Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций по ИППУ Бочков А.А..doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
882.18 Кб
Скачать

Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации

(XIVXVII вв.)

План

  1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

  2. Политико-правовые идеи Реформации.

  3. Политические идеи тираноборцев.

  4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.

  5. Политико-правовые идеи раннего социализма.

Учение н. Макиавелли о государстве и политике

Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.) – философ, историк, дипломат, политик, драматург, знаток античной литературы. Отец его юрист, доходы семьи были скромные, потому университетское образование не получил. Но выросший в кругу флорентийской гуманистической интеллигенции хорошо изучил латынь, свободно читал древних авторов. Занимал ряд должностей в правительстве флорентийской республики. После падения республики в 1512 г. и восстановления власти Медичи, Макиавелли был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и сослан в свое деревенское имение.

Его основные работы: «История Флоренции», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «Государь» («Князь») (создал его в восьмилетней ссылке). Макиавелли считается «отцом» новой науки о политике.

В мире Макиавелли нет места ни для божественного присутствия, ни для божественного вмешательства. Бог отождествляется у него с фортуной и необходимостью. Он пытается выяснить закономерности, которые движут людьми и государствами. Государства возвышаются, достигают вершин величия, гражданской доблести и могущества, затем разлагаются, приходят в упадок и гибнут, не подчиненные никакой свыше предустановленной цели, но вызванные изменением нравов. Круговорот этот – результат воздействия судьбы – фортуны, отождествляемой с Богом. Фортуна - необходимость – это воплощенная природная закономерность неизбежного хода вещей, определенных причинно-следственных связей. Но воздействие судьбы не фатально. Успех человеческого деяния зависит не только от судьбы – необходимости, но и от того, в какой мере человек – деятель, политик – сумеет ее понять, к ней приспособиться и ей противостоять. Судьба как разрушительная река, которая приносит своим разливом неисчисляемые бедствия жителям. Но этой стихии, напору судьбы можно противостоять. Здесь нужны не только осторожность, но и решительность и смелость и умение подчинить обстоятельства. «Лучше быть смелым, чем осторожным, потому что судьба – женщина, и если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать… Судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают».

Возникновение человеческого общества, государства, морали объясняется естественным ходом причин. Забота о самосохранении и самозащите привела к объединению людей в общество и к избранию ими из своей среды самого храброго, которого они сделали своим начальником и стали повиноваться ему. Хорошим и благородным Макиавелли объявляет все, что содействует укреплению государства, он хвалит тех политических деятелей, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия. Он отвергает рассуждения об идеальных государствах и идеальных государях. Цель автора «Государь» дать практические советы практическому политику ради достижения реального результата. Здесь нет места для прекраснодушных мечтаний.

«Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру людей, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями, смотря по необходимости». Это не значит, что государь должен использовать их исключительно в целях укрепления государства.

«…Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Цель оправдывает средства. Политический деятель всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Но этой целью является не частный, личный интерес государя, но «общее благо», которое он не мыслит вне создания сильного и единого национального государства. Спасение отечества – сильная централизованная власть, способная оградить страну от чужеземного нашествия.

Государю принадлежит вся полнота власти. Народ – это необузданная масса, где государь – его опекун, защищающий от произвола чиновников и обеспечивающий безопасность. Благодеяния надо давать народу «маленькими порциями», чтобы они вызывали большую благодарность и любовь к правителю. Власть держится на страхе и любви. Страх должен поддерживаться наказаниями, суровыми и жестокими. Политика – вне морали, добра и зла, она исходит из понятия пользы и вреда. «Людей следует либо ласкать, либо уничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может», «Лучше убить, чем грозишь, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая – отделываешься от врага окончательно». Следовательно, макиавеллизм – синоним коварства, лицемерия, предательства, аморализма и жестокости». Главная обязанность правителя – война, которую он не может возложить на другого. Фундаментом власти являются хорошие законы и сильная армия. О праве и справедливости – речи нет. Право – орудие власти. Государственная власть должна быть твердой и решительной. Самосохранение и упрочнение политической власти любой ценой – доминирующий интерес государственности. Макиавелли в научный оборот вводит понятие stato – государство, как особым образом организованную политическую власть.

Все государства он делил на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он делил на «унаследованные» и «новые».

«Новые» делятся на те, где подданные привыкли повиноваться государю и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие – в тиранию, аристократия - в олигархию, народное правление – в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» по причине их кратковременности, а «плохие» - в силу их злокачественности. Предпочтение он отдает смешанной форме (монархии, аристократии и демократии). Тиранию считал временной мерой - горьким лекарством, надобность в которой со временем отпадает.

Религия должна служить политике и государству. Она должна воспитывать в людях не смирение, а активность и делать человека могущественным. Все его помыслы - на укрепление государства.