Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
i_denno_i_nochno_trudilis_oni_korpya_nad_tomami...docx
Скачиваний:
94
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
421.44 Кб
Скачать

47. Институт обер-прокуратуры и Синод в XIX-XX вв. Обер-прокуроры а.Н.Голицын, д.А. Толстой, к.П.Победоносцев. Митрополиты Серафим (Глаголевский), Макарий (Булгаков), Иннокентий (Вениаминов).

В развитии института обер-прокуратуры выделяются две фазы:

1) Со времени основания до 1803 года. В это время власть обер-прокурора не имела решающего значения в деятельности Святейшего Синода.

2) Фаза, начавшаяся в 1817 году и до конца Синодального периода. В этот период непосредственные отношения между государем и Святейшим Синодом практически прекратились и обер-прокурор стал в качестве полномочного и всемогущего министра единоличным представителем Святейший Синод перед правительством, представителем учреждения под названием ''Ведомство православного исповедания''. 1803-1817 годы - это переходное время, когда под началом А.Н. Голицына создавались условия и предпосылки для наступления новой фазы.

В распоряжении обер-прокурора: ▪ Письменное производство Дел в Синоде. ▪ Сношения Синода со всеми государственными властями, со всеми архиереями и всем духовенством.

▪ Представление дел государю и принятие повелений государя Синоду. Обер-прокурор был призван быть «оком царевым и стряпчим дел государственных», иметь в своей «дирекции» канцелярию и находиться в заседаниях присутствия Синода. Его значение первоначально было невелико, ввиду его подчинения генерал-прокурору. В течение всего XVIII, его влиятельность и роль постепенно усиливались: он получил право непосредственного доклада о делах Синода «верховной власти», то есть Императору. В 1803, по учреждении министерств, обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, был поставлен в непосредственные отношения к Императору. В 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел, соединенное с министерством народного просвещения, -так называемое «сугубое министерство» под началом князя А.Н. Голицына. Обер-прокурор оказался в подчинённом по отношению к министру отношении.

Деятельность министерства духовных дел по входившему в его состав «отделению дел греко-российского вероисповедания» вызвала ожесточённое противодействие со стороны иерархов Церкви; митрополит Серафим (Глаголевский) называл его «сие иго египетское». В итоге, в 1824, «сугубое министерство» было упразднено и «отделение дел греко-российского вероисповедания» было передано в ведение синодального обер-прокурора и в 1839 вошло в состав канцелярии обер-прокурора.

Статус обер-прокурорской должности постепенно сравнялся в правах с министрами и главноуправляющими отдельными ведомствами: в начале XX обер-прокурор назначался и увольнялся именными указами Сенату; по делам службы подлежал ответственности исключительно перед верховною властью. Обер-прокурор являлся посредником между Синодом, с одной стороны, и Императором, высшими центральными государственными установлениями, министрами и главноуправляющими — с другой: он объявлял Синоду Высочайшие указы, повеления и резолюции на доклады Синода, подносил на Высочайшее усмотрение доклады и определения Синода. Обер-прокурор руководил всеми учреждениями при Синоде; служащие в них чиновники назначались и увольнялись или при его участии, или его приказами, или с его ведома. Органами его надзора служили прокуроры синодальных контор, секретари духовных консисторий, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ. С 1864 существовала должность «товарища» (заместителя) обер-прокурора с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров.

Обер-прокурор имеет канцелярию, организованную совершенно одинаково с канцеляриями министров

Про мужиков- повикипедить, Победоносцев- идея о возвышении церкви, что именно церквоь должна быть опорой власти, выступал против сикуляризма Толстого.

Серафим (Глаголевский). Содействовал возвышению архимандриа Фотия (Спасского).В союзе с Аракчеевым и архимандритом Фотием добился от императора Александра I увольнения 15 мая 1824 года министра духовных дел и народного просвещения князя Александра Голицына, склонного к поощрению масонских и мистических идей.В первые годы существования Библейского общества, будучи Минским и Московским Преосвященным, был ревностным поборником дела Общества (перевода на русский язык и распространения Священного Писания); но, став в мае 1824 года во главе его, повёл против него борьбу, которая вдохновлялась Аракчеевым и министром народного просвещения Шишковым; в декабре того же года представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено в новое царствование, 12 апреля 1826 года. Поддержал Шишкова в запрете на распространение уже изданного Пятикнижия в русском переводе, тираж которого в итоге был сожжён на кирпичных заводах Александро-Невской лавры, а также в инициативе изъять в конце 1824 года из продажи «Катихизис», составленный митрополитом Филаретом (Дроздовым) и одобренный Синодом (главная причина была в том, что в «Катихизисе» молитвы и тексты Священного Писания приводились в русском переводе).

Во время восстания декабристов в 1825 году вышел на Сенатскую площадь для увещевания мятежников, которые, по собственным словам митрополита, его «обругали и прочь отослали».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]