Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Современный город власть управление экономика. Выпуск 5

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.53 Mб
Скачать

8.Абашеев В.В. Пермь как текст. – 2-е изд., доп. – Пермь, 2008. – 496 с.

9.Иванов А.В. Хребет России. – СПб.: Азбука-классика, 2010. – 272 с.

10.Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П. Бажове / сост. В.А. Стариков. – М.: Советский писатель, 1978. – 592 с.

S.V. Melnikova

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)

E.A. Kislova

The United Muzeum of Ural Writers

P.P. BAZHOV – GENIUSLOCI AND BRAND

OF YEKATERINBURG

The article reviews different sources for a city brand. One of them is geniusloci. The main officially recognized and popular genius loci for Yekaterinburg is P.P. Bazhov. Bazhov’s theme in the city reveals several layers of the city image: souvenir, architectural, resource (source of wealth), human (Ural character). It is P.P. Bazhov who is the basis for modern branding of the city.

Keywords: brand, genius loci, geopoetics, city, image, presentation, Ural character.

271

Э.Б. Кощеев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ГОРОД НА ПУТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Определяются основные элементы современного типа рациональности. На этой основе анализируется город настоящего, который входит в противоречие с требованиями современности. К основным и наиболее очевидным ценностям современного города относятся индивидуальная свобода, альтернативность, доступность городской инфраструктуры, а также опора города в принятии решений на общественный капитал.

Ключевые слова: город настоящего, современный город, индивидуальная свобода, индивидуализация, тип рациональности, тип сознания, современность, капитал.

Образы города-утопии во все времена базировались на тех принципах (ценностях), которые сообщали о благих намерениях их авторов. Каждый такой город был воплощением идеалов, надежд и устремлений, отражавших, социальные и духовные противоречия общества, жизненные цели и требования людей, погруженных в атмосферу и культуру своего времени.

Всякий новый проект утопического города был продиктован определенным (социальным, научным) типом рациональности, под которым мы понимаем набор взаимосвязанных образцов мышления и действия. У нас есть основания полагать, что знаменитые утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы были ничем иным, как продуктом рационального мышления, стремления к рациональному переустройству обществу. Тот факт, что их городаутопии были построены на принципах «прозрачности» социальных отношений, которая должна была достигаться за счет регламентации и контроля, явно свидетельствует о соответствии утопических проектов новому типу сознания. Происхождение последнего «связано с процессом секуляризации, с движением

272

Реформации и затем Контрреформации, с бурным развитием городов, открытием Нового Света, возрастанием роли денежного хозяйства и предпринимательства, т.е. становлением капитализма, а также с созданием нового типа науки – эксперимен- тально-математического естествознания» [1, с. 5].

Таким образом, необратимые социальные изменения создают противоречие между новым типом сознания и рациональности и «старым порядком», между современным как должным, как вектором и наступающим этапом развития и настоящим, которое оборачивается прошлым.

Следуя этому подходу, мы сможем рассмотреть город в перспективе современности, разглядеть те противоречия, которые возникают между настоящим положением дел в городе и требованиями современного типа рациональности. Но сначала нам потребуется определить, что именно входит в этот самый тип.

Используем в качестве опоры для своих поисков выводы, которые делает Энтони Гидденс в отношении современности и ее последствий [2]. Здесь надо отметить, что в своих выводах Гидденс не одинок; схожим образом рассуждают такие именитые социологи, как З. Бауман, Дж. Урри, У. Бек и др. Характеризуя современность, Гидденс указывает на следующие черты: высокая скорость изменений; втягивание в сферу этих изменений новых районов мира, которые оказываются социально

иинформационно зависимы друг от друга; появление и развитие ранее неведомых социальных форм и институтов; развитие механизмов высвобождения социального взаимодействия из «локальных контекстов»; автономизация институциональных сфер жизни и др. Гидденс неустанно подчеркивает неустойчивый, динамичный и мобильный характер современности.

Тенденции общественного развития, на которые указывает Э. Гидденс, среди прочего обусловлены нарастающей индивидуализацией общества, размыванием классовых границ, сменой ценностных систем (например, с материальных ценностей на постматериальные), развитием новых форм найма работников

иорганизации труда, пересмотром отношений между сферами

273

личного / публичного, государственного / общественного / частного. В «водовороте» этих и других социальных процессов и изменений формируется современный тип рациональности.

Вполне резонно предположить, что важнейшим элементом нового типа рациональности является ценность индивидуальной свободы, выбора, инициативы и, соответственно, высокие требования к социальной компетентности индивида, в которую входят не только активность и самостоятельность, но и готовность индивида принять на себя риски, которые общественная система делегирует вместе с индивидуальными свободами.

Еще одним элементом нового типа рациональности является принцип высокой социальной чувствительности, рефлексивности как государственно-регулирующих институтов, так и граждан- ско-инициативных, общественных. Речь идет также о гибкости, подвижности индивидуальных и групповых агентов. Высокая динамика социальных и иных преобразований требует постоянной работы над эффективностью общественной коммуникации и обратной связи.

И, наконец, еще одной нормой-принципом нового типа рациональности можно признать оперативность в разрешении конфликтов социально-экономического, культурного, религиозного и этнического характера. Сюда же мы отнесем и согласование деятельности институтов и групп, представляющих разные функциональные подсистемы общества. И здесь же – встраивание новых форм и типов общественных отношений в действующие социальные структуры.

Конечно, мы признаем, что пока еще характеристики современного типа рациональности выглядят абстрактно, неполно

ив чем-то расплывчато, фрагментарно. Однако и они уже дают немало пищи для размышлений о том, какой есть и каким должен быть современный город. Мы не претендуем на полный

идетальный анализ противоречия между требованиями современности и существующим положением городских дел. Мы лишь обозначим некоторые контуры напряжения в отношениях настоящего с современным.

274

Во-первых, современный город должен максимально учитывать возросшую степень индивидуальной свободы горожан, что проявляется в самостоятельном выборе жизненных стилей и стратегий, моделей поведения и самопрезентации и, более конкретно, выборе способов передвижения, мест работы, проживания и отдыха, выборе товаров и услуг и т.д. и т.п. Это означает, что сегодня происходит отказ от стандартизированных форм социальной жизни (разумеется, за исключением тех случаев, когда это небезопасно или не соответствует нормам сложившихся общественных соглашений). Задача городской власти – выйти на контакт с инициативными группами и городскими сообществами (хотя, разумеется, движение должно быть встречным), подготовить площадки и создать необходимые условия для их освоения, т.е. отказаться от тиражирования уже готового продукта. Город должен стать пространством альтернатив. В противном случае люди в поисках своей ниши, своего круга общения и самореализации отправятся в другой – современный город.

Во-вторых, современный город должен быть максимально доступным, открытым для людей с точки зрения своей инфраструктуры, тех общественных и частных благ, которые размещены в структуре города. Это транспортные развязки, социальные учреждения (больницы, школы, городские службы и т.д.), органы городской и районной власти, открытые городские площадки (парки, площади, центральные улицы и пр.). Возросший динамизм общественной жизни требует от города высокой пропускной способности. От этого напрямую зависит эффективность городских коммуникаций. Закрытость, удаленность отдельных районов города прямо отражаются на возможности людей жить и работать в городе, на возможностях городских властей и служб отвечать на вызовы не только отдельных горожан, но и общества в целом. Город, состоящий из разрозненных, слабо связанных (социально, экономически, культурно) между собой районов (центральных и окраинных), которые к тому же имеют тенденцию превращаться в городские «гетто», сворачивает с пути современности.

275

Отдельно стоит сказать о том, что современный город должен удовлетворять требованию возросшей мобильности горожан. Это проблема пресловутых автомобильных пробок. К сожалению, развитие частного автотранспорта не всегда благоприятствует мобильности. Неразвитость городской транспортной и дорожной системы существенным образом снижает интенсивность деловой жизни города и в то же время отнимает личные часы горожан.

В-третьих, современный город должен быть доступным не только с точки зрения физических дистанций и материальной инфраструктуры, но и с точки зрения социальных и политических «входов»/«выходов», снятия существующих барьеров в решении насущных городских проблем. Основным ресурсом, опорой и оплотом в развитии современного города могут быть только сами горожане: их взгляды и представления по самому широкому спектру вопросов; их предпочтения, интересы и требования; их социальный (культурный, символический, экономический) капитал; их жизненные стратегии и перспективы; их привязанность к родному городу и готовность к личному участию в его судьбе.

Но чтобы воспользоваться этим ресурсом, необходимо провести нацеленную работу по выстраиванию городского публичного пространства, которое будет организовано не вокруг аппарата городской власти, а вокруг разного рода общественных, муниципальных, социальных (профессиональных, культурных, религиозных, этнических и др.) групп и учреждений (ВУЗ, ТСЖ, НКО, школа, церковь, профсоюз, творческое объединение и т.д.). Город должен быть освоен и присвоен горожанами, городскими сообществами. Тогда центр тяжести в решении городских проблем, разрешении конфликтов и противоречий сместится от городских властей к общественным сетям, что позволит быстрее диагностировать, предотвращать и преодолевать кризисные тенденции.

276

Список литературы

1.Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000. – 456 с.

2.Гидденс Э. Последствия современности. – М.: Праксис, 2011. – 352 с.

E.B. Koshcheev

Perm National Research Polytechnic University

CITY ON THE WAY TO THE PRESENT

The paper identifies the key elements of the modern type of rationality. On this basis, analyzes of this city, which is in contradiction with the requirements of modern times. The main and most obvious values of the modern city are individual freedom, alternatively, the availability of urban infrastructure, as well as the support of the city in decisions on social capital.

Keywords: city of the modern city, individual freedom, individualization, type of rationality, a type of consciousness, modernity, the capital.

277

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Ж.А. Мингалева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)1

Представлен анализ зарубежного опыта применения инновационных подходов к решению проблемы управления функционированием и развитием городского хозяйства. Приведены механизмы инновационного управления отдельными сферами жизнедеятельности городов, особенно крупных, в том числе развитием транспорта, а также управления в сфере учета потребления коммунальных услуг, сокращения количества вредных выбросов, сбора и транспортировки бытового мусора, озеленения и благоустройства городских территорий.

Ключевые слова: инновационные технологии, управление отходами, городское хозяйство.

Во многих городах Западной Европы получают все большее распространение инновационные подходы к решению различных проблем управления городским хозяйством. В настоящее время можно выделить следующие ключевые направления разработки и применения инновационных технологий в городском хозяйстве развитых стран мира:

– управлениекоммунальным хозяйством, в том числе оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, энергоснабжению, уборкебытовых ипромышленных отходов,

1 Статья подготовлена в рамках задания №2014/152 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России ПНИПУ (тема № 1487 «Инновационное развитие территории и решение ключевых проблем урбанистики»).

278

– управление безопасностью жизнедеятельности городов,

втом числе охрана правопорядка;

управление транспортным обеспечением и транспортным обслуживанием городов и пригородных территорий, в том числе решение вопросов повышения транспортной безопасности территории, развитие системы городского общественного транспорта и т.д.;

управление социальной сферой, включая решение вопросов развития здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и т.д.;

управление градостроительством и архитектурой, благоустройством территорий, рациональное зонирование и планирование развития городских территорий и т.д.;

оказание государственных услуг населению и ряд других.

Нужно отметить, что городские и муниципальные власти многих стран добились в решении этих вопросов весьма показательных успехов. Также следует отметить, что ключевые инновационные технологии в области управления различными вопросами функционирования и развития городского хозяйства сосредоточены в рамках двух фундаментальных направлений развития теории и практики государственного и муниципального управления. Это:

концепция и практический инструментарий управления городским хозяйством на основе теории «информационной экономики» – концепция «умного города»;

концепция и практический инструментарий управления городским хозяйством на основе теории «зеленой экономики» – концепция «зеленого города».

Рассмотрим некоторые примеры практической реализации этих двух концепций в практике управления городами ведущих стран мира, имеющих высокую актуальность для российских городов.

Вначале кратко остановимся на концепции «умного города» [6–11]. Изучение различных зарубежных подходов к пониманию «умного города» показало, что в настоящее времени этот термин

279

включает в себя комплекс мер по оснащению дворов, улиц, центров большого скопления людей камерами видеонаблюдения, организацию безопасности транспортного движения, максимально удобную и безопасную организацию городского пространства в целом (дороги, дворы, социальные объекты и т.п.), создание объединенных центров мониторинга экологической обстановки, организацию единых процессов обработки полученных данных и статистики в реальном масштабе времени, а также меры по борьбе с криминогенной обстановкой в городах

иих отдельных районах и т.д. Что же касается отражения концепции «умного города» в программных документах городских

имуниципальных властей (стратегии развития города, программы развития города и т.д.), то чаще всего она находит свое выражение через три ключевых цели:

обеспечение безопасности жизнедеятельности;

повышение удобства городского пространства для жизни

иработы людей;

создание позитивного имиджа города как инновационного города, высокотехнологичного города и т.п.

Изучение опыта зарубежных стран по реализации концепции «умного города» показало, что в основу всех подходов к пониманию сущности «умных городов» положен ряд принципов территориального планирования и городского управления:

градостроительной единицей выступает микрорайон;

автономность города;

социальная, деловая и культурная самодостаточность;

новое строительство и реконструкция уже существующих объектов ведется на основе экологичных стандартов;

использование новейших информационных и коммуникационных технологий;

внедрение инновационных технологий в энергетике, на транспорте и в строительстве;

применение ключевых показателей эффективности при разработке программ и планов социально-экономического развития территорий, градостроительства.

280