Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
310415_F4EB4_kottler_dzh_braun_r_psihoterapevti...doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Глава 9. Групповое консультирование q 239

Менсон — одни из самых искусных тактиков двадцатого века, умевших использовать групповую динамику для удовлетворения своих собственных нужд.

Нет ничего удивительного в том, что широкая общественность и некоторые клини­цисты часто относятся с подозрением к психотерапевтическим группам. Лишь не­сколько лет назад были установлены стандарты допустимой практики и организова­ны систематические программы подготовки (Ассоциация специалистов по групповой работе, 1992). По этим причинам консультанты, недавно завершившие свое обучение, иногда сталкиваются со сложностями, пытаясь организовать работу групп в школах пли других учреждениях. Они сталкиваются с сопротивлением клиентов, выражаю­щих возмущение оказываемым на них давлением с целью их участия в группах и про­тестующих, таким образом, против насилия над собой. Кроме того, клиенты часто ве­дут себя в группах более сдержанно, чем обычно, не испытывая особого желания рас­крываться в силу имеющихся страхов, часть которых вполне оправданна. Как вообще можно обеспечить и гарантировать конфиденциальность в группе? Кто может пообе­щать, что ни один секрет не будет случайно раскрыт или что личные сведения не бу­дут вынесены за пределы группы? И кто поверит этим обещаниям?

Также к нам приходят с жалобами родители и супруги: «Что это такое? Я узнала о том, что вы втянули моего сына в одну из этих опасных групп. Я не хочу видеть, как мой ребенок .участвует в этих оргиях!» Или: «Я заметил, как моя жена изменилась после того, как стала ходить трепаться в эту группу. Да как вы вообще смеете вмеши­ваться в мою жизнь?!»

Иногда мы сталкиваемся с сопротивлением вышестоящих начальников или кон­сультантов, не имеющих достаточной подготовки в области групповых форм работы. Лишь несколько лет назад в рамках многих программ подготовки консультантов/пси­хотерапевтов впервые появился курс по техникам проведения групповой работы, но до сих пор многие программы подготовки содержат в себе такой недостаток, как по­верхностность и недостаточная интенсивность обучения ведению групповой работы (Jacobs, Masson, Harvill, 1998). И в настоящее время большая часть курсов, посвящен­ных групповому консультированию, уделяет теоретическим аспектам столько же вни­мания, сколько и практическим, состоящим из того, как правильно предъявлять себя, организовывать, начинать, проводить и завершать психотерапевтическую группу.

В рамках групповой работы каждому отдельному клиенту уделяется меньше вре­мени и он имеет меньше личных прав, по сравнению с индивидуальным консульти­рованием. Для ведения групп консультанты должны иметь более высокий уровень подготовки, и кроме того, группы обычно не подходят для людей, которых можно лег­ко напугать, манипуляторов или тех, кто говорит без передышки.

Ознакомившись со всеми этими замечаниями, решитесь ли вы когда-нибудь зани­маться групповой работой? Надо ли вам это вообще?

Нейтрализация потенциальных ограничений

Многие ранее упомянутые недостатки могут быть устранены или, по крайней мере, минимизированы посредством наличия достаточного уровня профессионализма и со­блюдения всех мер безопасности. Такие вопросы, как пригодность для групповой

240 о

работы клиентов с определенными типами личности (пассивно-зависимыми, психо­патическими), уместность групповой работы для решения индивидуальных проблем и определение уровня психологической адаптации (психотические или пограничные личностные особенности), могут быть решены посредством использования процедур отсева, позволяющих отбирать для участия лишь тех, кто достаточно уважительно относится к правам других людей и, по-видимому, является хорошим кандидатом для участия в группе (что, однако, может быть подтверждено или опровергнуто лишь на практике).

Все остальные вопросы решаются не так легко. Нельзя гарантировать конфиден­циальность на все 100 %, и это является для участников источником этических и юри­дических проблем (Roback, Purdon, Ochon, Block, 1992). Еще одна реальная проблема заключается в том, что клиенты получают в группе меньше внимания, чем при про­хождении индивидуального консультирования. Все время помня об этих ограничени­ях, консультант должен принимать меры для обеспечения профилактики возникнове­ния потенциальных проблем и строго следить за тем, чтобы время распределялось в равных пропорциях между всеми участниками группы. При таких условиях мы мо­жем более реалистично оценить важные преимущества, которые скрывают в себе пси­хотерапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы

Экономическая эффективность

Консультанту понадобилось бы два полных рабочих дня, чтобы провести индивиду­альные сессии с дюжиной клиентов; но с тем же самым числом клиентов он может провести групповую встречу, которая займет у него всего два часа.

Следовательно, консультант может обслужить большее число клиентов за более короткий период времени, сэкономив при этом как финансовые средства учреждения, в котором он работает, так и деньги самих клиентов. Большинство консультантов и консультативных центров просто перегружены работой, а групповая форма работы является экономичным средством, позволяющим оказать помощь большему числу клиентов.

Эффект наблюдателя

В то время как один человек получает помощь в психотерапевтической группе — бо­рясь, сопротивляясь, исследуя и начиная расти, — все остальные участники группы внимательно следят за этим процессом. Они усваивают психотерапевтические сооб­щения, персонифицируют и адаптируют их содержание для удовлетворения своих собственных нужд. В то время как один клиент жалуется на конфликты со своим сосе­дом по комнате, все остальные члены группы (и те, кто сейчас читают эти строки) за­дают себе следующие вопросы: как я уживаюсь со своим супругом/другом/соседом по комнате? За какие аспекты наших отношений я готов биться до последнего, а чем

241

готов пожертвовать? Как высоко я ценю свои личные права? Хочу ли я жить один? Каким образом мы могли бы урегулировать наши разногласия?

Явное преимущество групповой формы работы заключается в том, что участники получают возможность обучаться посредством наблюдения. Клиенты имеют возмож­ность наблюдать за поведением ведущего, имитировать действия, которыми они вос­хищаются: они видят, как можно говорить уверенно, каким образом можно использо­вать метафорический язык или как можно рисковать. Клиенты также изучают друг друга. Когда один член группы переживает успех, все остальные определенным обра­зом переживают то же самое. Когда одному участнику высказывается неодобрение в связи с тем, что он отнимает слишком много времени у группы, все остальные также

усваивают этот урок.

Эффект научения становится заразительным по мере того, как одного активного участника молча или вслух подбадривают другие участники, полные энтузиазма. Каж­дый раз, когда один клиент открывается, рискует или пробует новую форму поведе­ния и не умирает после этого, все остальные члены группы начинают выражать боль­шую готовность испытать что-нибудь новенькое и на себе.

Польза от стимуляции

Нет ничего удивительного в том, что идей, генерируемых в результате группового вза­имодействия, значительно больше, а их качество лучше, по сравнению с результатом «мозгового штурма», проведенного одним единственным человеком (Brilhart, Jochern, 1964; Meadow, Parnes, Reese, 1959). Открытие этого феномена буквально произвело революцию в производстве промышленных товаров: эксперты из ряда смежных про­фессий стали собираться в команды для объединения усилий по решению проблем.

Атмосфера психотерапевтической группы создает виртуальную утопию эмоцио­нальной и когнитивной стимуляции, в которой основной упор делается на свободе самовыражения, честной обратной связи, взаимном обмене новыми идеями, приня­тии индивидуальных различий, признании ценности креативности и спонтанности, экспериментировании без страха провала и на том, чтобы члены группы рисковали, делились и предлагали свои ресурсы другим участникам. В таких условиях просто невозможно заскучать или воспроизводить постоянно один и тот же паттерн пове­дения.

Групповые сессии предлагают волнующий и плодотворный контекст для измене­ний, поскольку становится доступной вся энергия группы. Целое больше, чем сумма его частей. Смех быстро становится заразительным. Новые идеи витают в воздухе, их число увеличивается с каждым новым усилием, действием, уточнением. Вы можете почувствовать, как бьются сердца у членов вашей группы. Вы можете почувствовать запах пота и услышать нервное ерзанье. Вы можете уловить «шевеление» своих моз­гов, пока вы усердно пытаетесь понять какую-то сложную вещь. А вся зрительная ин­формация — это просто Диснейленд, ведь вы можете наблюдать за проявлениями не­вербального поведения, мимикой, решением территориальных вопросов, формирова­нием иерархий статусов и положения, появлением инсайтов, жестами, означающими бросание вызова, выражение уважения или привязанности. Группа изобилует идеями,

242 Q Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

эмоциями и изменениями. Это и есть стимуляция, в процессе которой дюжина людей старается изо всех сил понять себя и друг друга.

Психотерапевтические группы являются не только профилактикой профессио­нального выгорания консультанта, который должен быть всегда в курсе происходя­щего в группе, но и заряжают клиентов энергией посредством живых взаимодействий, спонтанного юмора и изобилия стимуляции. Многие практики, чьи графики работы просто перегружены, часто сознательно организуют групповые сессии, чтобы оказать помощь как клиентам, так и самим себе. Часто группы являются настолько полезны­ми в профессиональном плане, что ведущий не может не расти, несмотря на то, что он тщательно следит за своим поведением, чтобы оно не было направлено на удовлетво­рение личных потребностей во время сессий.

Возможности для обратной связи

К кому вы обращаетесь, когда хотите узнать правду? Попробуйте спросить мнение у своей матери или лучшего друга о том, идут ли вам новые туфли или что вам следует изменить в себе. Они солгут вам или, по крайней мере, смягчат неприятную для вас правду. Где вы можете найти людей, которые вам скажут, что они действительно о вас думают?

Группа консультирования дает ее участникам возможность получить прямую, чест­ную, конструктивную реакцию как на привлекательное для окружающих поведение, так и на непривлекательное. После ролевой игры или участия в эксперименте клиент получает от проницательных наблюдателей обратную связь, помогающую ему совер­шить необходимые действия по адаптации, определить сферы деятельности, над кото­рыми нужно поработать и получить подкрепление посредством признания наличия прогресса. Когда обратная связь является умеренно конфронтационной, искренней, но не деструктивной, экспрессивной, но не состоящей из клише, сензитивной, но не уклончивой, и характеризует сущность поведения человека при помощи запоминаю­щегося образа, она становится одним из самых сильных психотерапевтических средств, способствующих появлению изменений.

В одном из упражнений, используемых для разогрева группы, ведущий побуждает участников обмениваться первыми впечатлениями друг о друге. Пока участники толь­ко начинают приобретать психотерапевтический опыт, это упражнение дает им воз­можность преподнести друг другу подарок в виде неискаженной обратной связи. После того как члены группы усваивают цели подобного упражнения (познакомиться с дру­гими членами группы, собрать информацию о тех своих сторонах, которые необходи­мо развивать, и узнать (возможно, в первый раз) о впечатлении, производимом на окру­жающих), их знакомят с требованиями, которым должна отвечать эффективная об­ратная связь.

Членам группы напоминают о необходимости избегать стереотипов и клише, быть краткими, а не расплывчатыми, стараться быть честными, полезными и конструктив­ными в своих реакциях как на эффективное, так и неэффективное поведение. Чтобы задать при помощи упражнения структуру и направление движения, что является не­обходимым на первых сессиях, пока участники еще не усвоили роли и правила, веду­щий просит подобрать для каждого человека в группе название животного, которое

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]