Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория ощущений (Ананьев).doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
5.32 Mб
Скачать

Острота слуха

Под остротой слуха понимается минимальный порог слы­шимости при данной частоте звука. Острота слуха опреде­ляется при помощи звуков камертона, часов, шепотной речи или специальных электроакустических приборов (аудиомет­ров), определяется слышимость этих звуков на определенных расстояниях (при постепенном приближении в случаях сни­жения остроты слуха или частичной глухоты). Острота слуха

испытывается на каждое из ушей раздельно и на бинаураль­ный слух. Нормальной является острота слуха с границами от 16—20 до 20 000 гц. В этом смысле острота слуха опреде­ляется движением абсолютных порогов ощущений высоты звука. Но в отличие от обычного исследования звуковысотного слуха при постоянстве положения источника звука в дан­ном случае изучается состояние слухового аппарата при изме­няющейся громкости звука одной и той же частоты колебаний в зависимости от приближения или удаления звука.

Таким образом, острота слуха есть целостное сочетание ощущений высоты и громкости звука при определенных изме­нениях расстояния.

Поэтому о том или ином снижении слуха («потере слуха») можно судить по тому, как изменяется на более удаленных расстояниях соотношение чувствительности с высотой и си­лой звука. На рис. 22 показаны типичные кривые малой и большой потери слуха, определенной аудиометром. Можно ви­деть, что при малой потере в 6% (рис. 22) выпадает слуховое различение высоких тонов свыше 3500 колебаний и в пределах от 80 до 35 дб на большую часть высоких тонов. При тя­желой утрате слуха, т. е. большом снижении остроты слуха, сохраняется лишь небольшой «островок» различимого регистра тонов (преимущественно в области 1000—4000 гц), но лишь для очень большой громкости этих звуков на малом расстоянии от человека.

Речевой слух

Звуковой строй родного языка определяет развитие человеческого слуха, особенности его звуковысотной громкостной и тембровой характеристик, а также дифференцировки по слуху временных интервалов. Слух человека неразрывно свя­зан с речью, причем не вообще речью, а именно речью на данном родном языке. Усвоение звукового строя иностранного языка человеком всегда относительно к тому, какой речевой слух выработался у человека на основе родного языка. Поэтому русскому человеку легко привыкнуть к слушанию звуков речи других славянских языков (например, болгарского или чешского), сходных по звуковому строю с русским. Напротив, до специального изучения далеких от нашего звуко­вого строя языков (например, английского или французского) мы с трудом вычленяем отдельные звуки ряда слов и фраз, оказываемся как бы «глухими» по отношению ко многим звукам иностранного языка. Человеку, усваивающему русский язык, многие звуки русской живой речи первоначально вовсе не слышатся, а дифференцировка звонких и глухих согласных, шипящих согласных или йотированных гласных («е», «ё», «ю») требует перестройки его речевого слуха, сложившегося на основе другого звуко

вого строя.

На основе звукового строя родного языка складывается прочная система связей слухового анализатора с особенно­стями данного строя языка, у человека формируется различи­тельная чувствительность к звукам родной речи, базируясь на которой, человек может усваивать любой другой язык, сравнивая по сходству и контрасту звуки другого, иностранной языка.

Единство слуха и речи обусловлено всем историческим раз­витием языка и его ролью в общественном развитии. Пораже­ние речи приводит к расстройствам слуха, а расстройства слуха — к тем или иным изменениям голоса и речи. Между членораздельной «моторной» речью и слухом с раннего дет­ства образуется прочная связь, ассоциация, разрушимая лишь поражением той или иной части слухового анализатора (ре­цептора слуха, слухового нерва или мозгового конца).9

По этой причине очень редко встречаются раздельно глу­хота и немота, а обычно имеется комбинированное расстрой­ство в виде глухонемоты. При мозговых заболеваниях с пора­жением височных долей имеет место первичное расстройство коркового слуха, за которым следует особое расстройство речи (расстройство восприятия и понимания речи, а также искаженность самой двигательной речи больного).

Речевой слух составляет основу восприятия человеком связной речи, т. е. определенного соотношения слов в целост­ной фразе, обусловленного правилами грамматического строя языка. Восприятие человеком связной речи возможно лишь благодаря единству речевого слуха, речи и мышления. Но не­посредственной предпосылкой восприятия связной речи является именно речевой слух в своих двух формах: абсолютной и различительной слухоречевой чувствительности.

Абсолютная слухоречевая чувствительность определяется по минимальной величине звука речи (гласного или соглас­ного), которая обусловливает едва заметное ощущение звука именно как речевого звука. Как установлено, эти величины различны для каждого из звуков данного языка. Ощущение каждого отдельного звука речи является очень сложным, от­ражая высоту, тембр, громкость, длительность каждого звука. Так же, как различны по произношению (речевым движе­ниям) гласные и согласные звуки, различно и ощущение этих звуков. Ощущение гласного звука представляет собой анализ тона этого звука с вычленением частичных гармонических то­нов, входящих в данный гласный звук. Таким образом, ощу­щение гласного звука с чрезвычайной скоростью вычленяет эти частичные тоны гласного звука, названного формантом. Гласные «а», «о», «у», на какой бы высоте они ни произноси­лись, всегда имеют определенную область усиления этих частичных тонов: например, для «а»— около 1000 гц, для «у» —