Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экологическая экспертиза (природно-хозяйственные системы) - Позаченюк Е.А..doc
Скачиваний:
160
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
40.68 Mб
Скачать

5.7. Постнеклассическое понимание субъект-объектных отношений при геоэкологической экспертизе

Постнеклассические подходы к современной парадигме природопользования, как показано в главе 1, нацеливают на рассмотрение прежде все­го тотальности субъект-объектных отношений. При ГЭЭ особое значение имеет не столько окружающая среда, и не человек и продукты его дея­тельности, сколько именно субъект-объектная тотальность как самостоя­тельный аспект исследования, регулирования и управления. В геоэкспер­тных исследованиях это прослеживается в трех направлениях: в представ­лении об объекте исследования, теоретических и методологических подхо­дах, методике осуществления ГЭЭ. Объект ГЭЭ представляет собой целостную природно-хозяйственную территориальную систему, состоящую из двух подсистем – природной и хозяйственной. Реализация этой целостнос­ти происходит через механизм коадаптации, разработанный на основании определенного теоретико-методологического аппарата.

Предлагаемая автором методология ГЭЭ базируется на понимании и реализации целостности субъект-объектных отношений. По мнению автора, такой подход может быть осуществлен на базе интегрального синтеза форми­рования теоретических основ ГЭЭ, опирающегося на некоторые положения экспертологии, экологии (и геоэкологии), а также географии. Это дает возможность интегрировать знания об объекте геоэкологической эксперти­зы с позиций географии и на основе методов экспертологии в единую субъкт-объектную целостность (рис. 5.25).

Повторим, что экспертология – это новое направление, изучающее общие положения теории экспертиз.

Экология и геоэкология вооружает ГЭЭ прежде всего методом исс­ледования, заключающимся в рассмотрении подсистем ПХТС с точки зрения субъект-объектных отношений и их смены (влияние субъекта на объект и объекта на субъект), а также методики геоэкологических оценок воздейс­твия различных технологических процессов на окружающую среду, оценки геоэкологических состояний территорий и др.

География же остается основой изучения природной подсисте­мы и вопросов ее пространственно-временного совмещения с хозяйственной подсистемой. Из теории географии здесь рассмотрены далеко не все поло­жения, на которых должна базироваться ГЭЭ, а только, на взгляд автора, наиболее важные. Это прежде всего учение о ПХТС и их основных свойс­твах; понимание процесса взаимодействия ПХТС со средой через представление о типах сред, процессах геоэкотонизации, средообразующих геосистемах, порционности системоформирующих потоков; учет общего и особенного через установление проявления в объекте ГЭЭ зональных, внутрирегиональных закономерностей и особенностей, обуслов­ленных позиционностью; информационно-полевой подход к пониманию гео­системы. Предложены также некоторые новые элементы методики изучения ПХТС (методика составления геоэкологических карт и методы индикации геопатогенных зон).

Из других положений физической географии, безусловно, важных для осуществле­ния ГЭЭ, но достаточно теоретически разработанных, можно отметить уче­ние о морфологической структуре ландшафта (работы Н.А.Солнцева, А.Г.Исаченко, Г.И.Геренчука, Ф.М.Милькова, П.Г.Шищенко, М.Д.Гродзинс­кого и др.), устойчивости ландшафтных систем (проблема глубоко расс­мотрена в докторской диссертации М.Д.Гродзинского), изменчивости ланд­шафтно-геохимических состояний (Малышева, 1998), представления о при­родно-экологическом и природно-ресурсном потенциалах (работы Т.В.Звон­ковой, А.В.Дончевой, А.Г.Исаченко и др.).

Из экономической географии при осуществлении ГЭЭ важно использо­вать учения о природно-ресурсном потенциале, производственных циклах и др.

Методический аспект целостности, раскрывающий субъект-объектные отношения, проявляется в непосредственных установках, направленных на выработку методики осуществления ГЭЭ. Рассмотрим это в сравнении с ранее выделенными типами экспертиз (разд. 2.5).

Компонентные и экологическая экспертизы возникли в период гос­подства неклассического мировоззрения как реакция общества на "бунт" объекта против субъекта. Поэтому компонентные и экологическая экспер­тиза базируются, с одной стороны, на классическом миропонимании, с другой – на неклассическом. Классическая методология ориентирует на географический детерминизм – понимание природы как ведущего фактора, а ландшафта, – как живущего самостоятельной жизнью пейзажа, где человек яв­ляется инородным телом. Это проявляется в виде рекомендаций законсер­вировать развитие производительных сил на существующем уровне или снизить его. Принципы ограничения антропогенных воздействий и "защиты" природы, ведущие при этих типах экспертиз, – яркое подтверждение сказан­ному выше.

Неклассический подход отдает приоритет человеку. Данное положение при компонентных и экологической экспертизах реализуется в направлен­ности оценок – относительно здоровья человека (система ПДК, ПДС, ПДВ и т.д.).

При ГЭЭ прежде всего рассматривается единство природной и хозяйс­твенной подсистем в рамках ПХТС и разрабатывается механизм коадаптации как проявление коэволюционных отношений развития природы и общества на основе упорядочивания пространственной организации и экономии природ­ных ресурсов. При этом принцип ограничения и приоритеты человека вхо­дят в систему геоэкспертных оценок как ее составные части. Главное при ГЭЭ отводится субъект-объектной тотальности, раскрывающейся через призму совместимости хозяйственной подсистемы с природной.