Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ по риторике (последний).doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
586.75 Кб
Скачать

Критерии оценки ораторской речи

В пособиях по риторике и культуре речи выделены критерии, по которым принято оценивать ораторскую речь: она может быть хорошей, а может и не заслуживать такой похвалы.

Первый критерий, который учитывается в риторике, – содержательность речи. Публичная речь должна нести в себе новую информацию, вызывать интерес, даже увлечение. Этот критерий на первое место ставил М. Ломоносов, а в античном мире все крупнейшие риторы, от Аристотеля до Квинтиллиана. Пустая, бессмысленная речь презиралась во все времена. Есть исключения: вспомните, как героиня романа Л. Н. Толстого Наташа Ростова утешала мать в минуту непереносимого горя, когда в бою был убит Петя Ростов.

Второй критерий хорошей речи – нравственно-оценочный, то, что древние называли ЭТОС. Речь должна быть правдивой, соответствовать истине, служить добру. Известно, правда, и другое мнение: речь дана человеку, чтобы скрывать свои мысли. Не секрет, что Мысль, Слово и Дело часто расходятся. Мы думаем одно, говорим – другое, делаем – третье. Прекрасно, когда все сочетается, потому что слово – тоже дело, тоже поступок. Ср.: Слово не воробей, вылетит – не воротишь.

Третий критерий хорошей речи – логичность. При построении речи требуется соблюдать законы логики: закон тождества, непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Кроме того. необходимо владеть приемами рассуждения, аргументации, уметь устанавливать причинно-следственные связи и т. д.

Четвертый критерий оценки речи связан с действием механизмов речи: речевой активностью личности, быстротой речевых реакций в диалоге, скоростью выбора слов и т. д. Эти качества особенно важны в споре, полемике, ответах на вопросы.

Пятый критерий предполагает языковую правильность, т. е. безусловное владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными. Они закреплены в словарях и справочниках. Данный критерий – единственный, имеющий юридическую силу. Человек, допустивший в экзаменационном сочинении, изложении или диктанте определенное количество ошибок, которое превышает установленные нормы, не может поступить в вуз, колледж, не получает аттестата, диплома. Нарушение языковых норм осуждается также общественным мнением (грубые ошибки – неправильное ударение в словах договор, звонит и т. п.).

Шестой критерий – ясность речи, точность выбора языковых средств в пределах нормы: «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты слово должен нужное найти, а не его троюродного брата». Точность речи требует богатства и разнообразия языковых средств. Выбор того или иного языкового средства связан с понятием коммуникативной целесообразности и уместности, зависит от ситуации общения. Официальное общение на дипломатическом приеме, учебная лекция, дружеская беседа требуют использования разных языковых средств.

И наконец, высшее требование, предъявляемое к ораторской речи, - это ее выразительность. В устной речи существуют богатейшие возможности (варианты) интонации, ударений, пауз, тона, тембра, темпа. Кроме того, используются образные средства – тропы: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения; и фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, антитеза и др.

Платон: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Монтень: Речь, которую я люблю, эта речь сочная и острая, мощная и суровая, свободная от всякой напыщенности, непринужденная, смелая».

« Когда серьезные причины

Для речи вызрели в груди.

Обычной жалобы зачина –

Мол, нету слов – не заводи.

Все есть слова – для каждой сути,

Все, что ведут на бой и труд,

Но, повторяемые всуе,

Теряют вес, как мухи мрут.

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна,

Но их подмена словесами

Измене может быть равна…

И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало

Из капиталов капитал…»