Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Патология Том 1.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
3.92 Mб
Скачать

Иммунное воспаление

Иммунное воспаление — ответная реакция на впервые возникший иммунологический конфликт в сенсибилизированном организме. Это понятие ввел А.И. Струков (1979 г.). Он показал, что морфологическая основа реакций ГНТ (анафилаксии, феномена Артюса и т.п.) и ГЗТ (туберкулиновой реакции) — воспаление, начало которого связано с иммунными реакциями. Пусковой механизм воспаления — повреждение тканей при действии на них иммунных комплексов антиген–антитело, комплемента и ряда медиаторов иммунитета. Морфологические изменения, возникающие при иммунном воспалении, развиваются в определённой последовательности:

Рис. 4-10. Сифилитический мезаортит: а — гуммозная инфильтрация средней оболочки аорты, видны казеозный некроз, воспалённые vasa vasorum, лимфолейкоцитарная инфильтрация (окраска гематоксилином и эозином, 120); б — разрушение эластических волокон в средней оболочке аорты (окраска фукселином по Шуенинову, 100)

 образование иммунных преципитатов (комплексов антиген–антитело) в просвете венул;

 связывание иммунных комплексов с комплементом;

 хемотаксическое действие преципитатов на полиморфно-ядерные лейкоциты, их скопление около вен и капилляров;

 фагоцитоз и переваривание иммунных комплексов полиморфно-ядерными лейкоцитами с помощью ферментов лизосом;

 высвобождение лизосомальных ферментов и образование вазоактивных веществ;

 повреждение вазоактивными веществами сосудистой стенки в виде фибриноидного некроза с последующими периваскулярными кровоизлияниями, отёком окружающих тканей.

Результат иммунного воспаления — развитие в поражённой зоне экссудативно-некротической реакции с серозно-геморрагическим экссудатом.

При реакции ГЗТ основная роль в очаге воспаления принадлежит T-лимфоцитам и макрофагам. Они находят в ткани антиген и, уничтожая его, вместе с ним разрушают ткани. Изменения микроциркуляторного русла при этом выражены слабо, полиморфно-ядерных лейкоцитов мало или они отсутствуют. Инфильтрат представлен в основном лимфоцитами, макрофагами, нередко гигантскими клетками. Воспаление протекает по типу продуктивного (гранулематозного или реже межуточного). Характерно затяжное течение.

Рис. 4-11. Лепрозная гранулёма. Видны гигантские лепрозные клетки Вирхова. Окраска гематоксилином и эозином (120)

Патология теплорегуляции

Температура тела является важной физиологической константой, поскольку нормальное течение обменных процессов, выполнение различных функций и устойчивость структур клеток возможны только при определённой температуре внутренней среды. Постоянство температуры тела обеспечивается равновесием между теплоотдачей и теплопродукцией. Расстройства терморегуляции проявляются лихорадкой, гипо- и гипертермией.

Лихорадка

Лихорадка (лат. febris, от греч. pirexia — жар) — типовая патологическая защитно-приспособительная реакция на воздействие пирогенных раздражителей, проявляющаяся перестройкой теплорегуляции и повышением температуры тела. Она нередко сопровождается изменениями обмена веществ и функций различных органов.

Этиология

Причиной развития лихорадочной реакции являются пирогены (от греч. руr — огонь, gennao — создавать) — вещества, изменяющие регуляцию температурного гомеостаза и вызывающие лихорадку. Пирогены условно подразделяют на инфекционные (экзогенные) и неинфекционные (эндогенные). Причиной инфекционной лихорадки являются бактерии, а неинфекционной — вещества, образующиеся при деструкции тканей самого организма. Экзогенный бактериальный пироген, являясь липополисахаридом, входящим в состав эндотоксинов, особенно активен у грамотрицательных и некоторых грамположительных бактерий. Вызывать лихорадку могут и белковые компоненты ряда других возбудителей инфекций. Пирогенная активность свойственна продуктам жизнедеятельности вирусов, грибов, простейших и гельминтов. Эндогенные пирогены могут образовываться в тканях организма под влиянием инфекционных агентов, а также при дистрофиях, асептическом воспалении, аллергии, инфаркте миокарда, механическом повреждении ткани, лучевом и ожоговом распаде клеток, некрозе опухоли и т.п. По своей природе они могут быть низкомолекулярными белками, полипептидами, нуклеиновыми кислотами, другими соединениями и принимают участие в развитии лихорадки наряду с экзопирогенами. Пироген, вызывающий лихорадку, образуется в организме и под влиянием иммунных стимулов, в частности иммунных комплексов, C5-компонента комплемента, медиаторов аллергии (цитокинов) и др. Очевидно, влияние экзогенных липополисахаридов и тканевых пирогенов опосредуется через специализированные медиаторы лихорадки, синтезируемые лейкоцитами. Эндогенные пирогены, выделяемые макрофагами, относятся к цитокинам (ИЛ-1, 6 и 8, а также ФНО-) (см. ).

Патогенез

Выделенный ИЛ-1 взаимодействует со специфическими рецепторами на мембране нейронов центра терморегуляции. Вследствие активации рецепторов увеличивается активность сопряженного с ними фермента — фосфолипазы A2. Этот фермент освобождает из фосфолипидов плазматической мембраны арахидоновую кислоту, из которой образуются простагландины группы E. Простагландины E1 и E2 ингибируют синтез фермента фосфодиэстеразы, в результате увеличивается количество циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), который изменяет чувствительность нейронов центра терморегуляции к холодовым и тепловым сигналам. К холодовым сигналам чувствительность повышается, к тепловым — снижается. В результате ингибируется центр теплоотдачи (физическая теплорегуляция) и активируется центр теплопродукции (химическая теплорегуляция). Команды терморегулирующих нейронов реализуются к органам-мишеням по нейроэндокрин

Рис. 4-12. Альвеолококкоз. Обызвествление фиброзной капсулы вокруг паразитов. Окраска гематоксилином и эозином (120)

ным каналам через локомоторные, вегетативные и эндокринные связи. Повышение локомоторных и симпатоадреналовых влияний приводит к возрастанию сократительного и несократительного термогенеза; симпатические нейрогормоны (катехоламины) не только увеличивают теплопродукцию за счёт стимуляции окислительных процессов, но и ограничивают теплоотдачу вследствие спазма мелких артериальных сосудов кожи. Ограничение теплоотдачи может быть связано также с ослаблением парасимпатических влияний, усиливающих потоотделение, саливацию, кровообращение в коже и слизистых оболочках. В возникновении лихорадки важную роль играет увеличение инкреции гормонов щитовидной железы — T3 и T4. Они увеличивают теплопродукцию благодаря усилению окислительных процессов в тканях, в больших дозах, возможно, из-за разобщения окислительного фосфорилирования, а возможно, и за счёт повышения чувствительности термонейронов к пирогенным воздействиям. При возрастании температуры тела поступающие обратные афферентные влияния гуморальным (температура крови) и рефлекторным (от терморецепторов кожи и других органов) путями несут информацию об эффективности реализации команд, степени подъёма температуры. Эта информация сравнивается с новой программой работы центра теплорегуляции, в случае необходимости температура корригируется и устанавливается на требуемом уровне. Такая совокупность механизмов является лишь самой общей схемой формирования лихорадочной реакции, в которой ещё очень много неизвестных и дискуссионных положений (см. ).

Значение лихорадки для организма

Лихорадка, как любая реакция, выработанная в процессе эволюции и закрепившаяся в генетическом аппарате, имеет приспособительное значение. Это проявляется в том, что предупреждение формирования лихорадки ограничивает приспособительные эффекты воспаления, иммунных реакций и инфекционного процесса, при которых она формируется. Инфекционные процессы у людей, не реагирующих лихорадкой на бактериальные и вирусные пирогены, протекают крайне тяжело и нередко приводят больных к гибели. Выявлена высокая терапевтическая эффективность пиротерапии (особенно в комбинации со специфическими лекарственными средствами) при сифилисе, травматических и послевоспалительных поражениях центральной и периферической нервной системы, трофических язвах, полиомиелите в период выздоровления, кератитах. Лихорадка оказывает бактериостатическое и бактериолитическое действие. Это особенно важно при вирусной инфекции — вирус гриппа хорошо размножается при температуре 35 °C, хуже при 37 °C, но прекращает размножение при прочих равных условиях при 40 °C. При температуре тела 40 °C вирус полиомиелита размножается хуже, чем при 37 °C. Лихорадка активирует неспецифические гуморальные, клеточные и органно-тканевые механизмы иммунитета. При лихорадке увеличивается уровень лизоцима, пропердина, комплемента, фибронектина, -лизинов и других факторов резистентности в крови. Происходит активация фагоцитоза — повышение температуры среды in vitro может увеличивать фагоцитарную активность на 100%. При стрессе происходит общая мобилизация организма, усиливаются окислительные процессы, активируется функция газотранспортных систем и стимулируется выделительная функция почек. Активируются специфические гуморальные и клеточные механизмы иммунитета; возрастают антителогенез, пролиферация и активность клеток T-системы.

Вместе с тем вследствие повышения температуры и усиления окислительных процессов резистентность организма к гипоксии понижается. Следует также дифференцировать негативное значение собст­венно лихорадки и интоксикации организма, которая нередко ей сопутствует. Поэтому большинство специалистов считает, что повышение температуры тела при лихорадке до 39–40 °C оказывает прямое повреждающее действие на обмен веществ, морфологию клеток и их функ­цию, что требует использования жаропонижающей терапии. Таким образом, и отсутствие лихорадочной реакции, и чрезмерно выраженная лихорадка создают опасную ситуацию для больного организма (см. ).