Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
233790_0CF3C_strashun_b_a_otv_red_konstitucionn...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
4.44 Mб
Скачать

2. Режим иностранцев

Институт гражданства — главный фактор, определяющий содержание иммиграционного законодательства, поскольку именно от наличия британского гражданства зависит право лица на свободный въезд в Соединенное Королевство и возможность принудительного выдворения из страны.

Следует отметить, что основной тенденцией иммиграционной политики Великобритании в текущем столетии является ее постоянное ужесточение. Это нашло отражение в законодательстве. Так, основной действующий в данной области документ — Иммиграционный акт 1971 г. — в первоначальной редакции предоставлял право свободного въезда на территорию Соединенного Королевства не только британским гражданам, но и гражданам колоний, родившимся в Великобритании, либо дед или отец которых родились там, а также гражданам Содружества при наличии пятилетнего срока законного проживания в стране и постоянного места жительства.

Акт о британском гражданстве 1981 г. внес в Иммиграционный акт изменения, согласно которым право свободного въезда в Великобританию сохранилось только у британских граждан и тех граждан Содружества, которые обладали таким правом на момент вступления в силу Акта 1981 г. Все остальные лица могут находиться на территории страны только с разрешения государственного секретаря внутренних дел. Такое разрешение может быть дано как на определенный, так и на неограниченный период. В разрешении могут оговариваться место пребывания, вид и место работы, а также содержаться требование регистрации в полиции. В 1995 г. специальная парламентская комиссия предложила считать правонарушением прием на работу лица, не являющегося британским гражданином и не имеющего разрешения работать на территории Соединенного Королевства.

Лицо, не являющееся британским гражданином, может быть депортировано из страны, если нарушило условия разрешения на въезд, или если государственный секретарь внутренних дел счел, что такая депортация послужит «общественному благу» (public good), или если имеется решение о депортации кого-либо из членов его семьи. Кроме того, может быть депортировано лицо, не являющееся британским гражданином и совершившее после достижения 17 лет преступление, за которое полагается тюремное заключение. Более сложными являются условия депортации в отношении граждан Содружества и Ирландской Республики, которые на законном основании в течение не менее пяти лет постоянно проживают на территории Соединенного Королевства.

С сентября 1995 г. в соответствии с Шенгенскими соглашениями стран — членов ЕС Великобритания открыла границы для свободного въезда и выезда граждан ЕС. Однако в соответствии с решением Высокого суда, принятым в октябре 1995 г., никакой помощи в приобретении жилья бездомным гражданам ЕС, работающим в Великобритании, местные власти оказывать не обязаны.

3. Личные права и свободы

В отличие от большинства государств права, свободы и обязанности человека и гражданина в Великобритании не разделяются на конституционные (основные, общие) и отраслевые, имеющие специализированный характер (трудовые, земельные и проч.). Это обусловлено рассмотренной выше спецификой формы британской конституции. Содержание прав и свобод к тому же нередко определяется не законом, а обычаями. Основополагающим из них является правило, согласно которому можно делать все, что прямо не запрещено законом. «Гражданин может пойти или поехать, куда он захочет, при условии, что он не нарушает запретов и велений уголовного права или прав других лиц»*.

* Уэйд Э.К.С. и Филлипс Д.Г. Конституционное право. М.: ИЛ, 1950, с. 410.

Такой подход обусловливает преобладание негативного способа формулирования прав и свобод человека в статутном регулировании. По выражению А.В. Дайси, классика британского конституционализма, права и свободы частных лиц являются не следствием, а источником законов. Поэтому при использовании позитивной регламентации прав и свобод сама собой является мысль, что право может быть приостановлено или совсем отнято с такой же легкостью, как оно было провозглашено. Для этого достаточно всего лишь изменить текст закона. Британская же доктрина такую возможность отвергает: права и свободы имеют естественный характер, они не зависят от провозглашения их в законе. Именно поэтому англичане всегда «обращали гораздо больше внимания на приискание средств, которыми можно заставить признавать права частных лиц, ... чем на провозглашение прав человека»*.

* Дайси А.В. Указ соч., с. 223.

В содержательном плане развитие прав и свобод в Великобритании вполне укладывается в русло тех общих тенденций, которые действуют повсеместно в мире. Более того, именно здесь некоторые из них были заложены. Действительно, Великая хартия вольностей, Билль о правах, Хабеас корпус акт и ряд других стали первыми правовыми актами, обеспечивающими гражданские и политические права и свободы человека и дали мощный импульс развитию этого института как существенного элемента современной цивилизации.

В период, последовавший за Второй мировой войной, был принят ряд статутов, направленных на дальнейшее утверждение гуманистических и либеральных ценностей, а также на усиление социального характера государства. В отличие от прежней традиции английского права стали признаваться не только индивидуальные, но и коллективные права.

В качестве наиболее значимых личных прав физических лиц доктрина признает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и отсутствие дискриминации, а также свободу передвижения. Право на жизнь гарантируется прежде всего отменой смертной казни: в 1965 г. — временно, а в 1969 г. — постоянно (хотя формально продолжают действовать статуты, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство и поджог королевских доков, смертные приговоры по таким делам уже несколько десятилетий не выносятся). Право на свободу и личную неприкосновенность заключается в том, что «никто не может быть арестован, посажен в тюрьму, подвергнут физическому стеснению, если такой образ действия не имеет законного оправдания»*. Последнее же имеет место только в двух случаях: как мера пресечения при наличии обвинения в совершении лицом преступления и необходимости предания его суду, а также если преступление лица доказано судом и это лицо должно понести наказание. Право на свободу гарантируется актами уголовно-процессуального законодательства, принятыми на основе Хабеас корпус акта и Билля о правах.

* Дайси А.В. Указ соч., с. 232.

Однако законодательство Великобритании направлено не только на гарантированность личных прав и свобод физических лиц. Оно содержит и определенные, по мнению законодателя — необходимые, их ограничения.

Так, свобода передвижения внутри страны в соответствии с Актом об общественном порядке 1986 г. может быть ограничена в отношении определенного лица органами полиции, если у них имеются достаточные основания полагать, что данная свобода используется соответствующим лицом в целях совершения преступления.

В связи с обострением обстановки в Северной Ирландии (Ольстере) в этой части страны с 1973 г. действует Акт о чрезвычайном положении, предоставляющий чрезвычайные полномочия силам безопасности. Акт носит временный характер, нуждаясь в периодической пролонгации Парламентом. Очередное продление его действия состоялось в конце 1995 г. после того, как летом террористическая организация Ирландская республиканская армия объявила об отказе от соблюдения прекращения огня, действовавшего в Ольстере с 31 августа 1994 г. в соответствии с межправительственным англо-ирландским договором, и провела серию террористических акций. Актом данная организация запрещена.

Североирландским фактором, а также всплеском терроризма в стране обусловлено и принятие, начиная с 1974 г., ряда законов о предупреждении терроризма, ограничивающих личные права. В настоящее время действует Акт о предупреждении терроризма 1989 г. Он определяет терроризм как применение силы для достижения политических целей и ограничивает права лиц, подозреваемых в нем, в сфере уголовного преследования. Такие лица могут быть задержаны на 48 часов без судебной проверки оснований для задержания, а с согласия государственного секретаря внутренних дел — еще на пять суток.

Акт о чрезвычайном положении допускает в отношении лиц, подозреваемых в принадлежности к запрещенным организациям либо в террористической деятельности, превентивный арест на срок до одного года, а в некоторых случаях — издание приказа о высылке из Северной Ирландии либо о запрете въезда на ее территорию или на территорию Соединенного Королевства сроком до трех лет. Лица, обвиняемые в терроризме, не могут требовать суда присяжных и ограничены в использовании права на защиту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]