Добавил:
418108@mail.ru Все материалы за бакалавриат (год выпуска 2023) еще не все Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Коллоквиумы / Коллоквиум по Соборному Уложению.docx
Скачиваний:
57
Добавлен:
05.12.2020
Размер:
121.43 Кб
Скачать

17. Повальный обыск как элемент розыскного процесса.

Повальный обыск применялся в целях отыскания «лихих» людей и сочувствующих им, проверки свидетельских показаний и репутации оговоренного, при решении спорных земельных дел и при расследовании «бунтов» неповиновения. Они служили только поводом к начатию следствия и производству новых специальных обысков о каждой «облихованной личности».

Специальный обыск применялся в отношении оговоренных лиц, приведенных с поличным, не отведших от себя следа, пойманных на «разбое» и при обвинении со стороны частных лиц в наиболее опасных преступлениях, в частности по явочным чело- битьям о грабежах, разбоях и убийствах . Для производства повального обыска из приказа посылалась наказная память местному начальству: старостам, целовальникам, позже воеводам. В ней излагался по пунктам весь предмет допроса и определялись пределы розыск. Обыск мог ограничиваться определенной, небольшой территорией.

Обыск проходил в отсутствие тяжущихся, с тем чтобы они не влияли на обыскных людей, которых допрашивал производящий обыск «сряду с одного, а не выбором». Не принимались показания семьями, заговором или заочно. Показания опрашиваемых заносились в список, который подписывался ими или их духовным отцом. Список скреплялся печатью и отсылался с тем же приставом вместе с отпиской производившего обыск. Согласно Уложению при определении репутации подсудимого опрашивались все местные жители, даже иностранцы и иноверцы, за исключением духовенства и высших разрядов служилых людей.

Аналогично свидетельским показаниям значение обыска как доказательства зависело от социальной принадлежности обыскных людей. При ссылке на немногих людей — человек пять или шесть, но недостойных веры — суд не принимал обыск в качестве доказательства, а судил но другим доказательствам.

18. Пытка как элемент розыскного процесса.

Повальному обыску предпосылается пытка как главное доказательство розыскного процесса. Пытка, законодательно закрепленная Судебником 1497 г. ,применялась даже тогда, когда человек сознавался в предъявленном ему обвинении до пытки. Введение оговора в число обстоятельств, открывающих розыскной процесс, было причиной того, что пытка сделалась средством для открытия сообщников и пособников .

С введением губного самоуправления пытка производилась при непременном участии его представителей. Пытки производились палачом, не исключая и воскресных дней, и были различны по тяжести в зависимости от обвинения и принадлежности пытаемого. Пытать по одному делу можно было не более 3 раз для получения признания и указания на сообщников — оговора. Оговор с пытки, или «язычная молка», подразделялся на «несомнительпый», после которого оговоренный мог быть подвергнут пытке без повального обыска, и «сомнительный», требующий проверки обыском. Не требовал проверки обыском оговор, подтвержденный на трех пытках или данный двумя или тремя «языками» . Пытка без предварительного обыска назначалась по Уложению 1649 г. и для «причинных», т. е. причастных к какому-либо делу, или просто подозрительных людей , а также если оговоренный был человек «бродящий» — неимущий, потерявший свое хозяйство, переходящий из одного хозяйства в другое и не просивший об обыске потому, что его никто не знал. Такой человек подвергался пытке по одной «язычной молке».

Признание под пыткой татьбы или разбоя влекло для него смертную казнь, непризнание — передачу на поруки, а при отсутствии поручителей — тюремное заключение . Наоборот, если оговору подвергались люди «знатные» — дворяне, дети боярские или торговые люди, то даже при оговоре «многими людьми» пытке должен был предшествовать обыск . Более .того, в силу привилегированного положения господствующего класса при оговоре феодала и зависимых от него людей пытка применялась к феодально-зависимым, и лишь при оговоре ими своего феодала последний мог быть подвергнут пытке.