Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Халпахчьян О., Архитектура крымских армян, 2019

.pdf
Скачиваний:
62
Добавлен:
27.01.2022
Размер:
46.81 Mб
Скачать

подпружными арками, а также присут-

 

ствие росписей на стенах. Приводится

 

и датированная 1387 годом надпись на

 

хачкаре1*, который вмурован в левом

 

пролёте южной стены церкви изнутри2.

 

В кратком описании О. Тер-Абраамя-

 

на здание церкви уже представляется

 

как развалившееся сооружение. Факт

 

наличия следов росписей этим автором

 

подтверждается3.

 

Также кратки сведения в трудах со-

 

временных авторов, в частности в пе-

 

речне памятников республиканского

 

значения4. Церковь возведена на левом

 

берегу небольшой речки Мокрый Ин-

 

дол, протекающей через село. Она стоит

 

параллельно руслу реки, что продикто-

 

вало ориентацию апсиды не строго на

 

восток, а, по определению П. К. Тыгли-

 

янца, на северо-восток.

Схематический план и обмер южного фасада

По композиции здание принадлежит

к типу небольших зальных церквей со

церкви Святого Саркиса в селе Тополевка (1956 год).

сводчатым перекрытием на пяти подпружных арках. Расстояние между арками раз- ное. У западной торцовой стены в полу имеется ступенчатое возвышение неизвестного

Хачкар 1381 года из церкви Святого Саркиса в селе Тополевка.

1 * М. Бжишкян ошибся. На самом деле надпись на этом хачкаре, к счастью дошедшем до нас, датирована 1381 годом. Текст с правильной датировкой опубликован Гр. Григоряном (см.: Свод армянских надписей. – Вып. VII. – С. 117). 

Недавно памятник исследован более подробно (см.: Саргсян Т. Э. Село Тополевка в Крыму и его армянские памятники // ВА. – № 2. – Ереван: Изд-во «Гитутюн» НАН РА, 2015. – С. 84–118; Саргсян Т. Э. Село Тополевка в Крыму и его армянские памятники // ИНК. – Вып. 27. – Симферо- поль: Антиква, 2016. – С. 48–72).

2  Бжишкян М. Путешествие в Польшу. – С. 262.

3  Тер-Абраамян О. История Крыма (часть 2). – С. 126–127.

4  Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. – Т. 2. – С. 330.

141

назначения1*. По-видимому, его устройство было продиктовано поднимающимся к за- паду скальным рельефом местности, почему единственная входная дверь помещена не традиционно – на продольной оси здания с запада, а на обращённой к речке южной стороне. 

Площадь зала составляет около 50 м2. В отличие от предшествующих примеров, полуциркульная апсида полностью выступает за пределы основного прямоугольника здания, что придаёт его внешнему облику впечатление меньшей, чем в интерьере, про- тяжённости. Частое расположение подпружных арок на профилированных консолях создавало характерную для небольших культовых помещений интимность. Это подчёр- кивалось также устройством окон только на продольной оси здания: большого в запад- ной стене, и вытянутого по высоте – в алтарной апсиде.

Хорошая освещённость интерьера несомненно благоприятствовала украшению его фигурными нишами различного назначения, хачкарами и росписями. Ниши с киле- видным верхом (ширина 37 см, высота 45 см) устроены по краям алтарной апсиды виза- ви, одна (30х38 см) в южной стене и две в северной. Ниша купели (42х85 см), заверша- ющаяся трёхлопастным верхом, устроена в северной стене, ближе к алтарной апсиде, что соответствует традиции Армянской церкви.

Церковь Святого Саркиса в селе Тополевка. Ниша святой купели.

Хачкары различны по размерам и художественному убранству. В отрезке стены на- против входной двери помещена композиция из спаренных резных крестов. Расширя- ющиеся ветви крестов завершаются бутонами, а между самими ветвями изображены маленькие кресты. 

1 * Следует обратить внимание на то, что в конце XIX века разрушенное здание церкви было отремонтировано собственником и превращено в амбар (См.: Маркевич А. И. Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара // ИТУАК. – № 29. – Симферополь: Типография Спиро, 1899. – С. 109).

142

Спаренный хачкар из церкви Святого Саркиса

Большой хачкар из церкви

в селе Тополевка.

Святого Саркиса в селе Тополевка.

Высокая стела-хачкар (42х130 см) по левую сторону купели имеет полуциркуль- ное изголовье. Внутри этого округления изображена розетка с равноконечным крес­ том. Между сильно раздвоенными концами ветвей креста помещены исходящие из центра лепестки. Внизу помещён крест простого очертания с малыми крестами по сто- ронам нижней ветви. 

Хачкары есть и на южной стене. Два из них расположены по сторонам большой пря- моугольной ниши, а скорее – вывала. Они различны по композиции, что подтверждает их разновременное происхождение. Левый (20х52 см) более прост по рисунку и эле- ментам декора, правый (50х81 см) имеет полуразрушенную армянскую надпись, обе- гающую его прямоугольный периметр как своеобразная рама. Равноконечный крест, высеченный в углублении с фигурным четырёхлопастным верхом, покрыт различными мотивами – завитками и растительными побегами. По сторонам большого овала (сти- лизованное семя) под крестом представлена дата.

Следует отметить более сложную композицию и орнаментацию хачкаров (включая и датированный) в южной стене. Учитывая это, а также выполнение их в разное время, надо полагать о принадлежности простых по композиции хачкаров к более раннему периоду, полагаем ко второй половине XIII века, к которому следует отнести и строи- тельство церкви.

Внешнее декоративное убранство здания весьма скромное. Основной художествен- ный акцент рассчитывался на чёткость объёмных форм перекрытого двухскатной кров- лей параллелепипеда, завершённого с восточного торца полуцилиндром с конусным покрытием. Фасады гладкие, увенчанные скошенным по низу прямоугольным карни- зом. Основной архитектурный акцент – вход в церковь на южном фасаде, обведённый тёсаными блоками. Он увенчан полуциркульным верхом и помещён под нишей стрель- чатого контура. Верхняя часть ниши обведена изящным архивольтом, опирающимся на фасонного профиля консоли. Тимпан внутри стрельчатого архивольта выложен кладкой и оштукатурен. Подобное решение входного проёма при солнечной погоде соз-

143

дает живую игру света и тени1*. Судя по хронологически близким церквям аналогич- ного типа, оконные проёмы также имели обрамления, от которых в настоящее время ничего не сохранилось.

Портал церкви Святого Саркиса в селе Тополевка (фото 1998, автор – И. С. Липунов).

Из декоративных элементов убранства интерьера заслуживают внимания профили- рованные консоли, поддерживавшие подпружные арки, и завершающие приапсидные пилястры простые прямоугольные импосты, направляющие взгляд зрителя в сторону алтаря2*.

1 * Следует отметить, однако, что на рисунке Д. М. Струкова, выполненном в 70-х годах XIX века, южный вход имеет другую композицию.

2 * Церковь Святого Саркиса в украинском реестре фигурировала как памятник национального значения. В российском реестре она имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Несмотря на это, церковь не восстанавливалась и активно разрушается. Неоднократные обращения к сановникам Армянской церкви также пока не дали результата.

144

Церковь Святого Саркиса в селе Тополевка. Рисунок Д. М. Струкова, 70-е годы XIX века.

Нововыявленная церковь в Армянской крепости в Феодосии

В 1982 году произошло примечательное событие в истории изучения средневекового зодчества крымских армян. Археологом Е. А. Айбабиной в Феодосии, на территории бывшей Армянской крепости, в крайнем восточном её углу, были обнаружены остатки церкви. Этим подтвердилось наличие в пределах крепостных стен города очередной церкви из упомянутых в источниках 29 внутригородских армянских культовых зда- ний1. Открытая церковь находилась в удалении от существующих там армянских хра- мов, расположенных относительно компактно.

Находка вызывала большой интерес. Её изучением, кроме Е. А. Айбабиной, занялся Ю. А. Таманян, опубликовавший сообщение по архитектурной характеристике ново- выявленной церкви, её обмеры и фотоснимки2. Памятник фигурирует и в некоторых других работах, посвящённых армянским сооружениям Феодосии3*.

Тем не менее, описывавшие его авторы не упоминают, кому было посвящено данное культовоесооружение. Затрагиваяэтотвопрос,Ю.А.Таманянтолькоотмечает,чтоцерковь

1  Кёппен П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – С. 28–29.

2  Таманян Ю. А. Нововыявленный памятник в Феодосии. – С. 94–96.

3 * См.: Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура в Крыму. – С. 40–42; Айба­ бина Е. А., Бочаров С. Г. Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы //

ВВ. – Т. 57. – Москва: Индрик, 1997. – С. 211–233. 

145

относилась к числу известных в городе1. Некоторое разъяснение по этому вопросу можно найти в поэме, написанной в конце XVIII века, автор которой, описывая армянские церкви Кафы, конкретно указывает местоположение 24 из них, на тот момент действовавших2. В ней отмечено: «[Церковь] Святой Анны на высоком месте»3. Согласно той же поэме, была и вторая церковь, стоявшая на возвышенности: «[Церковь] Святого Никогоса [Николая] – на

 

горе»4. Но она упоминается в группе

 

церквей, расположенных дальше, поэто-

 

му идентификация с ней не может быть

 

верной. Это даёт основание предполо-

 

жить, что рассматриваемая церковь

 

была посвящена Святой Анне5*.

 

Датировка сооружения

докумен-

 

тально не зафиксирована. Учитывая

 

местоположение и архитектурное по-

 

строение, характерное для большин-

 

ства церквей крымских армян, Ю. Та-

 

манян относит его к XIV веку6. Можно

 

предположить, что после захвата полу-

 

острова турками в 1475 году и сокра-

 

щения численности прихожан церковь

 

пришла в упадок, а вследствие массо-

 

вого переселения крымских армян в

 

1778 году окончательно прекратила

 

свою деятельность7*.

 

 

В начале XIХ столетия церковь на-

 

ходилась в запустении, почему на боль-

 

шей части площади её притвора было

 

Разрезы нововыявленной церкви

построено водохранилище,

обеспечи-

вавшее нужды карантинной службы,

в Феодосии по Ю. Таманяну

устроенной на территории Армянской

(см: Нововыявленный памятник

в Феодосии. – С. 96).

крепости8*.

 

1  Таманян Ю. А. Нововыявленный памятник в Феодосии. – С. 94.

2  Кушнерян Хр. История армянских переселенцев Крыма. – С. 139–141.

3  Там же. – С. 139; Григорян Гр. Новые данные об армянских эпиграфических надписях Крыма и Северного Кавказа. – С. 298.

4  В тех же местах.

5 * Сомнения О. Халпахчьяна по поводу идентификации выявленной церкви с церковью Святой Анны вполне обоснованы. Последняя действительно находилась на склоне возвышенности, но вне

городских укреплений. Она располагалась на окраине пригорода Кафы, известном как (Qashot), недалеко от монастыря Святого Геворка (сохранилась сильно переделанная церковь по адресу: Нахимова, 32). По соседству с церковью Святой Анны (в прошлом – монастырской) находился престольный монастырь Святой Богородицы. Пребывавший в нём архиепископ правил духовными делами армян, которые проживали на здешних землях, непосредственно подвластных османам. 

6  Таманян Ю. А. Нововыявленный памятник в Феодосии. – С. 94.  7 * Ю. Таманян пишет о многовековой деятельности церкви, судя по изношенности ступеней и

святой купели. Он также обращает внимание на остатки стены западнее церкви, полагая, что это стена притвора. В заключении автор отмечает катастрофически плохое состояние памятника после раскопок (Таманян Ю. А. Нововыявленный памятник в Феодосии. – С. 94–96). Сегодня остатки церкви еле заметны в зарослях, под грудой обвалившихся стен. 

8 * Резервуар, примыкающий непосредственно к руинам церкви, существует и поныне. Это огромное, уходящее в землю бетонное сооружение с двумя круглыми люками, горизонтально расположенными несколько выше дневной поверхности, и фонтаном, пристроенным к косогору.

146

Руины армянской церкви, выявленной в 1982 году. Современное состояние.

Схематический план нововыявленной церкви и ее окружения по Е. А. Айбабиной

и С. Г. Бочарову (см: Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы». – С. 225).

Сооружение выполнено из грубо коло- того камня трахитовой породы. Основани- ем служит скальный массив, на котором почти без фундаментов поставлены отно- сительно толстые стены, имеющие неболь- шие уширения в нижних рядах кладки на восточной и северной сторонах. Отдельные места стен сложены из правильных блоков чистой тёски, образующих различные по высоте ровные ряды кладки. Крупные ква- дры применены в обрамлениях дверных проёмов, в купели и ступенях.

По композиции церковь принадлежит к распространённым среди армянских культовых памятников Крыма типу не- большого сводчатого зала (4,52х8,94 м) с выступающей на восточной стороне алтарной апсидой. Как и в других, от- носящихся к XIII–XIV векам церквях крымских армян, апсида в плане полу- циркульная, с удлинением на западе на величину толщины «плеч». В результате такого решения внешний объём сохра- нил форму полуцилиндра, а внутренний получал прибавление, что усиливало впечатление протяжённости интерье- ра. Большие размеры апсиды (ширина 2,85 при глубине 3,35 м) и пониженная

147

высота молитвенного зала, способствовали их объединению. В отличие от многих культовых памятников крымских армян церковь имела солею высотой около по- луметра, подъём на которую осуществлялся по трёхступенчатой каменной лесен- ке, устроенной у южной продольной стены, вблизи двери. В нише северной стены у алтарной апсиды сохранилась небольшая купель, а у левого края этой же стены имелась большая ниша, предназначавшаяся для церковной утвари.

Несмотря на ограниченные размеры, церковь имела две двери. Видимо, в на- чале существовала только южная, что подтверждается её пролётом шириной в 1,30 м. Западная дверь появилась, очевидно, после пристройки притвора. В связи с пониженной отметкой пола молитвенного зала, за обоими входами устроены сту- пени. Полагаем, интерьер освещался двумя окнами. Одно частично сохранилось в алтарной апсиде. Окно в западной стене, предположительно, существовало до при- стройки притвора.

Размеры появившегося в середине XIV века притвора определить не представляется возможным. Можно констатировать, что он, судя по фрагменту стены, примыкающе- му к северо-западному углу церкви, был примерно на один метр шире молитвенного зала. Поэтому план его, показанный на чертеже реконструкции1*, изображён условно, в пропорциональной зависимости от размера молитвенного зала. Несомненно, это было перекрытое сводом прямоугольное помещение с дверью на западной стороне, выше ко- торой имелось освещавшее интерьер окно.

Нововыявленная церковь показательна чёткостью планировки и гармоничностью пропорций. 

Надвратная церковь крепости Фуна

Средневековое укрепление Фуна дошло до нас в руинах. Находясь на границе между владениями генуэзцев и феодоритов и являясь форпостом последних, оно имело важ- ное стратегическое значение на пути, ведшем из центральных районов полуострова к южному побережью.

Фуна занимает вытянутую с запада на восток небольшую возвышенность (размеры 56х106 м) у западного подножия горы Демирджи, севернее села Лучистое Алуштин- ского района2. Обороноспособность её с юга обеспечивалась скальными обрывами, с остальных сторон – крепостными стенами толщиной от 1,6 до 2,7 м. Единственная до- рога подходила к северо-восточному углу укрепления, где находились наружные воро- та. За ними, несколько дальше, следовала архитектурная доминанта комплекса – кор- пус внутренних ворот с надстроенной церковью.

Историческое прошлое крепости Фуна, возведённой после образования княжества Феодоро – по нашему предположению, на рубеже XIII–XIV веков – таит в себе много во- просов. Изучение памятника с начала XIХ столетия свидетельствует о неоднократных его восстановлениях, сопровождавшихся усилением оборонительных стен и появле- нием новых зданий. Постройки Фуны пострадали не только от вражеских нападений, но и от землетрясений. Катастрофическое землетрясение 1927 года стало причиной окончательной их гибели.

1 * План реконструкции не сохранился. 

2  Кирилко В. П. Надвратная церковь средневекового укрепления Фуны. Датировка и атрибуция // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII– XVI вв. – Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1989. – С. 62–73.

148

Фуна. Руины укрепления и надвратной церкви. Вид с северо-востока.

Княжество Феодоро представляло собой серьёзную политическую силу на полуостро- ве и с его правителями считались не только генуэзцы, но и владевшие большей частью полуострова татары. Деловые связи были налажены и с различными странами, в част- ности с Московией. Учитывая армянское происхождение правителей Феодоро – кня- зей Гаврасов-Таронитов, армяне, а точнее армяне-халкидониты, к каковым относи- лись Гаврасы-Тарониты, имели значительное влияние на общественно-политическую жизнь княжества. Активное участие они принимали и в строительстве оборонительных сооружений, в том числе и Фуны. 

Разумеется, вначале были возведены основные крепостные постройки – стены, жи- лища для воинов гарнизона, склады, а затем уже надвратная церковь. Крепостные во- рота в зависимости от рельефа местности находились несколько ниже отметки пола следовавшего за ними открытого коридора. Высота их минимальная, достаточная для прохода вьючных животных, что облегчало защиту.

Корпус внутренних ворот выступает за линию восточной стены укрепления в виде объёма неправильной полуциркульной формы. Он состоит из трёх арочных въездных проёмов и расположенных между ними двух помещений. Первый проём (ширина 1,5 м) стоит напротив наружных ворот, а второй – под углом к первому. Оба имеют значитель- ную глубину (более 1 м) и выложенное кладкой арочное завершение. Напротив второго проёма, несколько дальше по коридору, располагался третий проём, который выводил во двор укрепления. Дуга, обводящая стрельчатую арку этого проёма, была собрана из тёсаных клиновидных блоков и опиралась на колонны. Составляющие корпуса вну- тренних ворот некогда были «объединены» под деревянной кровлей.

Время появления надвратной церкви точно не известно. По мнению В. П. Кирил- ко, датой её возведения следует считать 1459 год, указанный в высеченной на заклад- ной плите четырёхстрочной греческой надписи. Учёный связывает эту посвятительную надпись как со строительством донжона и одновременными с ним восстановительными работами, так и с возведением надвратной церкви1.

1  Кирилко В. П. Надвратная церковь средневекового укрепления Фуны. Датировка и атрибуция. – С. 66 и 72.

149

Фуна. План укрепления (заимствован из книги В. П. Кирилко «Крепостной ансамбль Фуны (1423–1475 гг.)». – С. 31).

150

Соседние файлы в предмете Этнография Армян