Lebedeva_M_M__Kharkevich_M_V__Kasatkin_P_I_Globalnoe_upravlenie
.pdf
множество нерешенных проблем (коррупция в образовании, неравенство в доступности качественного образования и мн. др.). Инновации в рамках Болонской модернизации оставляют за скобками вопросы их решения. В свете Болонской модернизации особо остро стоит вопрос о выявлении, аккумуляции, сохранении и развитии продуктивного отечественного опыта, наработанного в системах российского высшего образования в подготовке отечественных специалистов.
На саммите России — ЕС в Петербурге в 2003 г. высшее образование было названо составной частью сотрудничества России и стран Европейского союза. На завершившимся в мае 2005 г. в Москве саммите Россия – ЕС подписан документ, получивший название «Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты», который направлен на конкретизацию ранее достигнутых договоренностей и предусматривает, в частности, «поддержку сотрудничества, направленного на сближение систем присвоения степеней высшего образования посредством поощрения сотрудничества на уровне подготовки магистров и присвоения общих или двойных дипломов»70.
Россия и сама способна внести более весомый вклад в Болонский процесс, имея опыт построения единого образовательного.
Развитие интеграции в области образования способствует и развитию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня университет, являясь основной структурной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь выполнять эту функцию в более широких масштабах, не сводя ее только к образованию и просветительству. Университетское сообщество по своей природе представляет сетевое сообщество с широким развитием горизонтальных связей. Демократия при всем многообразии различных форм в структурном отношении также подразумевает множественные горизонтальные социальные связи и отношения, т.е. выраженную сетевую организацию71. Повышение роли высшего образования (соответственно, университетов) в социально-экономический и
211
политической жизни Европы будет вести к дальнейшему развитию сетевых отношений в различных сферах.
Правда, здесь есть свои ограничения. Сетевые отношения в гипертрофированном виде несут с собой негативные последствия. Как показали исследования, посвященные теме терроризма и Интернета, сетевые организации могут достигать так называемой SPIN-структуры(сегментированная, полицентричная структура, основанная на единых идеологических принципах), представляющей собой ячеечную организацию во главе с множеством различных лидеров72. Такие структурные образования нередко действуют по принципу flashmob, т.е. при наличии некоей краткосрочной цели из отдельных организаций ad hoc формируется группа. После завершения «миссии» эта группа быстро распадается. В следующий раз для аналогичных действий возникает другая временная группа. При этом ее состав, сохраняя основное ядро, становится другим. Опасность подобных сетевых организаций заключается в том, что они в итоге становятся закрытыми для других73, рассматривая остальных как «непосвященных». У организаций формируется своя символика, свой «язык» и своя «параллельная жизнь».
Следует отметить, что потенциал российского высшего образования в качестве «мягкой силы» государства гораздо шире тех задач, которые обычно ставятся в этой области. Следует учитывать тот потенциал сотрудничества, которое имеется в области высшего образования на постсоветском пространстве.
На глобальном уровне возникают проблемы, связанные с согласованием требований Болонского процесса с нормами по другим международным договорам. Так, с одной стороны, высшее образование относится к сфере общественного блага, предоставляемого государством. Доступ к нему должны иметь все, независимо от доходов, национальных, или иных различий74. В Лиссабонской конвенции по академическому признаниюквалификаций,котораябыла подготовлена Советом Европы и ЮНЕСКО на встрече в Лиссабоне в апреле 1997 г., также говорится, что право на образование является неотъемлемым правом человека.
212
С другой стороны, образование представляет собой сферу услуг и регулируется в рамках Генерального соглашения по торговле услугами 1994 г., целью которого, как следует из преамбулы, является усиление либерализации и прозрачности в сфере торговли услугами.
Данное соглашение затрагивает высшее образование, как отмечают Б. Реналда и Е. Кулеца, в четырех случаях, а именно:
1)распространяются сами образовательные услуги с помощью интернета, аудио-, видео — носителей, спутникового телевидения и т.п.;
2)потребитель (в данном случае студент) выезжает за пределы своей страны с целью получения образовательных услуг;
3)университеты (или иные образовательные учреждения) создают свои филиалы за рубежом;
4)преподаватели выезжают за рубеж для оказания образовательных услуг75.
Впоследние годы образование в мире подвергается все большей коммерциализации, на что обращают внимание многие авторы76. Ряд стран, в том числе США, Новая Зеландия, Австралия, выступают за дальнейшую либерализацию сферы услуг, в том числе и в области образования. ЕС, напротив, занимает более сдержанную позицию, особенно в отношении той части образования, которая представляет собой социальную сферу.
Задача специалистов в области международных отношений состоит как раз в том, чтобы оценить преимущества и последствия двух путей развития образования и попытаться найти возможные варианты разрешения противоречий.
Сложность и комплексность вопросов, связанных с различными национальными, региональными и другими нормами высшего образования, потребует, по всей видимости, многоэтапных, многосторонних и многоуровневых переговоров по проблемам образования, подобных тем, какие проводились, например, при организации Всемирного саммита по вопросам информационного общества, созванного в соответствии с резо-
213
люциями Генеральной Ассамблеи ООН. На втором этапе саммита, которой прошел в Тунисе в 2005 году, приняли участие представители государственных структур, деловых кругов и гражданского общества из 175 стран мира, а также ряд международных организаций. Около 50 делегаций возглавляли главы государств. Результатом работы стало принятие решений по таким дискуссионным вопросам, как управление Интернетом, преодоление цифрового разрыва между «Севером» и «Югом».
Как в этой ситуации вести себя относительно слабым университетам? Один из возможных путей — сразу отказаться от участия в Болонском процессе. Однако вряд ли он будет эффективным. Самоизоляция ведет к отрицательным последствиям для любого университета. «Самодостаточность» может какое-то время служить ресурсом сильному университету, но и в этом случае он быстро исчерпывается. Еще более губительна самоизоляция для небольших региональных вузов. Поэтому выход один: постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, определяя собственную специфику.
Нахождение «своего» места в общем процессе подготовки кадров делает вуз привлекательным для партнерских отношений. Специфика может состоять в формировании, например, научной школы. Причем, привлекательность, созданная сильной школой в одной области, нередко переносится и на смежные области того же университета. Другая возможность поиска своей специфики состоит в развитии «посреднических» функций и предложении таких учебных планов, которые легко совмещаются с различными национальными образовательными системами, что дает возможность выпускнику-бакалавру достаточно легко продолжить обучение и в Европе, и в США, и в Австралии и т.д. Особенность университета, и в частности программ по международным отношениям, может заключаться в сосредоточении усилий на определенном уровне подготовки, например, бакалаврском или магистерском.
В целом же очевидно, что высшее образование становится той сферой, в которой фокусируются наиболее важные и сложные социально-экономические и политические проблемы сов-
214
ременности и которая во многом определяет тренды глобального политического развития. В силу этой причины образование также стало объектом политического регулирования, причем наиболее интенсивно данный процесс идет в Европе — регионе, где зародилась Вестфальская политическая система.
1 Amos K., Keiner E., Proske M., Radtke F-L. Globalisation: autonomy of education under siege? Shifting Boundaries between Politics, Economy and Education / European Educational Research Journal. — 2002. — V. 1. — # 2. — p.193–213. http://www.wwwords.co.uk/pdf/viewpdf.asp?j=eerj&vol=1&issue=2&year=2002& article=Introduction_EERJ_1_2&id=83.237.12.193
2 Михеев А.Н. Неправительственные объединения как акторы мировой политики / А.Н. Михеев // «Приватизация» мировой политики: локальные действия — глобальные результаты: коллективная монография; под.ред. М.М. Лебедевой. — М., 2008. — С. 130.
3 См. напр., Goldstein J.S. International Relations. Sixth Edition. — N.Y. a.o.:, 2005; Handbook of International Relations / Ed. by W. Carsnaes, T. Risse, B.A. Simmons. — L., a.o, 2002; Kegley Ch.W., Wittkopf E.R. World Politics: Trend and Transformation. Ninth Edition. — Belmont, 2004.
4 Green A. Education, Globalization and the Nation State. — New York, 1997.
5См., напр., Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. — М., 1999; Castells M. The Rise of the Network Society.Seconded. — Oxford, 2000; Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол // Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 4. — с. 37–52.
6 Памфилова Т.В. Противоречивые задачи дипломатии в условиях глобализации / Т.В. Памфилова // Дипломатия и культура: материалы науч. конф., 4 июня 2002 г.; Дипломат.акад. МИД РФ. — М., 2003. — С. 260.
7 Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. — М.: Academia: Наука, 1999; Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. — М.: Академия: Наука, 1998.
8 Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных экспертов / Под ред. В.И. Байденко. — М., 2002.
9Nye Joseph S. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone. Oxford University Press, 2002. P. 9.
10Nye J. The Paradox ofAmericanPower:WhytheWorld’s Only Superpower Can’tGoItAlone. N.Y., 2002. P. 8.
11Nye Joseph S. Public Diplomacy and Soft Power / J. Nye // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. — 2008. P. 94. URL: http://ann. sagepub.com/cgi/reprint/616/1/94
215
12Зевелёв И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-россйский отношениях. Семиотический анализ: очерки текущей политики. Выпуск 2. Науч- но-образовательный форум по международным отношениям. М., 2006. C. 7.
13Панова Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике. http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/13/vestnik_13_14.pdf
14Болонский процесс и его значение для России / Ред.-сост. С. Медведев и К. Пурсиайнен. — М.: РЕЦЭП, 2005.
15Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. Москва, РОССПЭН, 2003г. С. 140.
16Панова Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике. http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/13/vestnik_13_14.pdf
17Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России. http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/09/vestnik_09-21_lebedeva. pdf
18Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства. http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/17/20_Panova.pdf
19Салтыков Б. Высшее образование в России: между наследием прошлого
исовременными вызовами / IFRI. Russie.Nei.Visionsn 29. С. 18. http://www.ifri. org/files/Russie/ifri_saltykov_education_RUS_avril_2008.pdf.
20Там же.
21Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // МЭ и МО. 2006. № 10. С. 69–75.
22Позитивный пример сотрудничества между Россией и ЕС в сфере образования //Вся Европа. 2009. № 3(31).
23Бжезинский Зб. Понять последствия: стратегическое предвидение отношений России и Запада// Интервью Российской Газете , 29.03.2012. URL : http:// www.rg.ru/2012/03/28/bjezinskiy-poln.html
24Чепурина М.А. Потенциальный вклад Болонского процесса в повышение международно-политической привлекательности России. http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/25/37_chepurina.pdf
25Ракитов А. Смена ментальности. Модернизация России, инновации, образование и наука. http://svom.info/entry/211-smena-mentalnosti-modernizaciya- rossii-innovacii-o/
26Reinalda, B. and Kulesza, E. The Bologna Process — Harmonizing. Europe’sHigherEducation. — OpladenandBloomfieldHills, 2005.
27Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных экспертов / под ред. В.И. Байденко. — М., 2002.
28Всемирный доклад по образованию. Сравнение мировой статистики в области образования. — Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2005.
29Там же.
30Реформа и развитие высшего образования: программный документ. — Париж: ЮНЕСКО, 1995.
31Там же.
32Там же.
216
33Memorandum of Higher Education in the European Community // Commission of the European Communities. — Brussels, 1991.
34Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/
35The European Higher Education Area beyond 2010 (BFUGB8 5 final 27 April
2005)
36Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: «Оргсервис-2000», 2006. — 208 с.
37The Concrete Future Objectives of Education and Training Systems // Report from the Education Council to the European Council. Brussels, 14 February 2001. Doc.5980/01
38Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсервис-2000 , 2006. — 208 с. : ил. — ISBN 5-98115-066-1.
39Характерно, что оба вуза провели одновременно, 22 апреля 2006 г. конференции по Болонскому процессу.
40Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсервис-2000, 2006. — 208 с.
41http://www.dfes.gov.uk/bologna/uploads/documents/2_1_Bergen_ Communique.pdf
42Сенашенко В. Болонский процесс и качество образования. www.technical. bmstu.ru/istoch/bolon/bol_5_sen.doc
43Владимиров А.И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему высшего образования. — М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2009.
44 См., напр., Митрофанов С. Плюсы и минусы «Болонского процесса» // Русский журнал. Апрель 2003. www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030407_mitr. html
45Lawn M., Lingard B. Constructing a European Policy Space in Educational Governance: the role of transnational policy actors / European Educational Research Journal. — 2002. — V. 1. № 2. P. 290–307. http://www.wwwords.co.uk/pdf/ viewpdf.asp?j=eerj&vol=1&issue=2&year=2002& article=Lawn_EERJ_1_2&id =83.237.12.193
46Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсервис-2000, 2006. — 208 с.
47Reinalda B, Kulesza E.The Bologna Process — Harmonizing Europe's Higher Education. — Opladen& Bloomfield Hills: Barbara Budrich Publishers, 2005.
48Гладков Г.И. Болонский процесс в России: «дорожная карта» / Болонский процесс и его значение для России. — М.: РЕЦЕП, 2005. — С. 68–80.
49Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России. http://www.vestnik.mgimo.ru/fileserver/09/vestnik_09-21_lebedeva. pdf
50Лукашенко М.А. Рыночные отношения в системе образования России: Монография./ М.А. Лукашенко. — М.: ИНИОН РАН, 2001. — C. 135–163.
217
51Торкунов А.В. Задачи и вызовы университетской политики [Электронный ресурс] // Международные процессы. — 2011. — Т. 9. — № 1 (25). — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty-fifth/006.htm.
52Титов В. Направления взаимодействия ВУЗов и бизнес-сообщества/В. Титов, Д. Ендовицкий // Высшее образование в России. — № 7. — 2007. — С. 11–16.
53Интеграция инновационного бизнеса в вузы [Электронный ресурс] // Национальное содружество бизнес-ангелов. — Режим доступа: http://www.russba. ru/Integrac_v_VYZi.
54Рисин И.Е. Партнерство вузов и бизнеса как основа развития инновационного потенциала. [Электронный ресурс]// ЦИРЭ: Центр исследования региональной экономики. — Режим доступа: http://www.lerc. ru/?part=bulletin&art=29&page=3 (посещался 07.02.2012).
55Что такое эндаумент [Электронный ресурс]// Фонд развития МГИМО. — Режим доступа: http://fund.mgimo.ru/endowment_about.phtml (посещался 07.02.2012).
56Там же.
57История фондов целевого капитала. [Электронный ресурс] // Фонд развития МГИМО. — Режим доступа: http://fund.mgimo.ru/document125646.phtml (дата обращения : 07.02.2012).
58Зарубежные эндаумент-фонды [Электронный ресурс] // Фонд развития МГИМО. — Режим доступа: http://fund.mgimo.ru/document125647.phtml (дата обращения : 07.02.2012).
59Например, организация GlobalZero.
60Например, Международная ассоциация политической науки.
61Например, Фонд имени Хайнца Шварцкопфа «Молодая Европа».
62Reinalda, B. and Kulesza, E. The Bologna Process — Harmonizing. Europe’s Higher Education. — Opladen and Bloomfield Hills, 2005.
63Dibben J.E., Whelan D.J. U.S. Undergraduate General Education Curriculum Review. Paper prepared for APSIA Meeting, December, 2005.
64Brown J.N., Pegg S., Shively J.W. Сonsensus and Divergency in International Studies: Survey Evidence from 140 International Studies Curriculum Programs // The International Studies Perspectives. — 2006, № 7. — P. 267–286. J.W.
65Гладков Г.И. Болонский процесс в России: «дорожная карта» // Болонский процесс и его значение для России. — М.: РЕЦЕП, 2005. — С. 79–80.
66Там же. С. 80.
67Там же. С. 80.
68Сергунин А.А. Управление качеством подготовки российских специалистов в области социальных наук в контексте Болонского процесса. // Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсер- вис-2000, 2006. — 208 с. : ил.
69Барабанов О.Н. Опыт европейских стран по внедрению Болонской системы и возможности для России // Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — М.: Оргсервис-2000, 2006. — 208 с.
70URL: http://www. kremlin.ru
71См., к примеру: Risse Th.TransnationalActors and World Politics / Handbook of International Relations // Ed. by W. Carsnaes, Th. Risse, B.A. Simmons. — L.,
218
a.o.: Sage, 2002. — P. 255–274; Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс. М., 1999.
72Megaterrorism:ANew Challenges for a New Century” edited byA.Fedorov. — Moscow, 2003.
73Песков Д.Н. Интернет в мировой политике: формы и вызовы // Современ-
ные международные отношения и мировая политика / под ред. А.В. Торкунова. — М., 2004. — С. 222–246.
74Нибор П. Высшее образование как общественное благо и предмет общественной ответственности // Высшее образование в Европе». Т. XXVIII. № 3, 2003. URL: http://logosbook.ru/hee/
75Reinalda B, Kulesza E.The Bologna Process — Harmonizing Europe's Higher
Education. — Opladen& Bloomfield Hills: Barbara Budrich Publishers, 2005.
76 См., в частности, Globalization and Education: Integration and Contestation across Cultures. — Anham, Boulder a.o.: Rowman& Littlefield, 2000.
Научное издание
Лебедева Марина Михайловна харкевич Максим Владимирович касаткин Петр Игоревич
ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Монография
Согласно Федеральному закону РФ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ данная продукция не подлежит маркировке
Компьютерная верстка В.С. Поляничева Оформление М.М. Петухова
Подписано в печать 21.08.2013. Формат 60×841/16. Усл. печ. л. 12,85. Тираж 100 экз. Заказ 724
Издательство «МГИМО-Университет» 119454, Москва, пр. Вернадского, 76
Отпечатано в отделе оперативной полиграфии и множительной техники МГИМО(У) МИД России
119454, Москва, пр. Вернадского, 76
