Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Использование запаховой информации при расследо...doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
293.38 Кб
Скачать

Запаховые следы человека, их роль в раскрытии и расследовании преступлений против личности

Использование запаховых следов человека в криминалистической практике до сравнительно недавнего времени носило в основном непроцессуальный характер. Обонятельные способности собак, выработанные в ходе эволюции, широко применялись и применяются в оперативно-розыскных мероприятиях: при расследовании и задержании преступников по «горячим следам», отыскании сокрытых предметов, для их «узнавания» по заданным собаке запаховым образцам проверяемых лиц (при кинологической выборке). Специально подготовленные собаки, кроме того, в последние десятилетия используются сотрудниками органов внутренних дел при розыске сокрытых трупов (в том числе захороненных в земле), поиске оружия, наркотических средств и взрывчатых веществ.

В середине 60-х годов группой специалистов, возглавляемой А. И. Винбергом, был основан метод криминалистической одорологии (от лат. odor  запах, logos  учение), позволивший выйти на качественно новый уровень использования запаховых следов человека в расследовании преступлений.

Запах предмета, как цвет, звук и т. д., относится к свойствам, доступным непосредственному чувственному восприятию. Запах воспринимается обонянием, обнаруживается носом и фиксируется мозгом, поэтому не может быть выявлен без живого организма, в связи с чем исследование запахов инструментальными (приборными) методами в криминалистике невозможно.

Даже небольшие количества пахучих веществ или их смесей способны нести большой объем криминалистически значимой информации. Так, запаховые ощущения, получаемые человеком с помощью собственного обоняния (запахи животных, гари, брожения, гниения, лекарственных, парфюмерных средств и пр.), обычно принимаются во внимание при следственных осмотрах и могут быть использованы в поисковых и диагностических целях.

Вещества, характеризующие запах особи, по роли в одорологическом исследовании условно могут быть разделены на три группы:

1) отражающие биологический вид, пол, возраст, определенные заболевания и другие групповые особенности субъекта;

2) отражающие его индивидуальные особенности;

3) присутствующие в силу случайных внешних и внутренних факторов (производственные, бытовые запахи, запахи других людей).

Очевидно, что запаховые вещества второй группы, индивидуализирующие субъект, имеют наибольшее криминалистическое значение (рис. 1).

Запах субъекта не определяется сопутствующими его жизни компонентами, отражающими быт, занятия, привычки, предметы окружающей обстановки; однако наличие таких добавок в запаховых образцах необходимо учитывать при проведении одорологического исследования. В целом, индивидуальный запах  это генотипически обусловленное свойство запаховых веществ пота, крови субъекта, воспринимаемое собаками-детекторами в качестве его специфической, неповторимой характеристики.

Запаховые вещества пота постоянно сопровождают источник своего происхождения, механически или под действием испарения, адсорбции, конденсации и других физико-химических процессов переносятся на окружающие объекты. В виде меток, характеризующих субъекта, они удерживаются некоторое время на контактировавших с ним предметах и распространяются потоками воздуха в окружающей среде. Такие скопления пахучих веществ, характеризующих субъекта, называют его запаховыми следами.

Механизм образования запаховых следов в общем виде может быть представлен как процесс отделения пахучих веществ с тела человека либо отторжения фрагмента другого запахового следа, сформировавшегося ранее в результате контакта следоносителя с источником запаха .

В криминалистической литературе понятие «запаховый след» нередко интерпретируют как парогазовое облако веществ, испаренных с тела человека и сопровождающих его в виде шлейфа. В случае экстренного прибытия следст-венно-оперативной группы такие следы могут использоваться в работе с розыскной собакой по «горячим следам», однако круг проверяемых на причастность к преступлению ограничивается лицами, присутствующими на месте происшествия; при этом «нефиксированные» запаховые следы могут использоваться лишь один раз, так как они рассеиваются в окружающем пространстве в течение считанных минут. Вследствие низкой концентрации составляющих запаховых веществ отбор запаховых проб из воздуха неэффективен и в настоящее время не используется. Изъятию и сохранению (до момента проведения одорологического исследования) подлежат запаховые следы, фиксированные поверхностью (или всей массой) предметов-запахоносителей.

Свойства запаховых следов определяются в основном образующими их веществами, которые обладают летучестью, растворимостью в некоторых средах, делимостью, способностью к диффузии (проникновению в материал следоносителя), адсорбции (возможности задерживаться поверхностями предметов), смешению (подвижности структуры запахового следа) и рассеиванию.

Летучесть, способность к смешению и рассеиванию определяют незначительный период «жизни» запаховых следов и объясняют необходимость незамедлительного сбора с них запаховых проб. Возможность получения полноценной информации о субъекте по его запаховым следам обусловлена свойством делимости исходного (матричного) следа на несколько дочерних, полностью передающих качественные признаки следообразующего объекта. А способность к подвижности пахучих веществ (летучесть, диффузия) позволяют им вместе с воздушным потоком достигать обонятельных рецепторов биодетектора.

Основное свойство запаховых следов человека  наличие в них устойчивого фактора, индивидуализирующего субъект, обусловливающее использование запаховой информации в решении криминалистических задач; предметы-запахо-носители (или полученные с них запаховые пробы), изымаемые в процессе следственных действий, обладают всем комплексом признаков, присущих вещественным доказательствам:

запаховые следы, оставленные преступником или другими причастными к преступлению лицами, имеют причинно-следственную связь с расследуемым событием;

пробы веществ с запаховых следов материальны и могут быть собраны, препарированы, разделены, сохранены, подвергнуты исследованию;

запаховые следы конкретного человека качественно отличаются от таких же следов другого человека и могут быть использованы для идентификации;

запаховые следы и собранные с них пробы могут содействовать установлению элементов состава преступления (места, времени, способа и других обстоятельств происшедшего события), определению (или исключению) причастности субъекта к происшествию;

запаховые следы человека имеют функциональные признаки (индивидуали-зирующая и диагностические характеристики запаха субъекта), которые могут быть выявлены при лабораторном исследовании;

изъятые предметы-запахоносители или запаховые пробы после одорологического исследования постановлением следователя или определением суда могут быть приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, связанных с искомым фактом.

Отвечая общим признакам следа, определяемым трасологией, запаховые следы отличаются тем, что они без надлежащей фиксации уничтожимы вследствие рассеивания в окружающую среду составляющих их запаховых веществ или в результате воздействия микробов и грибков.

Криминалистическая одорология вооружила следствие средствами сбора запаховых следов, использования их в процессе доказывания. Метод криминалистической одорологии, объектом исследования которого служат запаховые следы, позволяет устанавливать лиц, причастных к преступлению, с достоверностью, соотносимой с результатами дактилоскопии и генотипоскопии.

Обнаружение, сбор и фиксация запаховых следов при осмотре места происшествия и других следственных действиях необходимы для последующего сравнительного одорологического исследования и не противоречат существующему уголовно-процессуальному законодательству  Закон не содержит перечня экспертиз (за исключением обязательных в ряде случаев  судебно-психиатричес-кой, судебно-медицинской и т. п.) и подлежащих исследованию объектов, средств их фиксации и собирания, а относит решение этих вопросов к компетенции лиц, осуществляющих расследование, в зависимости от необходимости применения специальных познаний1.

Потребность присутствия специалиста для работы с запаховыми следами, возникала всякий раз в следственной практике, когда необходимо было изъять запаховые следы, поскольку на их наличие указывали поведение розыскной собаки и последующая реакция подозреваемых в преступлении лиц, задержанных на основании информации кинолога, применяющего собаку.

Поиск и изъятие запаховых следов при выполнении следственных действий проводят так называемым вероятностным методом: изымают предметы, на которых с наибольшей вероятностью могут присутствовать следы преступника или иного интересующего следствие лица, или снимают запаховые пробы с предполагаемых запаховых следов. Запаховые пробы, характеризующие те или иные предметы-запахоносители, могут быть собраны и упакованы непосредственно на месте происшествия.

Вопрос о наличии или отсутствии на объекте запаховых следов конкретного человека решается в стационарных условиях на основе анализа реакций биодетектора (специально подготовленной собаки) при сравнении запаховых проб, изъятых, с запаховыми образцами проверяемых лиц.

УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАХОВЫХ СЛЕДОВ

НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ И В ИНЫХ МЕСТАХ,

СВЯЗАННЫХ С ПОДГОТОВКОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,

СОКРЫТИЕМ ЕГО СЛЕДОВ И ДРУГИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

Запаховые следы, как и другие следы жизнедеятельности, представляют собой информационное поле, характеризующее местонахождение и поведение оставившего их человека. Обладая ценными индивидуализирующими и диагностическими (ориентирующими) признаками, такие следы-отображения могут быть использованы следствием для получения сведений о подготовке, совершении и сокрытии улик преступления. Особенно полезной запаховая информация оказывается при расследовании тщательно подготовленных преступлений (заказных убийств, террористических актов и т. д.), отличающихся профессионализмом исполнения, практически не оставляющим надежд на раскрытие обычными следственными приемами: исполнители чаще всего до события преступления не состоят с жертвами ни в каких отношениях; используемое оружие, орудия преступления и другие средства, которые могли бы послужить их изобличению, нередко умышленно оставляются на месте происшествия либо поблизости. Такие приемы, систематически применяемые участниками организованных преступных группировок, обесценивают комплекс вещественных доказательств, традиционно используемых в расследовании преступлений. Этому может быть противопоставлена система следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленная на использование всех возможных приемов и средств, включая и применение одорологических методов. В этой связи оставленные преступниками предметы-запахоносители, представляют ценную находку для криминалистической одорологии.

Сбор оставленных преступниками запаховых следов и возможность их длительного хранения позволяют сформировать одорологическую коллекцию (мас-сив запаховых объектов по нераскрытым преступлениям). Такая коллекция, как показывает практика, может стать базой для оперативных и следственных идентификационных проверок на причастность к ранее совершенным преступлениям лиц, задержанных на месте другого преступления либо по какой-то иной причине попавших в поле зрения работников уголовного розыска и следствия.

Учитывая возможность самоуничтожения запаховых следов, сбор и консервация запаховых проб с предметов-носителей должны производиться безотлагательно. Сбор запаховых проб может быть проведен в рамках оперативно-розыскного мероприятия или следственного действия с привлечением специалиста-криминалиста, владеющего приемами работы с запаховыми объектами. При налаженном взаимодействии заинтересованных служб (например, органов следствия и экспертно-криминалистической службы) отбор и сохранение одорологических проб может поручаться сотрудникам экспертно-криминалистическо-го подразделения (образцы оформления постановления с поручением сбора и консервации запаховых проб см. в приложении).