Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
598.83 Кб
Скачать

§ 2. Отклонения и конфликтные ситуации

Миропорядок гарантируется высоким качеством международно-правового регулирования и неуклонным выполнением принципов и норм международного права всеми государствами. Однако, несмотря на бесспорные международно-правовые принципы и системы соответствующих международных регуляторов, риски в данной сфере были и остаются весьма значительными. Глобальное управление сопровождается серьезными вызовами*(111). Отметим некоторые из них:

а) явное преувеличение национальных государственных интересов и целей (притязания на ресурсы, территории и т.п.);

б) расхождение позиций государств в отношении способов оценки и решения актуальных международных проблем;

в) давление сильного государства либо группы стран на более слабые государства вплоть до прямого вмешательства в их государственные дела;

г) произвольное толкование принципов международного права (например, права народов на самоопределение) и противопоставление позиций и решений международных союзов и межгосударственных объединений;

д) явное предпочтение силовых методов решения спорных вопросов таким традиционным способам, как переговоры, паритетные и согласительные комиссии, третейские и международные суды.

История богата примерами, когда прямо или косвенно нарушаются международные договоры и соглашения, договоренности между сторонами конфликтов. В преддверии Первой Мировой войны возникла ситуация противоборства Сербии и Австро-Венгрии, за которыми были Россия, Германия, Франция и Англия. В 1930-е годы политика и практические действия Англии и Франции в канун Второй Мировой войны и подталкивание Гитлера к реализации "восточных идей" создавали в СССР представления о возможной опасности. При этом не удалось добиться активных действий Лиги наций.

Последние десятилетия характеризовались согласованным принятием основополагающих документов ООН и Совета Безопасности, Международных пактов о правах человека, Гуманистических решений Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров. Отрадно, что межгосударственные организации и объединения - Европейский Союз, Совет Европы, СНГ, ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийский экономический союз и другие в своих уставных документах, декларациях и решениях исходят из признания принципов суверенитета государств, обеспечения международной безопасности и сотрудничества, всемирного развития экономических, торговых, гуманитарных связей и мирного решения спорных вопросов. Юридическая наука также посвятила много книг и статей исследованию вопросов активизации роли международного права*(112).

Полезен анализ опыта Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианской Комиссии Совета Европы) в утверждении демократических принципов государства и общества, защиты прав человека и гражданина*(113), который служит своего рода превентивной оценкой для регулирования настоящих и будущих конфликтных ситуаций.

И все же наличие названных и иных нормативно-доктринальных документов, призванных способствовать стабильности международных отношений, не помогает, к сожалению, полностью сдерживать и предотвращать рисковые и конфликтные ситуации. Достаточно вспомнить события в Косово, Абхазии, Южной Осетии, Сирии, где продолжается противоборство правительства и антиправительственных сил при поддержке ряда иностранных государств, "арабскую весну" в Тунисе, Египте и других странах, которые грозили распадом этих государств, нашествие "исламского государства", гражданское противоборство в Украине как следствие государственного переворота в 2014 г. и прямого давления США и стран Европейского Союза для разжигания конфликта Украины с Россией и резкого ослабления нашей страны, экономические санкции западных стран в отношении России с непростыми последствиями для отечественной экономики. Кроме того, существуют риски невыполнения и реального срыва договорных обязательств в отношениях между странами и в рамках межгосударственных объединений.

Обобщение названных и иных рисков позволяет отметить определенные тенденции. Во-первых, усиливается взаимосвязь между рисками внутри государств и в их отношениях между собой. Первое часто порождает второе, и наоборот. И здесь велика роль неправительственных институтов, общественности в более активном влиянии на государственные и международные дела.

Во-вторых, наблюдается пересмотр ряда основных международно-правовых постулатов, что должно побуждать к более глубокому осознанию их роли для современного миропорядка.

В-третьих, предстоит более полно, активно и на системной основе использовать разные формы переговорных проектов в преддверии рисковых и конфликтных ситуаций как самый эффективный способ согласования национальных, региональных и глобальных интересов.

Договоры должны соблюдаться - таков императив. И если есть риски, то приходится дополнительно усиливать гарантии реализации договоров. Минское соглашение по урегулированию конфликта в Украине 2014 г. потребовало принять "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" и Декларации Президентов России, Франции, Германии и Украины в поддержку названных мер.

Рассмотрим комплекс мер по выполнению Минских соглашений, одобренный 12 февраля 2015 г. В нем предусмотрено: незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины; обеспечение эффективного мониторинга и верификация режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ; принятие постановления Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.; определение условий полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины); проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года. События развиваются, и трудно предвидеть все реальные действия в русле международных договоренностей, поскольку влияние внешних сил и субъективного фактора по-прежнему весьма значительно.