шение цены фирмы, необходимое ее собственникам. В 90-х гт. они полностью уволили консервативное ру­ ководство «Ай Би Эм», «Кодак» и ряда других круп­ нейших корпораций, проигравших в конкуренции более динамичным фирмам. В 90-х гг. ряд АО, основ­ ным источником капиталов которых является фондо­ вый рынок, наделяет высших менеджеров опциона­ ми на покупку акций в будущем (в отраслях с длитель­ ным циклом - через 3-5 лет). Цена акций определяется на основе теории оценки стоимости компании с уче­ том прогнозируемых рисков. В этом случае менеджер заинтересован в долгосрочном росте курса акций и цены фирмы.

Внешние условия реструктуризации российских фирм

Реструктуризация в условиях нестабильной эко­ номики России и других стран СНГ имеет целью пре­ вращение предприятий, которые выступали лишь как производственные и социальные ячейки народного хозяйства, в фирмы - основное звено рыночной эко­ номики. Однако при этом необходимо учесть весьма отличные от других стран внешние условия.

Экономические реформы в России в конце 90-х гг. вступили в свой третий этап. На первом этапе в 1991-1994 гг. проводилось «разбрасывание камней» -

слом прежнего хозяйственного механизма. Он включал: 1)либерализацию цен (в итоге по ряду товаров они пре­ высили мировой уровень, причем за счет НДС и «ус­ луг посредников», а не оплаты труда производите­ лей); 2) ликвидации монополии внешней торговли (ре­ зультатом стал массовый вывоз стратегических ре­ сурсов по демпинговым ценам и укрытие выручки за рубежом); 3) ускоренную приватизацию государствен­ ного имущества по балансовой стоимости 1992 г., т.е. без учета громадного скачка инфляции, а главноедо принятия гражданского, торгового и налогового кодекса, соответствующего новым условиям (вауче­ ризация оказалась лишь этапом на пути перехода го­ сударственного имущества к анонимным холдингам, не умеющим и не желавшим развивать производство, но развязавшим кровавую войну за передел собствен­ ности); 4) ликвидацию госмонополий на производство и продажу алкоголя и табака (результат - кризис не­ платежей из-за дефицита бюджета); 5) разрыв прежних хозяйственных и социальных связей со странами СНГ под предлогом «экономии» на трансфертах (при сохра­ нении нынешних тенденций в начале следующего века Россия будет граничить на юге с богатыми нефтью и газом странами, ориентированными на Турцию, Ки­ тай и страны Запада).

После периода разброда и шатаний (1994-1998 гг.), когда макроэкономическая политика была крайне не­ внятной и противоречивой, наступило время собира­ ния камней, хотя бы наиболее острых и неудобных. На смену неолиберальным упованиям на «невидимую руку рынка» приходит институционалистская политика госу­ дарственного регулирования естественных монополий, банково-финансовой сферы, реструктуризации фирм на

основе изменения их производственной и организаци­ онной структуры, освоение современного менеджмен­ та. Новый этап реформ, начавшийся в 1998 г., призван преодолеть инвестиционный и структурный кризис на основе государственной поддержки отечественного производства.

Экономика Советской России представляла со­ бой неэффективный, но единый и управляемый ком­ плекс. В 90-х гг. экономика разделилась на три слабо­ связанных блока с различными закономерностями и проблемами. Это было обусловлено отсутствием целе­ направленных программ перехода к социально ориен­ тированной рыночной экономике как это было сдела­ но после войны в тоталитарных (ФРГ, Япония, Испа­ ния) и многих бывших колониальных странах (Южная Корея, Малайзия и др.).

Первый блок представлен АО топливно-энерге­ тического, химико-металлургического, лесного ком­ плекса, а также некоторых машиностроительных от­ раслей (авиационная, ракетно-космическая, атомная, судостроение, турбостроительная), которые сумели найти свою нишу на зарубежном рынке. Речь идет о бывших государственных предприятиях (в ряде АО государство сохранило контрольный или блокирую­ щий пакет акций), возглавляемых прежними директо­ рами или выходцами из партийно-хозяйственной но­ менклатуры, часто не владеющими современным ме­ неджментом. Конкурентные преимущества фирм этого блока связаны с уникальными природными ресурсами (крупнейшие в мире запасы газа, платины, палладия, леса и т.д.), низкой (даже с учетом производительнос­ ти) оплатой труда, отсутствием жестких экологических ограничений, поощряемым государством снижением

курса национальной валюты. Однако эти преимуще­ ства все чаще перекрываются высокими ценами на энергию, затратами на социальную инфраструктуру (Норильский комбинат, например, вынужден содер­ жать большой заполярный город), транспорт (в свя­ зи с удаленностью от незамерзающих портов и тран­ зитом через другие страны).

Первый блок производит конкурентоспособные товары, продаваемые за «живые» деньги. Однако и его нельзя считать подлинно рыночным, поскольку доходы менеджеров связаны в первую очередь не с новыми технологиями и снижением затрат, а с моно­ польными ценами на внутреннем рынке, льготными условиями траста (распоряжения государственной соб­ ственностью), налогообложения и финансирования (бюджетные дотации и гарантии по коммерческим кре­ дитам, толлинг и т.д.) благодаря личным связям в орга­ нах власти. Кроме того этот блок все более отрывается от национальной экономики, поскольку зарубежные ТНК монополизируют рынки сбыта (алюминий, цвет­ ные металлы), технологии (нефтедобыча, целлюлоз­ но-бумажная промышленность), поставки наукоемко­ го оборудования (судостроение, авиационная электро­ ника и моторы), получают контрольные пакеты акций, оплачивают директоров через зарубежные банковские счета.

Второй блок представлен бывшими государст­ венными предприятиями, неконкурентоспособными на мировом рынке, получающими за свой товар денеж­ ные суррогаты (бартер, необеспеченные векселя и т.д.) и видимо поэтому не имевшими реальной поддержки в органах власти. Некоторые фирмы, переориентировав­ шись на импортное сырье, технологии, оборудование

и дизайн, находят свою нишу на внутреннем рынке, благодаря более низким ценам (пищевая, особенно мясо-молочная, мукомольно-крупяная, кондитерская промышленность, стройматериалы, фармация, пар­ фюмерия, автозаводы). Сюда стремится иностранный капитал.

В псевдорыночной экономике фирма может ус­ пешно хозяйствовать лишь нарушая традиционные правила бизнеса. Так, Новолипецкий металлургичес­ кий комбинат производил 15%-российской стали, причем 3/4 экспортировал. АО имел годовой доход 2 млрд, дол., вовремя платил налоги и заработную плату, участвовал в управлении Липецким трактор­ ным и другими крупными заводами, финансировал ряд социальных программ региона. Однако при этом основные денежные потоки проходили через ино­ странную фирму, владевшую 37% акций и монопо­ лизировавшую поставки и сбыт продукции. Вопреки закону АО отказывалось от внешнего аудита и пре­ доставления мест в Совете директоров нежелательным инвесторам, хотя они располагали половиной акций. Несмотря на снижение себестоимости отчетный уро­ вень рентабельности снизился за год с 40 до 5%. Не­ формальные связи в местных и федеральных органах власти широко использовались в финансовом менедж­ менте.

Наиболее трагична судьба отраслей высокой технологии, определяющих перспективы СНГ в XXI веке. Они лишились внутреннего и не были допуще­ ны на мировой рынок, где зарубежные ТНК имеют избыточные мощности, а их продукция вполне транс­ портабельна. На грани исчезновения находятся мно­ гие электронные, оптические, приборные производ­

ства, заводы бытовой техники - от телевизоров до стиральных машин и пылесосов, крупные универма­ ги. Многие директора предпочли верный доход от сдачи основных фондов в аренду и распродажи пре­ жних государственных запасов стратегических мате­ риалов кропотливой работе по изучению спроса, на­ лаживанию новых связей, смене технологий и т.д.

Легкая промышленность России, Украины и Бе­ ларуси упустила исторический шанс создать реальные объединения с прежними поставщиками сырья в юж­ ных республиках, чтобы совместно противостоять эк­ спансии турецкого, китайского и другого ширпотре­ ба. Нередко хлопок, полученный из этих республик с выгодой перепродавался за рубеж, а собственные рабочие оставлялись без зарплаты. Швейные фабри­ ки Москвы, Петербурга и некоторых других городов подали пример рыночного менеджмента, сохранив свою самостоятельность. Невзирая на многие пред­ ложения, они освоили выпуск одежды по зарубежным заказам и моделям, обновив таким образом свое обо­ рудование и технологию. По такому пути пошли и некоторые текстильные фабрики. Однако многие по сути дела обанкротившиеся фабрики, заводы и универ­ маги старого образца продолжают паразитировать на теле новых коммерческих структур, не имеющих сво­ их зданий.

Эти структуры формируют третий, рыночный блок экономики, включающий фирмы, изначально созданные на базе частной собственности. Они облада­ ют рядом особенностей. Во-первых, их учредителями и директорами стали новые люди, как правило, пред­ ставители интеллигенции (научные работники, пре­ подаватели, инженеры, студенты), которые не имели

опыта работы с персоналом, банками, финансовыми органами и т.д., но зато были свободны в выборе кон­ тактов и сферы бизнеса. Во-вторых, они выступали в качестве предпринимателей, т.е. хозяйствующих субъ­ ектов, соединяющих функции собственника и менед­ жера, причем чаще всего не связанных с управлени­ ем государственным имуществом. В-третьих, эти фир­ мы создавались в основном в неструктурированных и ненасыщенных секторах рынка, где конкуренция практически отсутствовала. К ним относятся финан­ сы (коммерческие ссуды, ценные бумаги), учредитель­ ство (создание и продажа новых фирм, финансовые слияния), торговля, включая дилерские, консигнаторские (складские) и дистрибьюторские (распредели­ тельные) функции, рыночная инфраструктура (сото­ вая связь, консультации, программное обеспечение).

Как показывают опросы, проведенные исследова­ тельско-консультационной фирмой «Альт» и другими организациями можно выделить три этапа развития ме­ неджмента в этом блоке. На первом, поисковом этапе весьма высокая (сотни процентов годовых) прибыль достигалась путем поиска и формирования новых, не связанных друг с другом бизнесов («тем») на ненасы­ щенном, неконкурентном и нерегулируемом по сути «диком» рынке. Состояния здесь создавались за счет умения чувствовать конъюнктуру, вовремя начать и вовремя оставить дело, ориентированное на «быст­ рые деньги» периода высокой инфляции. Многие, нажившись на развале налаженной годами системы снабжения и сбыта, уехали за рубеж или стали поли­ тиками.

На втором, холдинговом этапе, когда рынок на­ сытился, возросла конкуренция импорта, сократил-

ШШШШШШШШШШШШЯЖ 182 шшшшяяяшшшшшшяш