
Lebedeva_M_M__Kharkevich_M_V__Kasatkin_P_I_Globalnoe_upravlenie
.pdf
признание дипломов зарубежных университетов и «утечка мозгов».
Винтеграционных процессах, происходящих на пространстве высшего образования, одну из ключевых ролей играют университеты в силу того, что именно они при реализации своей деятельности взаимодействуют с зарубежными партнерами при осуществлении различных совместных программ при развитии академической мобильности, организации встреч, конференций, семинаров и симпозиумов, общении в рамках многосторонних организаций университетов, как глобального так и регионального характера. В результате подобного рода деятельности происходит формирование запроса на институциональное оформление идущих на практике интеграционных процессов и их дальнейшее углубление, что становится возможным благодаря подключению государств и правительственных акторов. Последние, получив импульс, сформировавшийся в университетах, заключают межгосударственные соглашения, наиболее ярким примером которых могут служить документы Болонского процесса, значительно облегчающие интеграционное взаимодействие университетов.
Деятельность бизнес-структур при их сотрудничестве с университетами значительно упрощает процессы взаимодействия университетов друг с другом, в результате чего происходит последовательное ускорение процессов интеграции данной области. Бизнес, являясь одним из основных работодателей, участвует в учебном процессе посредством различных способов, среди которых предоставление возможности студентам прохождения практики, а преподавателям — проведения исследований и повышения квалификации, создание различных совместных предприятий и научно-производственных центров, оказание финансовой и материальной поддержки университетам, предложения по совершенствованию содержания учебных программ с учетом требований рынка труда.
Врезультате такого взаимодействия университет может оптимизировать свой образовательный процесс, что повысит уровень заинтересованности зарубежных образовательных учреждений и бизнес-организаций в сотрудничестве с этим
191

вузом и приведет к расширению связей и углублению процесса интеграции. То есть, при таком подходе бизнес, с финансо- во-экономической точки зрения, так же как и государство — с нормативно-правовой и институциональной, выступает в роли своеобразного катализатора интеграционных процессов на пространстве высшего образования, основным проводником которых остается университет как главный игрок — субъект предоставления образования.
Высшее образование неразрывно связано с научно-техни- ческим прогрессом, который является одной из тенденций развития современного мира, в силу того что построение экономики знаний невозможно без внедрения достижений науки
итехники, которые практически немыслимы без эффективной системы подготовки специалистов, в процессе которой, в свою очередь, используются новые технические средства.
Российские университеты обладают большим потенциалом для развития международного сотрудничества по линии высшего образования в силу наличия разного рода связей с зарубежными университетами, международными правительственными и неправительственными организациями и бизнесструктурами, а также масштабных интеллектуально-демогра- фических ресурсов.
Российское высшее образование вполне конкурентоспособно в фундаментальных областях знания, хотя здесь следует иметь в виду страну происхождения потенциального студента
ивозможности для его обучения в других государствах и университетах. В России соотношение цена — качество (включая стоимость проживания) представляется достаточно привлекательным. В некоторых областях образовательный потенциал России не подвергается сомнениям, в частности, в области прикладной математики, что убедительно подтверждается международными оценками и статистическими данными о студентах и их успехах в дальнейшем, в том числе патентами на изобретения и результатами научно-исследовательской деятельности различных институтов.
Вто же время у России есть достаточно серьезные конкуренты в сфере предоставления образовательных услуг на пост-
192

советском пространстве. К их числу следует отнести США, страны ЕС, а также такие государства, как, например, Турция, которая активно соперничает с Россией за студентов из Азербайджана49.
ВБолонский процесс на всех уровнях включены государственные и негосударственные акторы. К последним относятся частные университеты, различные студенческие ассоциации, фонды и т.п. В этом проявляется современная тенденция мировой политики, связанная с увеличением количества и усилением активности негосударственных акторов. Как и в других сферах, в образовании негосударственные акторы проявляют большую инициативность, главным образом, сотрудничая с государственными структурами. В целом развитие Болонского процесса происходит на многосторонней (в него включены различные страны) и многоуровневой (в нем участвуют государственные и негосударственные акторы) основе.
При увеличивающейся скорости транснационализации экономических связей бизнес нуждается в высококвалифицированных кадрах различной специализации для ведения международной и внутригосударственной деятельности. Интеграционное взаимодействие университетов способствует повышению качества высшего образования посредством заимствования позитивного опыта и унификации образовательных стандартов, что ведет к усилению заинтересованности бизнеса
винвестировании в развитие университетов. Это, в свою очередь, стимулирует университеты постоянно совершенствовать свои учебные программы, заниматься инновационной деятельностью, углубляя таким образом сотрудничество с бизнес — структурами.
Втаком сотрудничестве чрезвычайно важен синергический эффект, поскольку оно закладывает основы успешного функционирования университетов и бизнес-компаний в среднесрочной и долгосрочной перспективах, укрепляя экономические позиции страны и её коммерческих организаций на мировой арене и университета — в образовательной сфере.
Вданном контексте необходимо отметить роль благотворительных организаций и фондов поддержки высшего образова-
193

ния, которые, помимо своей основной функции — предоставления трансфертов на безвозмездной и безвозвратной основе, практикуют формирование баз данных для зарубежного и национального бизнеса и государственных структур, в которых содержится информация о наиболее талантливых и креативных студентах, обладающих лидерскими качествами, положительными амбициями и склонных к ориентации на результат. Через подобное сотрудничество университетов, бизнес-кор- пораций и благотворительных фондов закладывается прочная основа оптимизации образовательного процесса, ведущая, в конечном счете, к развитию комплексной интегральной мощи государства в системе международных отношений.
На современном этапе, когда мир вступает в постиндустриальную стадию развития, знания становятся своеобразным капиталом, что ведет к смене парадигмы отношения к человеческому капиталу. Это подразумевает, что индивид рассматривается как объект среднесрочного и долгосрочного инвестирования, которое впоследствии приносит значительную прибыль. Становится очевидным тот факт, что вне рамок такого подхода невозможно эффективное развитие экономической деятельности любого предприятия.
Бизнес-структуры, нуждаясь в инновационных разработках для повышения своей конкурентоспособности на рынке, стремятся вкладывать средства в процесс производства новых знаний, то есть в развитие высшей школы. Крупные корпорации стараются выбрать лидеров по предоставлению образовательных услуг среди вузов, что порой представляет собой определенную проблему, поскольку не все вузы соответствуют необходимым критериям50. Зачастую крупные международные корпорации ориентируются на данные рейтингов университетов мира, при выведении которых используются многочисленные переменные.
Рейтинговые показатели дают возможность крупным и средним бизнес-корпорациям определить наиболее выгодные объекты инвестирования с учетом получения долгосрочной прибыли. Сегодня существуют различные формы сотрудничества бизнеса и университетов: финансирование конкретных
194

заказных проектов, создание фондов развития университетов, разные схемы взаимодействия со студентами и профессорс- ко-преподавательским составом. При установлении подобных связей субъекты взаимодействия должны четко представлять свои цели и вклад, который они в состоянии внести в него.
В развитии и модернизации системы высшего образования при сотрудничестве с бизнес — структурами вузы обычно проводят целевое обучение студентов в соответствии с заказами компаний, корпораций и предприятий, посылают студентов на стажировки в зарубежные университеты-партнеры для повышения их профессиональных компетенций, осуществляют научное консультирование, предоставляют консалтинговые, аудиторские, экспертные и оценочные услуги, занимаются НИОКР и прикладными разработками, реализуют программы по повышению квалификации сотрудников бизнес-учреждений.
Бизнес, в свою очередь, в рамках сотрудничества с учреждениями высшего профессионального образования предоставляет им финансовую, техническую и информационную поддержку, оказывает содействие при получении патентов на инновационные разработки и их лицензировании, проводит так называемые ярмарки вакансий, осуществляет мониторинговые исследования рынка труда, выступает в роли работодателя для выпускников, учреждает специальные гранты для преподавателей и стипендии для талантливых и одаренных студентов, проводит независимый контроль качества образования, организует прохождение учебно-ознакомительной и производственной практики студентами51.
Таким образом, при правильном выстраивании линии сотрудничества происходит своеобразный синергический эффект, который выражается в том, что бизнес реализует функцию социальной ответственности и приобретает действительные рычаги воздействия на образование и науку, а вузы и исследовательские центры получают возможность развития инновационной деятельности и международного сотрудничества в сфере образования.
Также во многих случаях благодаря целевым программам подготовки специалистов бизнес принимает на работу сотруд-
195

ников, будучи уверенным в их высоких профессиональных компетенциях, что отчасти решает проблему трудоустройства выпускников, не имеющих опыта работы. Это приводит к формированию устойчивых связей между работодателями и центрами подготовки кадров, содействуя тем самым формированию адекватного ответа на требования рынка рабочей силы. Кроме указанных форм взаимодействия, представители компаний могут участвовать в проведении аттестации выпускников, входить в состав попечительских советов университетов, участвовать в создании учебных центров и развитии научных инкубаторов52.
Многие бизнес-корпорации предпочитают инвестировать средства в инновационную деятельность, ведущуюся в вузах студентами и сотрудниками, с целью разработки современных наукоемких продуктов, обладающих высокой степенью конкурентоспособности на рынке. В данном случае инновационная деятельность представляет собой непосредственный процесс перехода от фундаментальных исследований университетов к прикладному взаимодействию с бизнесом и предприятиями.
В этих целях в фирмах создаются подразделения естественнонаучных, технических и социально-экономических университетов, совместные технопарки для генерации идей и осуществления проектов при концентрации всех заинтересованных лиц на одной территории. При таком подходе решается двойная проблема: бизнес получает новые разработки, без которых невозможно долговременное пребывание на рынке, а студенты, соискатели и сотрудники университетов имеют уникальную возможность получить практические навыки в области инновационного бизнеса, что может способствовать расширению уже существующих и созданию новых предприятий.
Реализация возможности получения студентами и преподавателями практического опыта в рамках интеграции бизнеспроектов и образовательных программ проходит в своем развитии несколько этапов. Во-первых, проводится подготовка программы включения студентов и сотрудников в бизнес-про- ект для того, чтобы адекватно определить цели и результаты процесса. Во-вторых, необходимо сформировать сеть партнер-
196

ских бизнес-отношений с венчурными фондами, консалтинговыми организациями и другими субъектами, имеющими прямое или косвенное отношение к рассматриваемому процессу. В-третьих, нужно сформировать команду практикующих специалистов для проведения бизнес-тренингов, практических занятий и мастер-классов. В-четвертых, требуется заранее сформировать материальную базу финансирования с возможностью её последующего расширения. В-пятых, заинтересованным в создании собственных бизнес-проектов студентам и сотрудникам университетов, участвующим в подобных программах, необходимо оказывать различного рода поддержку в развитии их идей53.
Однако подобного рода взаимодействие является источником вопроса обладании правами интеллектуальной собственности, решение которого возможно путем учреждения при университетах центров, в обязанность которых входит вывод продуктов интеллектуальной собственности на мировой рынок образовательных и научных услуг. Такие центры занимаются выбором наиболее эффективных проектов, обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности нормативноправовыми инструментами, продвижением продуктов интеллектуального труда на мировые рынки при соблюдении национальных интересов54.
В настоящее время всё большее развитие получает практика создания в университетах эндаумент-фондов, которые представляют собой целевые фонды развития университетов, «обеспечивающие вузам стабильный и постоянно растущий источник финансирования инновационных образовательных программ, научных исследований, новых объектов инфраструктуры и важных социальных проектов»55.
Механизм функционирования эндаумента состоит в том, что средства, как правило, от благотворителей, формируют целевой капитал, который может инвестироваться на фондовом рынке, в недвижимость, размещаться на депозитах с целью его постоянного прироста. При этом сам целевой капитал неприкосновенен, поскольку финансирование деятельности университетов происходит за счет средств от доходов, приносимых
197

инвестированием56. Такие фонды получили широкое распространение в тех государствах, где исторически отсутствует или недостаточна государственная поддержка высшего образования и науки и поощряется частная благотворительность57.
Сегодня крупнейшими эндаумент-фондами являются фонды Гарвардского (25,6 млрд долл), Йельского (16,3 млрд долл), Стэндфордского (12,6 млрд долл) и Принстонского (12,6 млрд долл) университеты. С помощью этих фондов университет Принстона формирует 47% своего бюджета, Гарварда — 33%, а Йеля — 35%. Благодаря эндаумент-фондам ведущие американские вузы имеют возможность привлекать к преподаванию лучших ученых, финансировать обучение талантливых студентов, закупать оборудование, развивать инфраструктуру, создавать новые факультеты и кафедры, что вносит значительных вклад в их международное лидерство в областях образования и науки58.
Наряду с активностью бизнес-структур и фондов поддержки высшего образования нужно отметить роль сотрудничества неправительственных организаций и средств массовой информации с университетами. Неправительственные организации в зависимости от направления своей деятельности поддерживают связи с университетами, представителями академического сообщества и студенчеством.
Например, одни НПО представляют собой площадки для обсуждения конкретных проблем международного и национального характера и выработки планов действий для достижения своих целей59, другие содействуют развитию отдельных направлений деятельности и областей науки в разных странах путем объединения представителей университетов и экспертов60, третьи ориентированы на максимальное вовлечение студенчества61.
Сотрудничество вузов и НПО оказывается весьма плодотворным в том смысле, что в процессе участия представителей университетов в работе организаций зарождаются новые идеи решения глобальных проблем, вопросов на национальном уровне и конкретных прикладных задач, а неправительственные организации оказывают поддержку университетам,
198

преподавателям и студентам в соответствии с направлением своей деятельности.
Сотрудничество бизнеса, фондов поддержки и университетов представляет собой важную составляющую процесса повышения качества высшего образования в стране. Университеты в программах сотрудничества с бизнесом играют весьма активную роль, предоставляя свой образовательный и научный капитал для развития бизнес-идей. Взамен университеты получают финансирование, которое помогает им развивать свои образовательные программы, выходить на мировой рынок образовательных услуг с конкурентоспособными проектами. Учитывая этот факт, сегодня компаниями — заказчиками исследовательских и инновационных программ выступают не только национальные, но и зарубежные компании; нужно отметить широкие возможности университетов в области углубления их деятельности на международной арене в сотрудничестве с другими вузами, организациями и бизнесом. Используя эти возможности, университет может распространять свои образовательные стандарты, прямым образом влияя на интеграцию образовательного пространства в долгосрочной перспективе.
Болонский процесс дал уникальный опыт взаимодействия государств и негосударственных акторов в образовательной сфере. Это взаимодействие в рамках Болонского процесса вышло за пределы ЕС и охватило практически все европейские страны, что, несомненно, составило еще один важный политических итог европейской интеграции в области образования. Направления международного сотрудничества в области интеграции европейского образования определялись основными документами Болонского процесса, прежде всего Болонской декларацией 1999 г., и проявились в развитии международной мобильности, создании совместных магистратур и т.п.
Итак, в странах ЕС активную роль в Болонском процессе играют неправительственные организации62, поэтому в отношении них говорить о реформе «сверху» можно лишь условно, хотя включенность в эти вопросы профессионального сообщества (профессорско-преподавательского состава) недостаточна.
199

3.3.дальнейшее развитие управления
всфере образования
3.3.1. возможные проблемы европейского пространства высшего образования
Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квалификации выпускников для работодателей, с другой — сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифицированной рабочей силы в рамках Европейского континента. Более того, Болонский процесс, исходящий из наличия партнерских отношений между европейскими университетами, позволит готовить единую европейскую политическую, экономическую, техническую, научную и др. элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, которая также предусмотрена Болонским процессом.
В результате выпускники европейских университетов войдут в профессиональную сферу со множеством межличностных контактов, установленных еще в период обучения с однокурсниками из разных государств. Это, с одной стороны, положительно может сказаться на процессах принятия решений, которые, вероятно, будут ускорены. С другой стороны, формирование европейских элит еще на студенческой скамье может привести к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населения, что, в свою очередь, будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего развития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиление этих процессов может оказаться критическим.
Увеличение числа европейцев с дипломами о высшем образовании повлечет за собой новый поток менее квалифици-
200