Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие 3.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
604.16 Кб
Скачать

2.2.Христианские и гностические представления о браке и семье

Появление христианства означало разрыв с языческой традицией противопоставления полов и соответственно, взглядов на семью - подчинения женщины, как существа низшего по своей природе, мужчине. Древние, прославляя богинь, презирали земных женщин. Христианская религия поставила обычную женщину (не "богиню"), Марию, на недосягаемую высоту. Согласно церковной догматике и традиции, Мария была избрана Богородицей потому, что являлась самой лучшей из всех людей. Более того, Мария — высшее из всех созданий Божьих, включая ангелов, она, как поется в православном акафисте (хвалебной песни) Богоматери, — "честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим".

Высокая оценка женщины в христианстве — часть нового взгляда на смысл разделения полов, который уже не исчерпывается необходимостью рождения потомства и ведения хозяйства и следовательно, кардинально менялся взгляд на роль женщины в построении семьи. Согласно христианской догматике, мужчина и женщина совместно выражают Образ Божий в человеке, как написано в Библии, "и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27). Некоторые христианские Отцы Церкви (т.е. богословы первых веков нашей эры, внесшие значительный вклад в становление христианской догматики) восприняли идею Платона об андрогинности человека.

Представление о двойственности Образа Божьего в человеке привело к высокой оценке брака. Цель христианского брака, в отличие от языческого, — не только рождение детей и ведение совместного хозяйства, но и восстановление изначальной целостности человека. Христианство говорит и о другом браке — мистическом — где осуществляется восстановление единства человечества с Богом, символически выраженное в образах Христа — жениха и Церкви — невесты. Отношения Христа к Церкви уподоблялось отношениям мужа и жены. И напротив, обычная семья представляет собой домашнюю церковь, где муж воплощает священника, а жена — прихожан. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее... Так должны мужья любить своих жен как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" — призывал Апостол Павел (Ефес. 5: 25, 28). Поскольку брак является таинством, а не просто юридическим институтом, он не может быть расторгнут: "кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Матф. 5: 32).

Существует расхожее представление, что раннее христианство отрицало брак и любовь и склоняло людей к отказу от семейной жизни. Однако если подобные настроения и имели место, у них не было оснований в христианской доктрине. Хотя христианский брак должен быть "целомудренным", это не означает, что муж и жена не должны вести нормальную семейную жизнь. "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" — предупреждал Апостол Павел (1 Кор. 7: 5). Святой Иоанн Златоуст (ок. 350—407), разъясняя христианское отношение к браку, указывает, что первым чудом Христа было превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской и что пророк Исайя, Апостол Петр, Моисей были женаты.

Противниками брака и выступали не христиане, а представители религиозно-мистических учений, объединенных под именем гностицизма (от греч. "гносис" — знание). Гностицизм возник еще до начала нашей эры (т.е., до Рождества Христова), но впоследствии впитал элементы христианской доктрины.

Наиболее жесткой из гностических доктрин является система персидского "пророка" Мани (ок. 216 — ок. 273) — манихейство. Мани выделял два изначальных принципа: Свет и Тьму, дух и материю. В результате битвы между ними, Тьма поглощает некоторые элементы Света. Силы Тьмы создают Адама и Еву и вливают в них весь свет, находящийся в их распоряжении. Задача Света заключается в том, чтобы собрать и вернуть эти элементы. В отличие от "Апокрифа Иоанна", Мани рассматривал Еву не как воплощение Святого Духа, а как орудие сил Тьмы, созданное с целью спровоцировать Адама на размножение. С рождением каждого нового человека, учил Мани, от света отделяется очередная частичка (душа) и вселяется во вновь созданную темницу (тело). Изначальный свет, таким образом, рассредоточивается и собрать его воедино становится все труднее. Иными словами он был против продления рода, следовательно против образования семей.

Поэтому манихейская этика запрещала семейную жизнь и деторождение. Манихеи считали, что "следует воздерживаться от всех одушевленных предметов и есть только овощи и все, что не является чувствующим, и воздерживаться от брака, удовольствий любви и рождения детей, так чтобы божественная сила не могла бы на ряд поколений дольше оставаться в Hyle [материи]". Гностики, таким образом, считали физическую любовь основным препятствием на пути спасения человека. "Духовный человек познает себя как бессмертного, а любовь — как причину смерти" — гласит гностическое собрание трактатов Corpus Hermeticum.