Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Современный город власть управление экономика. Выпуск 5

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.53 Mб
Скачать

Надежность выступает в качестве способности работников организации с максимальной точностью предоставить заранее объявленную (зарекомендованную) услугу. С обеспечения надежности должна начинаться разработка программы качественного сервиса. Основанием для надежности является компетентность персонала обслуживания.

Предупредительность – уровень мобильности специалиста, его готовности решать незаурядные, неожидаемые задачи, а также это уровень общей профессиональной подготовки и стрессоустойчивости. В так называемых форс-мажорных обстоятельствах, присущих в большей степени сфере «человек– человек», оценивается способность найти неординарное, но вместе с тем эффективное, незамедлительное решение, приводящее к качественным изменениям.

Доверительность – степень доверия граждан по отношению к руководству и персоналу организации, готовности к межличностному взаимодействию, направленному на решение конкретно поставленных задач.

Доступность услуг, в том числе и услуг сферы социального обслуживания, предполагает, с одной стороны, материальнотерриториальные характеристики, такие как наличие (отсутствие) пандусов, общая оснащенность помещений (лифтов), удобное месторасположение организации, наличие спектра услуг на дому и т. д.; а с другой – уровень контакта между получателями услуг и специалистами, их взаимообмена и степень продуктивности совместнойработынад выходомиз труднойжизненной ситуации.

Несмотря на единство организационно-правового обеспечения деятельности учреждений социальной сферы, процесс организации социального обслуживания в условиях сельской местности имеет ряд отличительных, по большей части объективных характеристик от процесса оказания социально-значимых услуг на уровне города.

1. Социально-бытовые услуги представлены совокупностью определенных манипуляций, связанных не только с обеспечением порядка в доме, приготовлением пищи, приобретени-

321

ем продуктов питания и иных товаров первой необходимости, но и со специфически сельскими видами деятельности (вскапывание земли, осуществление посадки, прополки, поддержки порядка на приусадебном участке и т. д.).

2.Осуществление социального обслуживания на дому в зависимости от определенных климатических факторов, специфики топографического плана и прочего сопровождается рядом трудностей, связанных с передвижением по местности.

В частности, несмотря на активное внедрение участковой службы, обеспечивающей деятельность специалиста по социальной работе (в функции данного специалиста входит оказание социально-значимых услуг в условиях строго определенной местности), далеко не всегда решается проблема доступности и качества социальных услуг для жителей отдаленных муниципальных образований.

В городской местности проблема доступа к элементам инфраструктуры, в частности, относящейся к сфере социальной защиты, как правило, отсутствует.

3.Третья особенность заключается в разнообразии элементов инфраструктуры, функционирующей на территории городской местности. В сфере социального обслуживания существует совокупность типовых форм организаций. Согласно статистике Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области городская местность представлена наиболее широким спектром учреждений. Большинство сельских муниципальных образований располагает лишь самым распространенным типовым учреждением – Комплексным центром социального обслуживания населения [5].

Разнообразие наименований организаций и, соответственно, оказываемых ими функций положительным образом отражается на качестве и доступности услуг сферы социального обслуживания и защиты населения.

Несмотря на тенденции к разрозненности «города» и «села», на сегодняшний день ведется политика, направленная на приведение к максимально равнозначным условиям работы работников

322

сферы социальной защиты на уровне городской и сельской местности. Такимобразом, различия между финансовымобеспечением, условиями труда ижизнедеятельностью нейтрализуются.

Подтверждением вышеизложенному является то, что на территории Иркутской области в сфере контроля качества оказания социальных услуг в 2013 году был разработан план «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 гг.) в Иркутской области» (далее – «дорожная карта»), направленный на обеспечение максимальной доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.

Дорожная карта предусматривает следующие мероприятия:

совершенствование региональной нормативно-правовой базы с учетом изменения федерального законодательства;

осуществление эффективного контроля за предоставлением социальных услуг, в том числе путем независимой оценки качества их предоставления;

«реализация мероприятий по сокращению очередности на получение социальных услуг путем разработки и реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с ориентированием на обслуживание на дому» [3].

Задачами «дорожной карты» являются:

совершенствование регионального правового регулирования сферы социального обслуживания;

оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения;

доведение к 2018 году средней заработной платы работников областных учреждений до примерных контрольных показателей;

323

укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;

развитие рынка социальных услуг для обеспечения права выбора гражданами, нуждающимися в получении социальных услуг, организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя;

ликвидация очередности в стационарные учреждения, обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания в соответствии с санитарными нормами, обеспечение комплексной безопасности учреждений путем реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области и схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Иркутской области;

укрепление материально-технической базы стационарных

иполустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования долгосрочной целевой программы Иркутской области, направленной на повышение качества жизни граждан пожилого возраста, в том числе за счет субсидии Пенсионного фонда, предоставляемой в бюджет Иркутской области;

привлечение негосударственных организаций, в том числе социально-ориентированных организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;

«развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе с использованием ресурса мобильных бригад».

Дорожная карта как элемент правотворческой деятельности исполнительной власти крупных городов является эффективным способом обеспечения высокого уровня качества и доступности услуг института социальной работы, в частности, в условиях городской среды. Об эффективности данного нормативного акта говорят различные социальные показатели.

324

1.На 01.01.2015 года средняя заработная плата работников сферы социального обслуживания повысилась на 9 000 рублей

исоставила 19 000 и 25 000 рублей для городской и сельской местности соответственно. Для отдельных категорий работников социальной защиты, таких как социальные педагоги и социальные работники, уровень оплаты труда был повышен и выровнен во всех населенных пунктах региона.

2.На сегодняшний день Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области налажены социальные контакты с 278 различными коммерческими и благотворительными организациями. В сотрудничестве с данными организациями проведены 182 акции, направленные на поддержку граждан в трудной жизненной ситуации.

3.За период 2013–2014 годов реорганизованы 9 учреждений социального обслуживания населения посредством их укрупнения на территории отдельных муниципальных организаций.

4.Список технологий социальной работы дополнен такими элементами, как «Приемная школа родителей», «Участковая социальная служба» «Служба сиделок», «Академия для родителей», значительно расширен перечень социально-бытовых, со- циально-медицинских и прочих услуг [6, с. 5].

5.Открыт Областной учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации при Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

6.Создан информационно-методический журнал «Социальный форум», предназначенный для обмена опытом между работниками министерства и подведомственных ему учреждений социального обслуживания населения.

Таким образом, на основе уже существующей в отдельных регионах практики повышения уровня качества и доступности социально-значимых услуг можно сделать вывод о том, что для того, чтобы повысить уровень качества и доступность социаль- но-значимых услуг, необходимо, в первую очередь:

325

разработать социальную программу, направленную на повышение уровня социальной обеспеченности работников сферы социального обслуживания населения, на их профессиональную подготовку;

разнообразить, расширить спектр услуг, ориентированных на обеспечение социального благополучия отдельных категорий граждан;

оптимизировать систему расходов на содержание учреждений социального обслуживания;

дополнить перечень направлений доходов учреждений социального обслуживания с развитием их экономической самостоятельности в ключе двух организационно-правовых форм – автономной и бюджетной.

Список литературы

1.Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: Изд-во Мин-

ГУ, 2004. – 456 с.

2.Социология: учебник / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов; под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 528 с.

3.Официальный сайт Министерства труда и занятости Ир-

кутской области. – URL: http://www.irkzan.ru/home.aspx (дата обращения: 26.05.2014).

4.Ануфриева О.И., Бойцов Н.Н. Комментарии к Международному стандарту ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь». – М.: ЮРИСТ, 2010. – 568 с.

5.Официальный сайт Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. – URL: http://www.society.irkobl.ru (дата обращения: 26.05.2014).

6.Клецкина С.А. Основные результаты и направления деятельности Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области // Социальный форум. Информаци- онно-методический журнал. – №1. – 2013. – С. 4–6.

326

E.N. Danilova

Baikal State University Of Economy and Law, Irkutsk

THE QUALITY AND AVAILABILITY OF SERVICES INSTITUTE OF SOCIAL WORK IN THE URBAN ENVIRONMENT: REGIONAL, CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS

The provision of socially important services to the population, today, is one of the most promising and rapidly developing, but at the same time problematic sectors of the Russian infrastructure. Social work is a professional activity aimed at supporting individual, unprotected categories of the population. This article describes the process of formation of the Institute of social work in a separate region, as well as the specifics of its functioning in the urban areas on the basis of comparison with the rural environment.

Keywords: quality, accessibility, social institution, social work, social services, urban areas, countryside.

327

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Р.И. Щукина

Западно-Уральский институт экономики и права, г. Пермь

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассмотрены специфика, актуальные вопросы миграционной ситуации и возможные технологии ее совершенствования в Пермском крае.

Ключевые слова: социальная адаптация, трудовая миграция, миграционная политика, миграционные потоки.

Понятие «адаптация» (лат. adapto – «приспособляю») включает процесс приспособления субъектов к изменяющимся условиям внешней среды. В этом контексте адаптация означает суть миграционной политики России как открытого государства для граждан разных стран, которым российскими законами предоставлена возможность въезжать на ее территорию, а также выезжать из страны. Социальная адаптация трудовых мигрантов в социокультурной среде принимающего сообщества – это процесс, обусловленный необходимостью приспосабливаться в этой новой среде, взаимодействовать с представителями традиционно проживающего населения, узнавать и усваивать их ценностные установки и нормы как обязательное условие для формирования мигрантами своего стиля поведения.

Необходимость организации социальной адаптации трудовых мигрантов в Пермском крае и в г. Перми далеко не случайна и актуализируется рядом социально значимых причин. Вопервых, это выраженная тенденция обновления этнической

328

структуры Пермского края, о чем свидетельствуют данные переписей населения региона. За счет миграционного прироста в 2002 году в Прикамье значительно увеличилась численность армян (с 2,5 до 5,0 тыс. человек), азербайджанцев (с 3,9 до 5,8 тыс. человек), азербайджанцев (с 3,9 до 5,8 тыс. человек), таджиков (с 0,9 до 2,0 тыс.). Согласно переписи населения 2010 года, на фоне снижения общей численности постоянного населения края (с 2002 года сократилась численность русских почти на 280,2 тыс. человек, татар – на 21,1 тыс. человек и т.д.), возросло число узбеков – с 2 до 4,2 тыс. человек; таджиков – с 2 до 3,5 тыс. человек; киргизов – с 0,2 до 1 тыс. человек человек; армян с 5 до 5,5 тыс. человек [1]. Кроме того, скрытый фактор сложности процесса адаптации заключается в наличии нелегальных мигрантов, учет которых в современных условиях весьма затруднен.

По информации УФМС по Пермскому краю, за первый квартал 2015 года на территории Пермского края поставлено на миграционный учет 16,4 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, это на 15 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако актуальность проблем социальной адаптации трудовых мигрантов и их семей не снижается.

Во-вторых, в условиях демократизации рост этнического самосознания практически во всех полиэтничных государствах (Россия в том числе и Пермский край – не исключение) сопровождается повышением порога конфликтности, усугубляющимся вовлечением в межэтнические конфликты молодежи мигрантских сообществ [2]. В-третьих, впервые на постсоветском пространстве в нормативных правовых документах федерального уровня социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов артикулируются как важнейшая задача государственной национальной политики в Российской Федерации [3].

Эти причины актуализируют адаптационный процесс трудовых мигрантов в регионе и в г. Перми как явление сложное, многоаспектное, включающее разные направления, уровни и этапы. Так, структурно он включает, с одной стороны, ситуа-

329

цию, в том числе этнокультурную, в которую попадает мигрант, с другой – адаптивную потребность самого мигранта, приезжающего в край. Сложность процессов адаптации трудовых мигрантов в принимающем сообществе региона обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести географическое положение региона, состояние его экономики, реальную потребность в трудовой миграции, механизмы правового регулирования миграционных потоков; к субъективным факторам – традиции, обычаи этнокультурного взаимодействия и этики межэтнического общения

врегионе и т.д.

Вэтом контексте с 2003 года социальная адаптация мигрантов в Прикамье начала регламентироваться как одна из составляющих региональной национальной политики, главным механизмом реализации которой стали краевые целевые программы развития и гармонизации народов Пермского края. Впервые специальный раздел по социальной адаптации мигрантов был включен в целевую комплексную Программу развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004– 2008 годы, утвержденную Законом Пермского края. В этой Программе в числе приоритетов было регламентировано оказание содействия в социальном обустройстве мигрантов в пермском полиэтничном сообществе. Этот приоритет был значительно усилен (прописаны объединительные тенденции, интегрирующие мотивы, конкретные направления) в комплексе мероприятий пятой целевой Программы на 2009–2013 годы [4].

В2014 году серьезный импульс развитию регионального законодательства края придало постановление правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1326-п «О государственной программе "Обеспечение взаимодействия общества и власти"» [5]. Эта Программа разработана на основе воплощения идеи гражданского единения. Ее содержание составляет единый комплекс действий по адекватному реагированию власти на запросы гражданских институтов, на религиозные и национальные потребности населения и т.д. с единой целью – обеспечение эффективного

330