Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОСОБИЕ по риторике (последний).doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
586.75 Кб
Скачать

Тема 3. Ораторская речь. Ее роды и виды

В Древней Греции и Древнем Риме выделяли три рода ораторской речи: эпидейктические (торжественные) речи, совещательные и судебные. В «Реторике» Н. Ф. Кошанского называется духовное красноречие (проповедь, надгробное слово) и мирское красноречие (торжественные речи, похвальные, академические).

Что такое академическое красноречие? Как оно возникло и развивалось? Академическая речь – это, прежде всего, лекция, вузовская или школьная; научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

В академических речах сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты проектов, экспериментов.

В России академическое красноречие зародилось в 18 веке. Е. Дашкова (президент Российской академии наук) ввела чтение публичных лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы на русском языке для всех желающих.

Крупнейшие специалисты в разных областях знаний читали публичные лекции по математике, истории, минералогии. Успех курсов был огромен. Дашкова выразила надежду, что наука распространится из академии по всему Отечеству.

Расцвет академического красноречия в России приходится на 19 век. В это время вузовская лекция превращается в общедоступную, то есть публичную. Лекции посещают студенты других факультетов, затем вся широкая публика. Если в первой половине 19 века это были преимущественно дамы и господа, то во второй половине 19 века – купцы, приказчики и даже мастеровые. Не только в Санкт-Петербурге, Москве публика посещает лекции, но и в Казани, Одессе и других городах.

Одним из первых ученых, к которому приходили толпы слушателей, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. Его называли идеальным профессором 40-х годов. Он был прирожденным оратором.

«Что такое дар слова? – писал он друзьям – Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убеждения». «Художником на кафедре» называли его друзья и коллеги. После смерти Грановского его лекции были изданы по сохранившимся записям его учеников.

Большим успехом пользовались в Московском университете лекции крупнейшего русского филолога и историка литературы Федора Ивановича Буслаева. Его называли «идеальным профессором 60-х годов».

Многолюдные аудитории собирал на свои лекции и ученый-историк Василий Осипович Ключевский.

Во второй половине 19 – начале 20 века с блеском читали свои курсы лекций филолог И. М. Сеченов, химик Д. И. Менделеев, биолог И. И. Мечников, анатом П. Ф. Лесгафт, ботаник К. А. Тимирязев и др. В XX веке блестящие образцы академического красноречия находим в научно-преподавательской деятельности академиков В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана, Н. И. Вавилова. В хрестоматиях по риторике можно познакомиться с отрывками из публичных выступлений этих замечательных людей.

Судебная речь – прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная).

М. В. Ломоносов заметил, что судебное красноречие распространения в России не имеет. Так было вплоть до реформы 1864 года, которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушанье дел стало гласным. В процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судей – непрофессионалов). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв прокурора и защитника. Громкие судебные процессы привлекали широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов. Это В. Д. Спасович, Ф. Н. Плевако, С. Н. Урусов, П. А. Александров, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони и др.

Постепенно сложились определенные типы русского обвинителя и русского защитника. Основные черты первого – спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, полное отсутствие лицедейства в голосе, жесте и в способе держать себя на суде. А идеального защитника А. Ф. Кони характеризует так: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют».

Судебные речи целенаправленно воздействовали на суд и присутствующих в зале суда граждан. Они были пронизаны глубоким психологизмом. Форму и содержание судебной речи определяли три взаимосвязанных функции: выяснить, доказать, убедить. Причем доказательная сторона судебной речи в то время имела гораздо меньшее значение, чем психологическая.

Социально-политическое красноречие. Его жанры: доклад (выступление) на съезде, конференции, собрании.

Политическое красноречие не упоминается в русских риториках в числе распространенных в России. Лишь военно-патриотическое ораторское искусство достигало сравнительно высокого уровня. Известны обращения к воинам Петра I. Выдающимся оратором был полководец А. В. Суворов. Его беседы с солдатами, его речи и приказы, дошедшая до нас книга «Наука побеждать» наглядно показывают, как искусно владел он словом. В «Науке побеждать» собраны афоризмы Суворова. Солдаты того времени были неграмотны и поучения воспринимали на слух, хорошо их запоминали:

Быстрота, глазомер и натиск.

Голова хвоста не ждет!

Сам погибай, а товарища выручай.

Выдающимся оратором был и М. И. Кутузов. Он неоднократно обращался с речами к солдатам во время войны с французами в 1812 году.

При Екатерине II выдвинулись талантливые дипломаты-ораторы Г. А. Потемкин и Н. И. Панин.

Политические речи звучали в среде революционеров всех мастей. Как яркие ораторы прославились М. А. Бакунин – теоретик анархизма, один из идеологов народничества; П. А. Кропоткин – русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе; социал-демократ Г. В. Плеханов.

Школой политического красноречия в начале XX века стала Государственная дума (1906-1917 гг). При обсуждении политических вопросов звучали не только доклады, но и выступления в прениях. Так рождалась парламентская речь.

В годы революции 1917 года и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. С ними активно выступали такие ораторы, как И. Арманд, Н. Бухарин, А. Коллантай, В. Ленин, А. Луначарский, Л. Троцкий. В наши дни митинговое и парламентское красноречие продолжают развиваться.

Социально-бытовая речь: юбилейная, приветственная, застольная (тост), нагробная (поминальная), речи на приемах и др.

В 18 веке одним из видов социально-бытового красноречия было придворное красноречие, для которого характерны высокий, пышный слог, искусственные сравнения и метафоры. Можно вспомнить произведения М. Ломоносова. Вот небольшая цитата:

«О ты, великая Душа, сияющая в вечности

И Героев блистанием помрачающая, красуйся!

Дщерь твоя царствует, Внук – наследник.

Мы тобою возвышены, укреплены, украшены…

Твои заслуги большие, нежели силы наши!»...

Мы видим, что стиль этой речи высокий, торжественный, несколько архаичный. В 19 веке пышность утрачивается. Появляется другой стиль – более свободный, более личный. Вот пример юбилейной речи, произнесенной юристом С. А. Андреевским на юбилее его коллеги В. Д. Спасовича в 1891 г.:

Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно, только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что хотите, - но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!

Для речей подобного типа характерен свободный план изложения и освещение разных сторон личности. Их объединяет одно: говорится лишь о положительных сторонах личности, т. е. это – панегирики.

Духовная (церковно-богословская) речь.

Это древний вид красноречия. Как основной жанр выделяется проповедь, ее произносят с церковного амвона (место перед иконостасом), а также официальная речь, адресованная самим служителям церкви или другим официальным лицам.

После крещения Руси (988 год) проповедники осваивают духовный опыт христианских стран, стремятся осмыслить историю своего народа. В духовных речах отражается интерес к внутреннему миру человека, осуждаются такие пороки, как болтливость, лицемерие, тщеславие, гнев, гордыня, пьянство. И наоборот, прославляются мужественность, мудрость, целомудрие, милосердие, трудолюбие.

В качестве примера рассмотрим отрывок из Поучения митрополита Даниила (16 в):

«Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, из чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, и дни. И часы, и минуты – какие добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтоб не рассыпал враг добродетели твои и не лишил бы тебя царского чертога! А если же ты злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и рыдай…»

Духовное красноречие изучает специальная наука о церковном проповедничества – гомилетика. Главное, чем занимается гомилетика, – это предмет и природа церковной проповеди, ее воздействия на народ. (Ср. телевизионную проповедь «Мысли о милосердии» митрополита Кирилла, опубликованную в хрестоматии «Русское красноречие»).

Таким образом, роды красноречия не изолированы друг от друга. Границы между ними подвижны. Они перекрещиваются и по тематике. Предмет речи может быть одним и тем же. Например, проблемы экономики могут рассматриваться в официальном докладе и в научной лекции.