Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
203.88 Кб
Скачать

20. Эйхгорн

Эйхгорн, Эйххорн (Eichhorn) Карл Фридрих (20.11.1781, Йена, — 4.7.1854, Кёльн), немецкий юрист, историк права, один из главных представителей исторической школы права. Профессор во Франкфурте-на-Одере (1805—11), Берлине (1811—13 и 1832—47), Гёттингене (1816—29). Главный научный труд — "История германского государства и права" (1808—23). Э. положил начало основанному на всех доступных тогда науке источниках изучению германского права, проследив его развитие с древнейших времён до 1815, включал в историю права и историю государственных учреждений, а отчасти — и социальных институтов. Считал, что государство, право — результат органического развития (а не произвола законодателя), характер которого определяется "народным духом". Концепция Э. выдержана в строго консервативном духе — враждебна французским буржуазным институтам и защищает германское (феодальное в своей основе) право. Исконно германскими учреждениями считал общину-марку, знать, дружинные отношения.

Положения Эйхгорна:

1. Немецкое право – «едино созданное народом целое».

2. Обосновал «разумную непрерывность» его развития.

3. Выступал против перенесения на почву Германии опыта Фр. рев.

4. Придавал решающее значение эволюции правовых и гос. форм.

Карл-Фридрих Эйхгорн (1781—1854) учился в Гёттингене, где преподавал Гуго, основоположник исторической школы права, оказавший на Эйхгорна очень сильное влияние. С 1803 г. Эйхгорн сам стал преподавателем в Гёттингене. С 1805 г. он преподавал во Франкфурте-на-Одере.. Он вступил в патриотический Союз германской молодежи (Jugendbund), стал членом масонской ложи.

В 1813 г. он вместе со многими студентами и преподавателями университета пошел добровольцем на войну против Наполеона, участвовал в ряде сражений и в 1814 г. в составе союзных войск вступил в Париж.

Он считал, что право не общечело-вечно, как думали просветители XVIII в., а глубоко индивидуально, так как выражает индивидуальность того народа, в среде которого оно живет и развивается.. С 1815 г. Эйхгорн и Савиньи стали вместе издавать журнал по истории права —в котором сотрудничали крупнейшие представители исторической школы права и примыкающих к ней дисциплин: Гуго, историк Рима Нибур, крупнейший филолог, фольклорист и знаток древнего германского права Яков Гримм и др. Здесь Эйхгорн помещает ряд интересных статей. В 1816 г. выходит его статья «Об историческом изучении немецкого права» в 1817 г.— другая статья, представляющая наибольший интерес для историографии средних веков — «О происхождении городского устройства в Германии».

В эпоху реакции, наступившей в Германии после Венского конгресса, , пришлось вступить в столкновение с властями и в связи с этим переехать из Берлина в Гёттингец (в 1817 г.).

В 1829 г. ему пришлось уйти в отставку из-за расстроенного здоровья, и в 1832 г. он по приглашению Савиньи вернулся в Берлин. За это время Эйхгорн уже успел проделать известную эволюцию в сторону консерватизма и реакции и на этот раз чувствовал себя вполне в своей сфере в прусской столице. .

В 1847 г., накануне революции 1848 г., он окончательно вышел в отставку, ссылаясь на состояние здоровья, но, очевидно, потому, что чувствовал, что жизнь его обгоняет.

Главный научный труд Эйхгорна — его «История немецких государственных учреждений и немецкого права» 15. Первый том этой работы вышел в 1808 г. в Гёттингене, остальные тома были закончены и вышли в свет в 1823 г. также в Гёттингене.

Эйхгорна часто называют отцом германской истории права. Действительно, Эйхгорн дал историю германского права и германских учреждений от ее истоков, от Тацита, и кончая своим временем. дал политическую историю германского государства в целом и его отдельных частей, историю государственного права в целом и по отдельным территориям, затем историю гражданского права, гражданского процесса и уголовного права. При этом он старался рассматривать все эти стороны германского права как части одного целого, как стороны жизни народа, являющегося создателем и носителем этого права. Эйхгорн впервые установил крупные хронологические разделы, по которым он считал нужным изучать германское право: древнее германское право, франкская монархия, Священная Римская империя н возникновение системы германских государств.

Руководствуясь основными положениями исторической школы права, Эйхгорн пытался объяснить действующее право современной ему Германии его национально-историческими основами. История, по его мысли, должна была создать базис для изучения и, что особенно важно, для оправдания этого действующего права. Он стремится доказать, что современное немецкое право представляет собой вовсе не собрание каких-то старинных нелепостей, , а продукт закономерного, органического развития немецкого народа. При этом он постоянно ссылается на Мёзера.

Большой заслугой Эйхгорна является то, что вся его история германского права, от истоков до современных ему дней, паписана по источникам, в результате тщательного их изучения.

Работа Эйхгорна возникла в тот момент, когда французское угнетение и наполеоновский кодекс заставили обратить особое внимание на национальное право,.

Огромная исследовательская работа, которую проделал Эйхгорн, ставила своей конечной целью объяснить и оправдать Особенности тех феодально-крепостнических учреждений, которые господствовали в то время в Германии и которые нашли свое отражение в ее политических и правовых институтах.

С этой строго консервативной точки зрения Эйхгорн и написал свою работу. Правда, он не отрицал необходимости известной реформы действующего права, но все предлагавшиеся практические методы эти\ реформ он отвергал, и, таким образом, все разговоры о необходимости или желательности реформ остались у него в области чистой теорик Кроме того, Эйхгорн допускал какие бы то ни было изменения существующих отношений лишь при условии сохранення* всех, как он говорит, «правильно приобретенных прав». Поэтому он, например, решительна возражал против отмены крестьянских повинностей в Пруссии, считая, что таким образом было бы нарушено «правильно приобретенное» право помещиков на крестьянский труд.

Подобно Савиньи и Фихте, Эйхгорн не являлся сторонником объединения Германии. Он полагал, что отношения между отдельными германскими государствами должны рассматриваться как отношения международного права. Для него, как и для Савиньи, основой прусского государства была непосредственная, патриархальная связь между подданными и монархом. Никакой конституции, с его точки зрения, не нужно..

история права есть, собственно, выражение национального духа, сущность которого он старался раскрыть, так как «без точного знания того, что было, и способов, которыми совершалось развитие народа, без знания того, чем он был в прошлом, никогда невозможно правильно постичь дух народа и его отношение к тому, что выдержало испытание времени»16. А в предисловии к четвертому переработанному изданию 1834 г. Эйхгорн снова подчеркивает, что он хотел в истории германского государства и права «найти прочное историческое обоснование для существующего в настоящее время действующего права»

В отрицании роли личности в развитии права Эйхгорн идет еще дальше, чем Савиньи, Народ сам творит свои учреждения в некоей почтя .мистической среде народного духа.

Во введении Эйхгорн дает программу своего труда и его периодизацию. Он начинает исследование истории германских народов с глубокой древности, еще до прочного основания Франкского государства, рассматривая древнейшие общественные учреждения германцев как основу позднейшего устройства всех основанных ими государств. В конце этого периода и в начале следующего были собраны и записаны обычаи германских племен. Этот первый период охватывает время с ] 14 г. до н. э, по 561 г. после н. э.

Второй период составляет история франкской монархии. Эйхгорн рассматривает здесь происхождение королевских прав и государственных должностей бенефициальной системы, эволюцию военной организации франков и ее влияние на публичное и частное право, организацию средневековой церкви в Германии и германское государственное устройство той эпохи. Этот период, по его мнению, продолжался с 561 до 888 г.

Третий период—от 888 до 1517 г.—время Священной Римской империи германской нации.

Четвертый период — это период возникновения и дальнейшего развития германских государств от 1517 до 1815 г.

вопроса о марке. отправлялся от взглядов Юстуса Мёзера и дал точно такое же изображение истории возникновения общины-марки у германцев. Для него община-марка была лишь формой объединения отдельных индивидуальных поселенцев — собственников своей земли и не играла сначала существенной роли в жизни германцев.

Согласно этому новому взгляду Эйхгорна, марка выдвигается на первое место, как главный институт древнейшего строя германских племен. \Самый термин «марка» Эйхгорн определяет как округ, закрытый для тех, кто не принадлежит к марке. Марка — это граница, исключающая чужих, находящихся вне марки. Внутри марки он различает земли, возделываемые и невозделываемые. По мнению Эйхгорна, марка является первоначальной формой германского поселения, тем основным фактом, на котором зиждется все общественное и политическое устройство германцев, но эта теория у него только намечена, хотя и довольно ясно. .

Говоря о взглядах Эйхгорна на общину, Эйхгорн подчеркивает одновременно н наличие у них неравенства. С его точки зрения, уже во времена Цезаря, не говоря о временах Тацита, имелась развитая знать — Adel. Эйхгорн думал, что у германцев эта знать существовала как особое «сословие» («stand»).

Эйхгорн пытается согласовать в своей концепции этот германский индивидуализм с исконным существованием у германцев общинного элемента следующим образом: община была организацией для крестьянства; что касается знати, то у нее отличительным признаком является этот неограниченный дух свободы и индивидуализма, который, по мнению Эйхгорна, нашел свое выражение в наличии дружинного начала и знати у германцев с древнейших времен. Существование дружины и знати сыграло, по словам Эйхгорна, решающую роль в германской истории.. Всю землю получил король, который затем делил ее, раздавая наиболее крупные участки своим дружинникам, в зависимости от той роли, которую они играли в его дружине. Эйхгорн считает, что таким образом уже были заложены основы феодально-ленных отношений, которые были характерны для последующей эпохи.

Таким образом, феодализм, с его точки зрения, вырастает из индивидуализма древних германцев.

Вместе с тем дружина — это учреждение, которое непримиримо с каким-нибудь государственным правовым центром.

Итак, индивидуализм древних германцев, выражавшийся в дружинном начале и в политическом распылении, по мнению Эйхгорна, связан в первую очередь со знатью. Эта знать в дальнейшем подчиняет себе свободных крестьян и создает крупное поместье, которое становится определяющим моментом всей германской истории.

о происхождении средневекового общества в концепции Эйхгорна:

В общем, Эйхгорн считает, что развитие истории средних веков вытекает из германских начал, хотя делает при этом некоторые оговорки. Он вовсе не думает, что римские учреждения были полностью сметены германским завоеванием. Он указывает на ошибочность предположения, будто германцы могли дать какую-то новую племенную организацию римскому населению провинций, на чисто германских основах, отмечая, что германцы мало касались политического устройства римского населения и их порядков, особенно в городах.

В результате слияния германцев и римлян образовался, по его мнению, какой-то совершенно новый народ. Правда, народ этот был варварский, ибо римская культура пришла в упадок и германцы внесли сюда свой дух воинственности, свои свободные обычаи и учреждения, но тем не менее, особенно в городах, старые римские учреждения остались. Но в отличие от Савиньи он справедливо полагает, что большинство городов возникло позже и что развитие этих новых городов шло самостоятельно. История этих новых германских городов развивается совсем иначе, не из римских, а из германских начал. В них можно различить две части населения: свободных, которые подчинены государству через посредство графа, и крепостных людей, которые подчинены сеньору города. Таким образом, городское развитие, по мнению Эйхгорна, прошло через стадию вотчинного строя и городское право развилось из сеньорального права.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]