Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yuridicheskaya_pedagogika.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
7.3 Mб
Скачать

Методы коррекции поведения

В пенитенциарной литературе юридической направленности они зачастую выносятся за рамки воспитательного процесса, рассматриваются как способы «дисциплинированности», «управления личностью», а наказание представляется только как «кара», «устрашение», «воздая­ние за совершенные проступки» и т.д. Естественно, с педагогиче­ской точки зрения такой подход не состоятелен, что в свое время и в теории, и на практике убедительно доказал А.С. Макаренко.

Эффективность применения поощрения и наказания определя­ется рядом требований:

• их нельзя выносить за рамки воспитательного процесса;

• не слишком увлекаться поощрениями и наказаниями, чтобы они не теряли свою результативность. Так, если к осужденному по­стоянно применяется помещение в штрафной изолятор, что являет­ся одним из сильных способов воздействия на личность, это нака­зание в конце концов теряет значимость в глазах осужденного, ко­торый в итоге реагирует на него апатично, по привычке. Необходимо разнообразие способов поощрения и наказания;

• поощрение и наказание должны быть гласными и своевремен­ными. Хотя, применяя наказание, А.С. Макаренко использовал прием «отсроченного наказания», однако такой прием возможен только в слу­чае благоприятного морально-психологического климата в колонии;

• следует придерживаться постепенности и последовательности, хотя и здесь возможны исключения, когда, например, в случае совер­шения преступления осужденного следует сразу помещать в поме­щение камерного типа (ПКТ);

• поощрение и наказание должны вызывать определенные эмо­ции и чувства у осужденных, а воспитатель должен предвидеть по­следующую реакцию осужденных, их личностное отношение. При

этом, не отрицая страдания как результата применения наказания, нельзя рассматривать его как средство причинения простого физи­ческого страдания;

• в поощрении и наказании необходимо учитывать не только их содержательную сторону, но и сам факт наложения взыскания или применения награды и переживания осужденного по этому поводу;

• эффективность поощрения и наказания возрастает, если они поддерживаются общественным мнением;

• наказание должно разрешать конфликт личности и общества, личности и коллектива, личности и группы, личности и требований режима, а не создавать новый;

• поощрение может носить как индивидуальную, так и коллек­тивную формы, однако коллективное наказание применять в ис­правительном учреждении нецелесообразно.

Поощрения и наказания составляют основное содержание дисци­плинарной практики в ИУ. Такие показатели, как число нарушителей режима содержания, количество нарушений режима, количество по­ощрений и взысканий, отражают состояние дисциплины в колонии и опосредованно — состояние воспитательной работы в целом.

Таким образом, убеждая, приучая, стимулируя позитивное по­ведение, администрация ИУ решает свою основную задачу — организует положительный опыт жизни и деятельности осужденных как главное условие их нравственного изменения, исправления.

17.6. Формы воспитательного взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных

Понятие о формах воспитательного-взаимодействия342

Формы воспитательного взаимодействия составляют основу планов воспитательной работы в ИУ, в которых отражаются различные ме­роприятия, направленные на реализацию про­цесса перевоспитания.

Формы воспитательного взаимодействия — это способы организа­ции совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов воспитателей, осужденных, групп и общностей осужденных в решении задач перевоспитания осужденных. В пенитенциарной педагогике наиболее распространенной яв­ляется классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность — ин­дивидуальная форма, группа — групповая общность осужденных — массовая форма. При этом в качестве субъекта может выступать от­дельный воспитатель, коллектив или группа сотрудников либо члены самодеятельных организаций или групп осужденных. Умелое исполь­зование и сочетание всех форм воспитательного взаимодействия по­зволяет субъекту воспитания занимать ведущее место в системе педа­гогических отношений, нивелировать специфическое влияние не­формальных общностей осужденных с отрицательной направлен­ностью, максимально использовать социально-психологические за­кономерности взаимного влияния людей. Именно в формах воспи­тательного взаимодействия более всего выражена специфика раз­личных воспитательных систем.

Индивидуальные формы воспитательного взаимодействия

Они применяются с учетом индивидуальных - особенностей личности осужденного. К ним относятся индивидуальные беседы с осужденными, личные поручения, отчеты осужденных перед членами советов воспитателей, обсуждение их поведения на заседаниях актива, аттестация, разработка индивидуальных планов самовоспи­тания и др., т.е. вся система организованного влияния на личность осужденного, а не только форма «парного» (воспитатель — осуж­денный) взаимодействия (так называемая «парная педагогика»). На личность осужденного влияют как отдельные воспитатели, сотруд­ники, так и их коллективы, а также коллективы осужденных или его отдельные полномочные представители.

В пенитенциарной литературе и практике понятия индивидуаль­ной формы взаимодействия отождествляют подчас с индивидуальной воспитательной работой, причем последней уделяется при описании воспитательного процесса гипертрофированное значение. Индивиду­альная воспитательная работа это деятельность субъекта воспита­ния, его работа, направленная на конкретную личность осужденного. Но только включение самого осужденного в процесс общения с субъ­ектом воспитания позволяет применять к данному явлению понятие «взаимодействие». Индивидуальная воспитательная работа невозможна без специального, целенаправленного изучения личности осужденно­го, которое на практике совпадает с этапами адаптации осужденных: первоначальной, основной, заключительной, включающей подготовку к освобождению. Каждому из них соответствуют определенные мето­ды изучения, набор которых зависит от целей конкретного этапа.

Так, для первоначального этапа изучения личности осужденного характерными являются: изучение его личного дела;

анализ данных медицинского освидетельствования; наблюдение за ним в период карантина, этапа вхождения в коллектив отряда, бри­гады, звена; ознакомительные и установочные беседы.

Изучение личности в течение основного этапа предпо­лагает использование всех известных методов изучения, включая и методы, применяемые в первоначальный период. Важно выяснять и фиксировать не только отдельные поведенческие акты, но и систему отношений осужденных: к труду, учебе, воспитателям, другим осу­жденным, семье, родственникам и пр., и изменение данных отно­шений под влиянием целенаправленного воспитательного процесса, т.е. изучать личность в динамике. Необходимо определить положе­ние осужденного в формальных и неформальных группах, его свя­зи, отношение к активу, самодеятельным организациям и т.д.

^Заключительный этап изучения личности осужден­ного практически совпадает с последними месяцами его пребыва­ния в учреждении. В этот период внимание воспитателей сосредо­точивается на определении настроения осужденного, выяснении его планов на будущее, отношении к факту освобождения (следует отме­тить, что оно для осужденных неоднозначно, некоторые из них ис­пытывают при этом подавленность, тревожность), что, несомненно, влияет на процесс адаптации на свободе.

Итогом изучения личности осужденного является составление развернутой характеристики, в которой отражается уровень его ис-правленности, прогнозируется дальнейшее поведение в различных жизненных ситуациях.

Аттестация осужденных, возникнув в середине 70-х годов в ис­правительных учреждениях Вологодской, Куйбышевской (ныне Са­марской), Челябинской, Волгоградской и других областей, обеспечи­вала регулярность и целенаправленность изучения личности, привле­чение сотрудников всех частей и служб к непосредственной работе с осужденными и тем самым — объективную комплексную оценку степени исправления осужденных. Отличительной чертой ее организа­ции явилось привлечение к оценке личности осужденного по уровням исправления не только сотрудников, но и первичных коллективов. Первоначальная оценка личности дается каждому осужденному по ис­течении трех месяцев его пребывания в учреждении на общем соб­рании первичного коллектива (звена), на котором обязательно при­сутствует один из членов совета воспитателей. С учетом выполнения новичком минимума единых требований коллектива общее собрание звена ходатайствует перед советом коллектива отряда о присвоении ему I степени исправления. Решения первичных коллективов осуж денных рассматриваются на заседании совета коллектива отряда, затем материалы передаются в совет коллектива колонии, который составляет и одобряет единый список осужденных всех отрядов и передает его для утверждения на методический совет колонии.

Параллельно с оценкой осужденных самодеятельными организа­циями проводится их оценка советом воспитателей отряда. На заседа­ние приглашаются, как правило, те осужденные, целесообразность присвоения ступени исправления которым вызывает сомнение. Реше­ние совета воспитателей докладывается начальником отряда на мето­дическом совете, на котором ежемесячно рассматриваются материалы о присвоении или лишении степеней исправления и выносятся соот­ветствующие решения, которые утверждаются приказом начальника колонии. Выписка из приказа вкладывается в личное дело осужденного.

Порядок присвоения осужденным званий II и III степеней ис­правления аналогичен описанному выше, но при этом учитывается и мнение секций самодеятельных организаций, в которых работали аттестуемые. Вопрос о присвоении II степени исправления рассмат­ривается по истечении не менее шести месяцев пребывания осуж­денного в колонии, III — по отбытии половины срока наказания, но не менее одного года пребывания в колонии.

Осужденные, имеющие индивидуальные степени исправления, пользуются определенными льготами в получении посылок и передач, дополнительных свиданий, им разрешается выход за пределы колонии на оплачиваемые работы, при решении вопроса об условном и услов­но-досрочном освобождении и замене не отбытой части наказания бо­лее легким (перевод в колонию-поселение), представлении к помило­ванию также учитывается уровень исправленности осужденных.

Осужденные, имеющие звания I, И, III степеней исправления и допустившие нарушения режима содержания, понижаются в звании или лишаются его. Порядок лишения или понижения в звании ана­логичен порядку его присвоения.

Описанный порядок динамики движения осужденных по степе­ням исправления создает условия их оценки не только администра­цией, но и активом осужденных, что, во-первых, увеличивает авто­ритет их самодеятельных организаций, во-вторых, является своеоб­разной формой контроля за действиями администрации, когда в нарушение закона за определенные «заслуги» на свободу ранее по­лученных сроков выпускаются матерые рецидивисты, авторитеты уголовного мира и лица из числа властей предержащих343.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]