Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Б. Т. Григорьян — Философская Антропология

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
16.11.2020
Размер:
7.11 Mб
Скачать

требиости. Складываются новые условия существования людей, определяющие их образ жизни, поведение, ха­ рактер межличностных отношений, формирующие соот­ ветственно их внутренний, духовный мир. Всевозрастаю­ щее значение научного знания в управлении хозяйством

идругими жизненными процессами придали науке важ­ ные экономические, социальные функции. Она стала мо­ гучей производительной силой, вошла в повседневный быт людей, сделалась важным фактором общественного сознания.

Даже самая беглая характеристика важнейших про­ блем современного человеческого существования в це­ лом позволяет вычленить и сформулировать те задачи

иценности нашего времени, которые в их наиболее

общих чертах сегодня признаются подавляющим боль­ шинством человечества и служат тем самым одновре­ менно своеобразными императивами и нормами для вся­ кой теоретической и практической деятельности чело­ века.

Такими несомненными ценностями нашего времени являются мир, человек, демократия и социализм, при­ том не каждая из них сама по себе, взятая в отдель­ ности, а все вместе в их органической связанности и не­ разрывном единстве. Мир в условиях демократии и де­ мократия, служащая делу мира; человек как высшая ценность и социалистическое общество, создающее гу­ манистические по своей природе социальные институты и отношения, как форма человеческого общежития, наи­ более благоприятствующая решению жизненных проблем современного человечества, — эти ценности сегодня вы­ ступают в тесной связи с рядом общепризнанных и на­ сущных задач времени. Утверждение мира и ценности че­ ловека в значительной мере обусловлено позитивным решением актуальнейшей задачи духовно-нравственного обеспечения социального и научно-технического прогрес­ са, предполагающего использование всех научно-техни­ ческих возможностей в интересах человека, ради его бла­ га. Другой важной задачей нашего времени стала за­ дача сохранения и воспроизводства природных основа­ ний человеческой жизни, как внешней природной среды, так и природно-биологической, телесной, душевно-эмо­ циональной структуры самого человека.

В своей трудовой деятельности, направленной на ос­ воение и преобразование природы, человек преобразу­

180

ет и самого себя, в том числе и свою биологическую природу. Однако последствия непреднамеренного, в том числе промышленного, загрязнения природной среды и целенаправленного воздействия человека на природу привели в последние десятилетия к такому положению, когда возникла серьезная угроза нежелательных для че­ ловечества изменений в биосфере, да и в биологической организации самого человека.

Человек —деятельное существо, осваивающее силы природы, создающее отличный от нее мир культуры, «вто­ рую природу», но в своем творчестве он не может

ине должен забывать о той конкретно-исторической форме своего природного бытия, на основе которой и оказывается возможным его теоретическое и практиче­ ское творчество. С этим и связаны требование бережного

ивнимательного отношения к природной среде, природ­ ным силам и способностям самого человека, необходи­ мость сохранения исходных сущностных свойств приро­ ды и человеческой биологии и систематического воспро­ изводства их средствами культуры в интересах нормаль­ ного существования и развития человечества. Особую актуальность приобретает глобальная задача оптимиза­ ции отношений общества с природой, успешное реше­ ние которой возможно лишь в определенных социаль­ ных условиях, в которых вся общественная деятель­ ность подчинена гуманистическим принципам, интересам человека.

Опасность термоядерной войны, углубления экологи­

ческого кризиса, угрожающая жизни всего человечест­ ва, способствовала непосредственному осознанию цен­ ности жизни человека, не только как разумного духов­ ного, но и как природного, телесного существа. В этом, в частности, как нам представляется, следует видеть одну из причин возросшего в последние годы интереса философии к человеческой биологии, стремление понять человека во всей целостности его бытия, в единстве его духовного и телесного начал. В этой связи образ са­ мого человека встает в своей целостности, в нерас­ торжимом единстве материального и духовного, когда действительно человеком признается не одна лишь сто­ рона его существа, скажем разумная и духовная в от­ личие от телесной, биологической, а воплощающая их единство сама личность в ее конкретно-историческом существовании.

181

Философское исследование человека во всех его сущностных проявлениях и жизненных отношениях и раз­ работка в этой связи философской теории человека как специальной отрасли марксистской философии — диалек­ тического материализма настоятельно необходимы се­ годня для решения одной из центральных задач разви­ того социалистического общества — задачи всестороннего и гармонического развития человека, задачи формиро­ вания нового человека, которая в современных условиях может и должна решаться в строгом соответствии с на­ учно-философскими представлениями о его природе и жизненном призвании. Марксистское положение, со­ гласно которому человек в конечном счете является целью, а материальное производство и вся обществен­ ная жизнедеятельность — средством исторического раз­ вития, нацеливает философскую науку на исследование, выявление и определение оптимальных условий индиви­ дуальной и общественной жизнедеятельности человека, наиболее полной реализации его сущностных сил и воз­ можностей. А это осуществимо лишь в том случае, ес­ ли философия в своих исследованиях воссоздаст некий целостный образ человека, сформулирует связанную с этим образом систему понятий и представлений, с по­ мощью которых окажется возможным в новых условиях актуализировать старый философский принцип, рассмат­ ривающий человека как «меру всех вещей». Действи­ тельно, человек в своих жизненных потребностях и воз­ можностях (биологических, психических, эмоциональных и интеллектуальных), а также в идеальном образе сво­ его Я, в социально значимых чертах и качествах явля­ ется важным критерием как индивидуального, так и об­ щественного творчества.

Научно-философское рассмотрение и истолкование природы человека и его сущности оправданно и возмож­ но в том случае, если выделяются и изучаются также такие его реальные и функциональные свойства и осо­ бенности, которые, несмотря на все изменения в про­ цессе исторического развития, в каких-то важных пара­ метрах остаются одними и теми же для различных исто­ рических эпох и рас. Иначе говоря, предметом фило­ софского изучения является человек в определенном постоянстве и относительной неизменности своей при­ роды и одновременно в той неповторимой конкретноисторической целостности, в которой актуализируют се­

182

бя эти его константные качества и свойства. Поэтому философский вопрос о том, что такое человек, есть воп­ рос о его природе и сущности, о закономерностях и ме­ ханизмах функционирования данных ему от природы и обретенных в культурной истории относительно посто­ янных структур и качеств, вопрос о характерных осо­ бенностях и направленности его непрерывного измене­ ния и развития, о неповторимом своеобразии его совре­ менного конкретно-исторического существа и бытия, о том, что есть человек сегодня и чем он может быть завтра, т. е. каковы основы и условия его творческого созидания, может ли человек в сложнейших условиях современной действительности стать хозяином своей судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь?

Многомерность человека как объекта исследования и соответствующее многообразие изучающих его наук породили серьезные методологические трудности в орга­ низации комплексных исследований, в определении их основного направления. В этой связи необычайно возро­ сли актуальность теоретического осмысления современ­ ного научного знания о человеке, интегральная и мето­ дологическая функции философии в налаживании взаи­ мопонимания и сотрудничества различных отраслей на­ учного исследования человека. Иначе говоря, во весь рост встала проблема философского, методологического обеспечения современных научных исследований чело­ века.

Научное знание о человеке, да и всякое другое кон­ кретное знание о нем не непосредственно входит в фило­ софию, реализуя себя в соответствующих теоретических обобщениях и определяя общефилософское видение че­ ловека, а опосредованно. Оно трансформируется через теоретические обобщения и выводы промежуточного по­ рядка, в утверждаемых наукой общих теоретико-методо­ логических установках, стиле мышления, на путях обоб­ щений и оценок ассоциативного и аналогического харак­ тера там, где себя обнаруживает некая общая логика развития конкретно-исторической культуры, а также пу­ тем использования и осмысления конкретного факта нау­ ки в свете некоего целостного понимания человека с це­ лью обогащения, углубления и возможного корректиро­ вания последнего.

С ростом дифференциации научного знания, когда

информация о внешнем мире и человеке непомерно уве­ личивается и не всегда поддается непосредственному философскому осмыслению, особенно остро ощущается необходимость в создании смежных теоретических дис­ циплин, находящихся на стыке конкретных наук и самой философии. Встает задача конкретизации общефило­ софского понятия о человеке и связанных с ним теоре­ тико-методологических принципов применительно к по­ требностям конкретно-научных исследований и одновре­ менной выработки новых теоретических понятий и положений на основе конкретных знаний о человеке и соотнесения их с изначально данным общефилософским пониманием человека. Эта задача содержательного тео­ ретического анализа человеческой природы и методоло­ гического обеспечения современного научного знания о человеке может быть успешно решена в рамках специ­ альной философской теории целостного человека.

В русле современных конкретных дисциплин, изуча­

ющих человека, — биологии,

психологии, этологии, ант­

ропологии, этнографии и

социологии — складываются

своеобразные частные и региональные образы человека, не соотнесенные с общефилософским его пониманием, а иногда и редуцирующие это понимание к некоторому одностороннему психологическому, поведенческому, био­ логическому или иному видению человека. Причиной тому нередко оказывается практическая невозможность применения общефилософского принципа к конкретно­ научному анализу. Устранению этих трудностей могут содействовать разработка и формулирование в фило­ софской теории человека таких философских понятий («человеческой биологии», психики, поведения, индиви­ дуальной формы общественного бытия и т. д.), которые способствовали бы соотнесению специальных представ­ лений о различных частных видах жизнедеятельности человека с существующим общефилософским понимани­ ем его природы и сущности.: При этом, конечно, речь идет не просто об обосновании фактами науки априорно данного философского понятия о человеке и не о навя­ зывании конкретным наукам общефилософских мето­ дов, а о взаимной корректировке и верификации, ко­ гда конкретный факт освещается под углом зрения це­ лостного представления, а последнее развивается и углубляется на основе нового конкретного знания о че­ ловеке.

184

Философская теория целостного человека имеет сво­ ей целью рассмотрение и осмысление человека во всех формах его жизнедеятельности, объяснение человека из его «собственного бытия», но воссозданный ею образ не сводится и не может сводиться к некоей совокупности выявленных ею существенных свойств и «качеств, а пред­ полагает утверждение единого и определяющего изме­ рения человеческой природы, в котором органично, а не механически находят свое выражение различные способ­ ности и возможности человека. Задача состоит в том, чтобы дать содержательное, углубленное и конкретизи­ рованное представление об определяющей стороне чело­ веческого существа, в данном случае о его социальной и предметно-деятельной сущности, раскрыть и показать всю систему ее связей и взаимозависимостей с другими свойствами и особенностями человека.

Философские антропологи и представители различ­ ных конкретных наук в качестве специфически челове­ ческих выделяют самые различные свойства и особенно­ сти человека. Отмечаются его биологическая неспециализированность, неприспособленность к чисто животно­ му существованию, необычайная пластичность его биологической организации, ее специфичность во всех основных уровнях, особое анатомическое строение чело­ века— прямая походка, размеры черепной коробки, полушарий мозга, строение рук и т. д., способность чело­ века производить орудия труда, добывать огонь. Лишь человек обладает традицией и языком, в психологиче­ ском отношении памятью, высшими эмоциями, способ­ ностью думать, отрицать, считать, планировать, рисо­ вать, фантазировать. Только он может знать о своей смертности, любить в самом высоком смысле слова, лгать, обещать, удивляться, молиться, страстно желать, грустить, презирать, быть надменным, зазнаваться, пла­ кать и смеяться, обладать юмором, быть ироничным, представлять и играть роль, познавать, опредмечивать вещи и явления окружающего мира, свои замыслы и идеи, воспроизводить существующее, известное ему и со­ здавать нечто новое, не существовавшее ранее в услови­ ях данной ему действительности.

Все эти свойства человека действительно выражают специфические особенности человека, но не объясняют его сущности. Однако в свете общефилософского прин­ ципа понимания человека как социального и предметпо-

185

деятельного существа они дают полное и целостное представление о человеке. Действительно, отмеченные нами свойства так или иначе связаны с социальной при­ родой человека, его существованием среди людей, взаи­ модействием с ними, с осознанием своей самости и его дистанцированного отношения к миру, они являются проявлением его предметно-деятельной природы. Имен­ но в практически-предметной и творческой деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах, реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, априорного и конкретного, идеалов и действитель­ ности.

Философско-антропологический подход к познанию человека, как мы отмечали, предполагает прежде всего исследование тех сторон его природы и жизнедеятель­ ности, которые характеризуют человека как ключевое и творческое начало, созидающее объективные и культур­ ные формы своего бытия (экономику, государство, нау­ ку, искусство, религию); он имеет своей целью показать связь этих форм бытия с субъективно-человеческим фак­ тором, как определенных относительно самостоятельных, но доступных преобразующему воздействию человека реальностей, как конкретно-исторических продуктов че­ ловеческого творчества, которые своим возникновением обязаны конкретным потребностям и интересам челове­ ка, его творческим способностям и действиям. Вместе с тем природа человека раскрывается через изучение именно этих объективированных продуктов его творче­ ства, конкретных форм социальных и культурных обра­ зований. Но философско-антропологическое исследова­ ние этих объективных сфер преследует все ту же цель: выявление и характеристику тех факторов и сторон функционирования этих структур, которые вновь свиде­ тельствуют о творческих возможностях человека, о че­ ловеческих истоках и основаниях происхождения и су­ ществования этих объективных форм.

Такой подход позволяет условно вычленить и очер­ тить так называемую сферу собственно человеческого. Вместе с тем он показывает несостоятельность попыток идеалистической антропологии локализовать это «собст­ венно человеческое бытие», свести его к какой-либо од­ ной специфической особенности его природы.

Проблема собственно человеческого не может ре­

186

шаться так однозначно; невозможно, определив некий конкретный субстрат, носитель человеческой природы, избежать эссендиалистской трактовки человека, ибо сущность его в таких случаях оказывается преднайденной, заранее данной в этом субстрате независимо от того, какого он свойства — биологического или духов­ ного.

Содержание

Введение

3

Глава I. Положение человека в космосе

20

1. Бог, человек, животное

2.

Эксцентрическая позиция человека

46

Глава II. Философско-биологическая антропология

64

1. К истории проблемы

2. Человек как «недостаточное существо»

74

3.

Плюралистическая этика

86

Глава III. Культурно-философская антропология

104

1.

Человек и стиль жизни

105

2.

Антропология объективного духа

112

Глава IV. Философско-религиозная антропология

И9

1.

Идейные истоки и принципы

2. Человек как «объективное существо»

125

Глава V. Проблемы и решения

149

1.

Методические принципы философской антропологии

2. Общественная ответственность философской антропо­

157

логии

Глава VI. Марксизм и философская антропология

162

1. Общефилософские принципы марксистского понимания

167

человека

2.

Философская теория целостного человека . . . .

178

Григорьян Б. Т.

 

 

 

 

 

Г83

Философская антропология: (Критич. очерк).—

М.: Мысль, 1982. — 188 с.

 

 

 

 

70 к.

 

 

 

 

 

 

 

Книга

посвящ ена

критическому

анализу

новейш их концепций

бурж уазной философской антропологии. В ней

рассм атриваю тся основ­

ные

типы

философской

антропологии — биологическая,

культурная,

ре ­

лигиозная — и вскры вается их несостоятельность. Автор

вы членяет

дей ­

ствительно

актуальны е

проблемы современной философии человека, ее

гуманистическую направленность, дает

общую

характеристику основ­

ных проблем философской теории целостного человека.

 

0302020000-025

 

 

 

ББК 87.3в02

Г----------------------- 41-82

 

 

 

004(01 )-82

 

 

 

 

1ФБ