Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы госов от ЕГОРОВНЫ.doc
Скачиваний:
399
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
1.75 Mб
Скачать

104. Международное образовательное право и правовые аспекты вожделения российского образования в международное образовательное пространство

Общая характеристика международного образовательного права

Международное право в современных условиях становится решающим фактором плодотворной деятельности во всех сферах социального бытия. Значимость этой роли исключительно велика и в области образования, особенно в условиях интенсивного расширения мирового образовательного пространства. Это же влечет за собой необходимость знания и умелого применения норм международного образовательного права как при осуществлении международного сотрудничества в сфере образования, так и при защите образовательных прав и законных интересов обучающихся, педагогических работников, самих образовательных учреждений и иных участников образовательных отношений.

В соответствии со ст. 57 Закона РФ «Об образовании» любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями. Но прежде чем реализовать свои права, нужно знать как сами права, так и порядок их реализации в конкретных отношениях и способы защиты своих прав в случае их нарушения.

Во-первых, знание норм международного права позволяет уяснить права и обязанности участников международных образовательных отношений, порядок их реализации и тем самым определить оптимальные варианты действий на период заключения договора и в процессе его выполнения, а также со знанием дела осуществлять поиск будущего партнера.

Во-вторых, имеется ряд источников права, предусматривающих применение ответственности непосредственно к образовательным учреждениям за ненадлежащее или несвоевременное исполнение международных правовых обязательств.

В-третьих, нормы международного права выступают гарантом конституционных и иных законных прав и свобод граждан Российской Федерации в силу того, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Отсюда, в случаях коллизии норм международного права и федерального закона или закона субъекта РФ  явный приоритет должен отдаваться нормам международного права и коллизия должна разрешаться разрешается в пользу первых.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,принятый 16 декабря 1966 г., придавая также основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает это право и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией о правах человека. Значимость этих положений столь велика, что их уместно привести полностью:

а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

с) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

е) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

Как можно видеть, для нашей страны особенно актуальными являются такие обязанности государств, как постепенное введение бесплатного высшего образования, а не наоборот, как наблюдается сегодня, установление удовлетворительной системы стипендий и необходимость постоянного улучшения материальных условий преподавательского персонала.

Надежные критерии для оценки действующего образовательного законодательства Российской Федерации и практики его реализации содержатся также в Конвенции о правах ребенка,вступившей в силу 1 сентября 1990 г. Конкретизируя и развивая принцип Всеобщей декларации прав человека, согласно которому дети имеют право на особую помощь и заботу, Конвенция возлагает на государство обязанность путем принятия соответствующих законодательных и административных мер обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, развития его талантов, умственных и физических способностей.

Правовые аспекты вступления России в международное образовательное пространство.

Вступление России в «болонский процесс» (подписание в Берлине министром образования В.М. Филипповым Болонской декларации в сентябре 2003 г.) означало, что Россия полностью воспринимает идеологию, цели, задачи и стратегию развития европейского высшего образования и будет стремиться адаптировать их к условиям российского высшего образования с учетом его традиций и опыта. Нужно отметить, что эта адаптация  началась значительно раньше, Формально-юридический шаг (подписание Болонской Декларации), во-первых, стал лишь правовым признанием того, что уже было сделано российским высшим образованием до этого и, во-вторых, стал стимулом для дальнейшей работы в этом направлении.

Правовые аспекты «образовательной безопасности» или, иначе, «образовательно-правовую безопасность» участия России в «болонском процессе» в общем плане могут быть сведены к следующим положениям.

Международная образовательно-правовая безопасность всякой страны, в том числе России, представляет собой систему нормативно-правовых, научных, организационных, юридико-технических и иных средств и способов, обеспечивающих «национально-образовательный» суверенитет (индивидуальность) страны от возможной политико-правовой и образовательной «интервенции» со стороны международных сообществ. При этом об интервенции речь идет лишь в том смысле, что заимствование и унификация каких-либо элементов и институтов образовательных систем и, соответственно, образовательного законодательства других стран, союзов (сообществ) государств происходит волюнтаристски, без учета мнения научно-образовательной общественности данной страны, а нередко в угоду политическим конъюнктурным интересам..

Тем не менее, во-первых, вполне ожидаемо, что России придется столкнуться с неизбежными изменениями, прежде всего, в Национальной доктрине образования, прежде всего, в той ее части, которая связана с юридическим и фактическим нахождением России в «болонском процессе».

Следует ожидать соответствующих изменений и в системе подготовке педагогических кадров, особенно в том смысле, что поднимется (должна подняться) ответственность педагогических работников за свой профессиональный уровень, который уж во всяком случае не может и не должен быть ниже европейского. Это, в свою очередь, предполагает внесение соответствующих изменений в законодательство в части, касающейся государственного обеспечения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, и тем самым – качества преподавания (обучения). К сожалению, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес действительно опасные изменения в действующее законодательство об образовании, в том числе такие, которые «освобождают» государство от бремени внимания к образованию при одновременном признании его приоритетным. Кроме того, живо обсуждаемая до сих пор «Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования. Именно в ней присутствует то, о чем выше говорилось как некритическое, механистическое заимствование зарубежного опыта и переноса их на российскую образовательную почву (например, в части, касающейся двухуровневой системы образования как уже однозначно решенной, хотя российские реалии не дают оснований для констатации радужных перспектив того же бакалавриата в стране).

Несомненно, необходимо и внесение соответствующих поправок и в Концепцию модернизации российского образования, хотя ряд таких поправок уже внесен.

Анализ современной образовательной политики и образовательного законодательства свидетельствует о наличии весьма противоречивой ситуации: с одной стороны, государство «отпускает вожжи» в управлении образованием (особенно в части финансирования, с другой – усиливает свое присутствие в сферах контроля и надзора. Но, по крайней мере, на одно обстоятельство нельзя не обратить внимания: ни в одном документе «болонского процесса» не говорится о необходимости или целесообразности законодательного снижения роли государства в образовании.