Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тойнби А., Постижение истории .pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
18.04.2022
Размер:
53.08 Mб
Скачать

лишен возможности приобщиться к политической власти, а также ос­ вобожден от необходимости носить оружие. Даже строители империи, совершив свой последний рывок и прекратив братоубийственную вой­ ну, теряют в конце концов ту внутреннюю потенцию, что двигала их предков от победы к победе в эпоху смутного времени. Военная служ­ ба, всегда бывшая делом чести и предметом амбиций, становится ненуж­ ной и обременительной обязанностью. Доминирующее меньшинство начинает привлекать к военной службе представителей внешнего про­ летариата. В конце концов события складываются таким образом, что наибольшую выгоду из универсального государства из&аекает для себя внутренний пролетариат, успехи внешнего пролетариата иллюзорны, а возможные успехи представителей чужой цивилизации недолговечны.

О

ПРОВИНЦИИ

Мотивы действий имперских властей. Строители универсальных го­ сударств размешают на территориях своих владений гарнизоны, учреж­ дают колонии. Провинции наделяются двумя отчетливыми функция­ ми: охранение самого универсального государства и охранение обще­ ства, для которого данное универсальное государство является политическим остовом.

Альтернативные возможные функции имперской провинции можно хорошо проиллюстрировать примером из истории Римской империи.

Например, римские провинции Африка, Македония и Вифиния це­ ликом обязаны своим возникновением заботе римского государства о сво­ ем собственном благополучии. Римляне установили там свою админис­ трацию вовсе не для блага своих новообретенных подданных, но чтобы предотвратить восстания трех новопокоренных соперников — Карфаге­ на, Македонии и Понта в Каппадокии — непримиримых врагов Рима1. Римская империя не могла чувствовать себя в безопасности, пока ее смер­ тельные враги не были стерты с политической карты. С другой стороны, когда римляне принимали приглашение ввести прямую администрацию Пергама, а затем Киренаики и Кипра2, которые находились в зависимо­ сти от Египта, они, несомненно, руководствовались соблазном пополнить римскую казну и увеличить доходы налогосборшиков и торговцев. И хотя эти мотивы, безусловно, были решающими, фактически они организо­ вывали здесь общественную службу, которая стала обузой для местных правителей, но от которой они не могли избавиться сами.

Причина более широкая, чем прямой политический иятерес самого Рима, явственно проступает в создании римской провинции в Киликии, которая в своих первоначальных рамках охватывала территорию про-

518

живания горцев Юго-Восточной Анатолии. Когда римлянам досталось наследство Атталидов, они преднамеренно не включили эти невышдные во всех отношениях земли в границы своей новой провинции в Азии. Тем самым создавались благоприятные условия лля пиратства на ничейной земле между юго-восточной границей римской Азии и севе­ ро-западной границей владений Селевкидов. Пираты быстро освоили все Средиземноморье. Многочисленные делегации от римского наро­ да к Публию Сервилию3, Марку Антонию и Помпею с просьбами лик­ видировать пиратов привели к тому, что римское правительство дей­ ствительно приняло меры, а это было равнозначно принятию на себя aittCTCTBeHHOcra за эти районы. Аналогичный мотив вдохновил Рим на восстановление порядка в Киликии и на Крите, представлявшем собой естественное убежище для пиратов. Так, в сознании Августа благосос­ тояние эллинистического мира в целом было тесно связано с необхо­ димостью обеспечения безопасности римского государства. Таким об­ разом, главные функции провинций универсального государства — это сохранение власти и заполнение политического вакуума, возникающе­ го в социальном ядре разлагающегося общества через разрушение или падение местных государств. Значимость этих функций в разные пери­ оды строительства универсального государства различна.

Размах, с которым основатели универсального государства выраба­ тывают и внедряют методы прямой администрации в качестве мер за­ шиты, несомненно, зависит от степени преданности жителей ликви­ дированных местных государств своим былым хозяевам. А это в свою очередь зависит от истории того общества, которое включается универ­ сальным государством в свою сферу, и темпов завоевания его. Строи­ тели империи, которым удалось установить свою власть одним реша­ ющим ударом, имеют меньше шансов удержать ее, чем те, что пришли к власти в ходе длительной борьбы.

Финансовые функции провинций. Даже беглый взгляд на провинци­ альные системы различных государств проливает свет на три основные функции провинций — финансовую, юридическую и военную. Важ­ ность этих сторон деятельности неравнозначна и колеблется в соответ­ ствии с историческими особенностями, изменениями в политике и другими факторами. Так, например, многие зависит от темперамента и традиций народов. Известны случаи, когда отдельные из названных функций не проявляются вовсе.

Наиболее существенной и никогда не исчезающей стороной дея­ тельности является финансовая. Даже примитивные мусульмано-араб- ские завоеватели римских и сасанидских территорий, несмотря на всю свою дикость, сумели оценить по достоинству финансовую админист­ ративную машину, созданную практикой многих поколений. Арабы

519

оставили нетронутой систему административного управления по обе­ им сторонам римско-персидской границы.

Однако, несмотря на то что универсальное государство всегда уме­ ло использовало провинции в своих финансовых целях, взаимоотно­ шения провинциальной администрации и центрального правительства не всегда строились по одному образцу. Так, в Арабском халифате, на­ пример, или в империи Ахеменидов каждая провинция представляла собой в финансовом отношении самостоятельную единицу. Провин­ циальное правительство не только контролировало и собирало весь доход, оно также вело и хранило все налоговые документы централь­ ного правительства. Причем налоги в имперскую казну были фикси­ рованными. С другой стороны, финансовая сторона деятельности Рим­ ской империи была строго централизована. Имперское правительство непосредственно контролировало уровень доходов и вело сбор налогов.

Юридические функции провинции. Юридическая функция провинци­ альных правителей также не была строго определенной и единообраз­ ной. В Axeменидской империи, например, были особые судьи, кото­ рые рекрутировались из высшей знати и подчинялись непосредствен­ но государю. В случае, если государь узнавал о лихоимстве судей, он самостоятельно расправлялся с ними, причем самым суровым образом. В Римской империи юридическая самостоятельность местных прави­ телей ограничивалась правом граждан обращаться с жалобой непосред­ ственно к цезарю. Интересно отметить, что подобная система позво­ лила соединить пост верховного судьи с командованием преторианс­ кой гвардией. Позже этот суд был ликвидирован, как был упразднен и весь институт помощников императора. Империя была разделена на четыре префектуры, во главе каждой из которых стоял префект, наде­ ленный правом окончательного решения4.

Военные функции провинции. Военная функция провинциальных пра­ вителей была еще более всеохватной, чем юридическая и финансовая.

В Ахеменидской империи регулярная армия была чрезвычайно ма­ лочисленна в сравнении с гражданским населением. Армия представ­ ляла собой незначительный отряд телохранителей императора, а так­ же корпус, расквартированный в гарнизонах, расположенных в клю­ чевых местах вдоль главных дорог. В Оттоманской империи, напротив, центральное правительство располагало надежной профессиональной армией, прекрасно дисциплинированной, мобильной и хорошо тре­ нированной. Однако и Оттоманская империя на случай войны также должна была в определенной мере полагаться на провинциальные силы. И хотя центральное правительство старалось сохранять под кон­ тролем кавалерию, оставляя за собой право назначать командиров, тем

520