Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дистанция Латин. яз.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Тема 9. Античные латинские теоретические формулировки об основах государственно-правовых установлений.

Глоссарий

«Civil Romanus sum!» - Я римский гражданин!

В античную эпоху эта формула заключала в себе самоутверждение римского гражданина как носителя неотъемлемых гражданских прав.Цицерон, «Обвинительная речь против Вереса», V, 147. «Недостойнейшим образом умерщвлялись в темнице римские граждане, и тот возглас: «Я римский гражданин», который многим на краю света среди варваров приносил помощь и спасение, этим несчастным только отягчал истязания и ускорял казнь».«Императорские щедрости касались только бедных римских граждан: они были «вписаны на казенный хлеб», как гласила официальная формула, им же выдавались даровые марки на посещение театров. Но эта беднота, все же, в силу своего гражданства, составляла аристократию населения не только Римской империи, но и города Рима: гордое «Civil Romanus sum!» не потеряло своего значения даже и в эпоху императоров». Ф. Ф. Зелинский, Новый памятник древнеримского быта (Из жизни идей, т. 1, с.ЗОЗ).

Ср.: Деяния апостолов, 22.25-29

Bellum omnium contra omnes - Война всех против всех.

Автором выражения является английский философ-материалист Т. Гоббс (1588 — 1679), употребивший его в латинском издании своего основного сочинения «Левиафан» (Амстердам, 1668, гл. 18) и до этого, в несколько другой форме, в сочинении «О Гражданине»: «Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех (Bellum omnium in omnes)». Источником для Гоббса послужил диалог Платона, «Законы», в котором Платон делает вывод, что «все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый с самим собой» (626 Д).

Человек политически эмансипируется от религии тем, что изгоняет ее из сферы публичного права и переносит ее в сферу частного права. Она уже не является духом государства, где человек — хотя и в ограниченной степени, в особой форме и в особой сфере ведет себя как родовое существо, в сообществе с другими людьми; она стала духом гражданского общества, сферы эгоизма, где царит Bellum omnium contra omnes. К. Маркс, К еврейскому вопросу (Соч., т. 1, с. 392). За что же люди будут вести Bellum omnium contra omnes, когда каждый будет иметь все', что ему нужно? Оче­видно, что г. Рождественский решительно не понимает не толь­ко, что значит слово утилитаризм, но даже не понимает зна­чение слова благосостояние'. П. Н. Ткачев, Рецензия на книгу «О значении Джона Стюарта Милля в ряду современных эко­номистов, соч. Н. Н. Рождественского» (Избр. соч. на соц.-полит. темы, т. 5, с. 326). В природе идет вечная, безустанная, повсе­местная борьба за существование. - - Природа — Bellum omnium contra omnes. Ежеминутно совершаются в ней миллионы насиль­ственных смертей, миллионы, с человеческой точки зрения, страш­ных и позорных преступлений. Н. К. Михайловский, Теория Дарвина и общественная наука (Соч., т. 1, с. 162). Пылкий темперамент жителей юга и суровость эпохи, так часто пере­ходящей в настоящую Bellum omnium contra omnes, знаменуются здесь более резкими штрихами — картинами оргий и убийств, изу­верства и разврата, авантюризма и подвижничества. Яркое изо­бражение этой жизни мы находим в записях Челлини, одного из младших сверстников нашего художника. А. Г. Столетов,

Jura scripta vigilantibus sunt – Право(Законы) написано для бодрствующих.

Jura scripta vigilantibus sunt. Если собственник сам позабыл о своих правах, если он не осуществлял владения, в течение длительного периода, то нет оснований приходить ему на помощь Укрепление по давности применяется к владению бесспорному, исключающему привлечение кого-либо в качестве ответчика. Ж М Ю. 1910, март, с. 174.

Justitia regnorum fundamentum . Правосудие — основа государства. Источник не установлен.

Там, где идет дело об отношениях целого общества к своим

членам, об ограничении их личной свободы во имя общего

блага и о защите прав отдельных лиц, эта справедливость должна

находить себе выражение в законодательстве,

которое тем выше, чем глубже оно всматривается в жизненную

правду людских потребностей и возможностей,— и в право су-

осуществляемом судом, который тем выше, чем больше

в нем живого, а не формального отношения к личности человека. Вот почемуJustitia regnorum fundamentum. А. Ф. Кони, Нрав­ственный облик Пушкина (СС, т. 6, с. 25). Дворец этот [юстиции] нечто исполинское, циклопское, страшно массивное, но могучее, каменная утопия, осуществленное, нереальное, собственно, пред­ставление, что Justitia regnorum fundamentum, что основание всему

государстве закон, а самоважнейшая в нем функция суд, перед которым преклоняются и короли, и министры, и палаты. В. Д. Сп асов и ч, Международный адвокатский конгресс в Брюсселе (Соч. -лб., 1900, т. 9, с. 419-20). — А вы дознались, какой смертью ян [Ж.-Ж. Руссо] на самом деле умер? — спросил Людовик и жестом как бы сбросш со счетов экспертизу.— Что там такое

этим конюхом, который будто бы убил его, потому что со­стоял в грязной связи с его женой? Неопровержимо ли доказано, *то он невиновен ? — Получить непререкаемые доказательства едва ли удалось бы,— осторожно сказал Лену ар.— И многие истинные патриоты Франции рассматривают отсутствие таких доказа­тельств как благоприятное обстоятельство для королевства. Justitia fundamentum regnorum сказал Людовик. Лион Фейхт­вангер, Мудрость чудака, или смерть и преображение Жан-Жака Руссо (СС, т. 12, с. 178). В парафразе см. Legalitas regnorum fundamentum.

А. Ф. Кони, Запрос представителю Совета министров о применении 87 ст. законов основных (На жизненном пути. Спб., 1912, т. 2, с. 746); Август Шеноа, Крестьянское восстание (М., 1955, с. 134).