Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тойнби А., Постижение истории .pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
18.04.2022
Размер:
53.08 Mб
Скачать

Церковь как «куколка»

Основания для введения понятия «куколки». В предыдущей главе мы предприняли попытку оспорить мнение, согласно которому церковь — это «раковая опухоль», поедающая ткань живой цивилизации. Однако существует и противоположная точка зрения, по которой церковь пред­ ставляется не циничным разрушителем цивилизации, а скромным и полезным ее слугой. Эта роль зачастую отводится католической хрис­ тианской церкви.

Согласно этому мнению, универсальная церковь обладает достаточ­ ной внутренней силой, чтобы в период опасного междуцарствия, ког­ да на смену гибнущему социальному телу приходит в муках другое, стать жизнетворным центром, ядром нового общества. В непрекраща­ ющемся процессе рождений и смертей цивилизаций, — процессе, об­ ладающем абсолютным значением и замкнутом на себе самом, церковь полезна и, возможно, необходима, хотя и представляет собой вторич­ ный и преходящий феномен. Церковь играет роль яйца, личинки и куколки. Автор настоящего исследования должен признаться, что он исповедовал этот взгляд на природу и роль церкви в течение многих лет. Он и сейчас продолжает верить, что подобное понимание церкви — единственно верное и неоспоримое. Однако он пришел к выводу, что этот аспект роли универсальной церкви отнюдь не основной и что если бы данное утверждение не являлось частью истины относительно уни­ версальной церкви, то оно неизбежно вводило бы в заблуждение в слу­ чае абсолютизации его. На ряде исторических примеров попробуем определить, как далеко простирается сфера действия этого частного принципа, и, установив пределы его, продолжим наше исследование.

Если проанализировать цивилизации, дожившие до наших дней, а точнее, до 1952 г., когда пишутся эти строки, мы увидим, что каждая из них имеет в своем лоне какую-то универсальную церковь. Так, за­ падная и православно-христианская цивилизации с ветвью православ­ ного христианства в России через христианскую церковь восходят к эл­ линистической цивилизации; дальневосточная цивилизация и ее вегвь в Корее и Японии через махаяну связаны с древнекитайской цивили­ зацией; индуистская цивилизация связана через индуизм с индской, а иранская и арабская — через ислам с древнесирийской.

В реликтовых общинах церковь-куколка сохраняла цивилизацию, которая иначе была бы уничтожена; она как бы консервировала ее, даже не пытаясь в столь ограниченном пространстве зародить новую цивилизацию. Чтобы исследовать процесс, с помощью которого новая цивилизация связана со своей предшественницей через посредство церкви, нам следует сконцентрировать внимание на ныне живуших цивилизациях. Краткий обзор предшествующих цивилизаций покажет.

530

что процесс перехода условно можно подразделить на такие периоды, как «зачатие», «беременность» и «появление на свет».

Фаза «зачатия» устанавливается в тот исторический момент, когда универсальная церковь получает возможность функционировать наря­ ду со светскими институтами в том социальном окружении, где она воз­ никает.

Это окружение — универсальное государство, которым разлагающа­ яся цивилизация на определенной стадии своего упадка готова пожер­ твовать, чтобы приостановить роковой процесс разложения. К тому времени универсальное государство частью сознательно, а частью бес­ сознательно ликвидирует многие свои учреждения, казавшиеся необ­ ходимыми в период роста. Кроме того, аналогичная участь ждет мест­ ные государства, которые в период социального здоровья были важным источником творческих сил. В создавшейся ситуации изрядно устав­ шее население, политически объединенное в границах универсально­ го государства, оказывается охваченным противоречивыми чувствами, которые оно не в силах примирить. Жажда мира и покоя становится доминирующим чувством, и это общее настроение дает психологиче­ ское основание для признания незаконного выскочки — имперского правительства.

Однако, по мере того как устанавливается и крепнет универсальное государство, а подданные его все более восстанавливают силы свои от истощения, утрачивая даже память о бедах смутного времени, они все осознаннее начинают ощущать дискомфорт, ибо есть психологические потребности, которые универсальное государство удовлетворить не в состоянии. Основная причина этого кроется в отрицательных послед­ ствиях ужесточения контроля над разрушительными силами. В этой си­ туации нарождающаяся универсальная церковь призвана доказать, что она в состоянии открыть новые каналы для выхода духовной энергии человечества, не обращаясь за помощью к имперскому правительству, а иногда даже вопреки ему.

Открытие новых каналов христианской церковью действительно высвободило интеллектуальную и политическую энергию, которая по­ давлялась столь сильно, что мощь ее гасла в мертвом море архаизма. Однако этой главе предшествовала предыдущая, еще более критичес­ кая, когда произошло столкновение универсальной церкви с универ­ сальным государством, давшее простым людям новую возможность высшего самопожертвования во славу общества в эпоху братоубий­ ственных войн.

При установлении локального государства сверхъестественное стрем­ ление граждан отдать за него свои жизни становится социальной нор­ мой. Однако это требование психологически оправдано лишь до тех пор, пока государство заполняет весь умственный горизонт и охватывает

531

собой всю сумму человеческих и божественных проявлений. Претензия государства быть Вселенной, несмотря на всю ее нелепость, только тогда теряет свою властную силу, когда последнее из состязающихся местных государств разлагающегося общества распадается и заменяется един­ ственным универсальным государством. В языческой Римской империи эпохи принципата никто, кроме горстки профессиональных солдат, не шел в армию добровольно, чтобы умереть во имя государства. И в то же самое время римское правительство было не в состоянии остановить са­ мопожертвования христианских мучеников во имя христианской цер­ кви. Ситуация, когда целью самопожертвования становится церковь, а не государство, встречается в истории человечества крайне редко. Од­ нако можно предположить, что она предвосхищает отношения между политикой и религией в грядущую эпоху, еще недоступную даже ум­ ственному взору нашего современника.

Таким образом, в фазе «зачатия*, при встрече универсального госу­ дарства с универсальной церковью, церковь получает заряд энергии и создает новые каналы для ее применения. Следующая фаза, фаза «бе­ ременности*, отличается заметным расширением сферы творческого воздействия церкви. Выходы, найденные церковью, в какой-то мере заменяют светские институты и формы деятельности, некогда творчес­ кие, но утратившие свой потенциал в смутное время. В следующей гла­ ве светские экуменические институты, которые создало универсальное государство, повторяют путь светских институтов местных государств, которые оно заменило. Начав свое существование, чтобы удовлетворить социальную потребность, и оказавшись не в состоянии выполнить свою функцию, они продолжают цепляться за власть, превращаясь в социальный кошмар. В этой точке снова вмешивается церковь. Она ис­ пользует достижения и опыт переживающего упадок универсального государства для создания новых, на сей раз своих собственных экуме­ нических институтов, привлекая для службы в них выдающихся людей, которых не смогло надлежащим образом использовать государство.

Переход от фазы «зачатия* к фазе «беременности* характеризуется резким наращиванием силы витальности без какой-либо перемены в направлении развития. В обеих этих фазах поток психической энер­ гии, который не находил себе пути в заблокированных или разрушен­ ных каналах разлагающейся цивилизации, теперь начинает расиросιраняться по вновь образованным каналам церкви. В фазе «зачатия* церковь впитывает энергию, высвобожденную атрофией разлагающих­ ся местных институтов предыдущей цивилизации. При переходе от «зачатия* к «вынашиванию» церковь продолжает впитывать остаточ­ ную энергию умирающего светского общества. В этой второй фазе цер­ ковь концентрирует вокруг себя все накопленное наследство и все до­ селе не реализованные возможности человечества. Обогатившись столь

532

бесценным грузом, она движется по краю пропасти, разверзшейся в ре­ зультате падения умершей цивилизации.

Неадекватность концепции куколки. Итак, мы пришли к выводу, что церковь фактически и фала роль куколки, которая впитывала в себя энергию, излучаемую распадающейся цивилизацией. Затем, когда на­ ступало время, церковь-куколка облучала этой энергией завязь новой цивилизации, прежде чем произвести ее на свет. Если л о заключение правильно, концепция церкви как куколки вполне состоятельна. Од­ нако напрашивается целый ряд вопросов. Во-первых, действительно ли переход от одной цивилизации к другой возможен лишь через церковькуколку? Можно ли быть уверенным, что история церкви-куколки и история нарождающейся цивилизации столь строго взаимосвязаны и взаимозависимы? И можно ли утверждать, что случаи, когда церковь определенно способствовала процессу воспроизводства цивилизации, однозначно свидетельствуют в пользу того, что единственной целью и предназначением церкви было рождение новой цивилизации? Важ­ ность этого события для церкви становится понятной и оправданной, если мы рассматриваем его как ключ к пониманию исторической фун­ кции церкви. При таком подходе становится очевидным, что в исто­ рии церкви момент возрождения цивилизации может оказаться лишь незначительным эпизодом.

Конкретный эмпирический анализ показывает, что процесс воспро­ изводства цивилизаций через посредство церкви-куколки является спе­ цифической чертой перехода цивилизаций второго поколения к циви­ лизациям третьего.

Если рассмотреть исторический путь развития четырех церквей — христианства, ислама, индуизма и махаяны, которые служили кукол­ ками восьми различным цивилизациям, то обнаружится, что все они были продуктами деятельности внутреннего пролетариата цивилизаций второго поколения. Христианство и махаяна здесь берутся в их отно­ шении к распадающемуся эллинистическому обшеству, ислам — к рас­ падающемуся сирийскому, а индуизм — к распадающемуся индскому обществу. Кроме того, в двух церквах — а именно в христианстве и махаяне, где творческую искру жизни дал источник, находящийся за пределами общества, внутренним пролетариатом которого была уста­ новлена универсальная церковь, именно этот инородный источник и был цивилизацией второго поколения. Христианство вдохновлялось сирийской цивилизацией, махаяна — индской, а сирийское и индское общества, подобно эллинскому, в рамках которого выросли махаяна и христианство, были цивилизациями второго поколения.

Однако следует сказать, что церковь в роли куколки — явление вполне нормальное при переходе цивилизаций второго поколения к

533

цивилизациям третьего поколения — никогда не обнаруживается при переходе цивилизаций первого поколения во второе. Подобные фено­ мены не встречаются ни в шумерской, ни в минойской, ни в египетс­ кой, ни в андской, ни в майянской цивилизациях. Здесь можно также заметить попутно, что Новый Свет не родил ни одной высшей рели­ гии, какой бы период истории мы ни взяли.

Если расширить сферу анализа и бросить взгляд на конечные цели цивилизаций третьего поколения, мы обнаружим, что эта глава исто­ рии до настоящего времени не дала не только ни одного примера, но даже и намека на возможность повторения процесса воспроизводства цивилизации с помощью церкви-куколки. Иначе говоря, историк, на­ блюдающий свое время в узком временном интервале, должен согла­ ситься, что нет никаких положительных указаний на то, что История собирается повториться, породив следующее поколение цивилизаций через новое поколение церквей-куколок.

Мы провели наше исследование в рамках современного знания и на доступном нам эмпирическом материале, проанализировав роль церкви-куколки в процессе перехода к восьми живым цивилизациям от четырех цивилизаций-предшественниц. Результатом данного ана­ лиза может быть следующее заключение. Механизм церкви-куколки является при воспроизводстве цивилизаций исключением, а не пра­ вилом. Хотя тот вид человеческого общества, который назван нами «цивилизацией», существует не более пяти или шести тысячелетий, общества этого типа воспроизводили себя по крайней мере уже дваж­ ды. Следовательно, историк XX ь. имеет все основания полагать, что этот процесс мог бы повториться. Однако специфическая форма пе­ рехода от одного поколения цивилизаций к другому при помощи цер­ кви-куколки имела место только единожды. Предыдущий переход осуществлялся без помощи церкви-куколки, и нет никаких оснований предполагать, что и последующие переходы воспользуются таким по­ средником. Церковь-куколка, очевидно, не является жизненной не­ обходимостью цивилизации. Это наблюдение предполагает в свою очередь, что виды общества, известные по церкви-куколке, не могли возникнуть только для того, чтобы сыграть роль посредника. Если История свидетельствует, что четыре живые церкви некогда продела­ ли эту работу, это может означать, что данный эпизод был для исто­ рии церкви случайным. Если это действительно так, то отсюда следу­ ет, что историческая роль церквей-куколок в процессе становления цивилизаций открывает историку не больше, чем надуманная харак­ теристика их как раковых опухолей. Итак, в наших попытках познать сущность, природу, миссию и историческую перспективу вселенских церквей мы зашли в тупик. Попробуем продолжить исследование, на­ чав с других исходных позиций.

534