Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
юзефавичус - проблемы соц работы с молодежью.doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
1.03 Mб
Скачать

2.2. Психологическая характеристика молодежи

2.2.1. Молодежь как половозрастная группа

Возраст (возрастной период) — это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Первую попытку сопоставить станов­ление человека с возрастными этапами предпринял еще в XVIII в. Ж.Ж.Руссо. Психологический возраст может не совпадать с хроно­логическим.

Психологическое содержание возрастного периода включает: особенности развития психических функций личности; особенно­сти взаимоотношений с окружающими; ведущей для данного воз­раста деятельностью. Хронологические границы этих особенностей у каждого человека свои. Особенно сильны индивидуальные «сдви­ги» границ возрастных этапов зрелости.

Как известно, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимуще­ственно развивается мотивационно-потребностная или интеллек­туальная сфера личности; возрастными новообразованиями, фор­мирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границы возрастов определяются переломными моментами в развитии человека (воз­растными кризисами).

Подходов к периодизации возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве, поскольку в зрело­сти уже не возникает качественных изменений в развитии психо­логических процессов. Взрослый человек имеет творческое мыш­ление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких суще­ственных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

По окончании подросткового периода начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Возможно рассмотрение влияния на развитие личности трех типов факторов — нормативно-возрастного, нормативно-истори­ческого и ненормативного.

Возрастные изменения в психике максимальны в детстве, мини­мальны в юности и зрелости; роль нормативно-возрастного фак­тора несколько повышается в старости. Социально-историческая ситуация (нормативно-исторический фактор) отражаются на раз­витии личности наиболее сильно в юности. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни, достижения или недо­стижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, переживание любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.) неуклонно повышается с возрас­том. Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жиз­ненного цикла, охарактеризовать труднее, чем детство и отрочество: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и грани­цы периодов, более разнообразными — варианты развития.

Наиболее известной и признанной в мировой психологии яв­ляется периодизация Э.Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл человека. В соответствии с предметом нашего изучения — мо­лодежью — нас интересуют две из восьми предложенных в данной периодизации стадий развития личности: пятая — отрочество и юность (12 — 20 лет) и шестая — ранняя зрелость (20 — 25 лет).

Пятая стадия развития личности — период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизнен­ного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентифи­кации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослев­ший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социаль­ные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, ини­циативность и компетентность позволяют взрослеющему человеку задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдает­ся диффузностъ идентичности, которая обусловлена наличием ин­фантильного желания как можно дольше не вступать во взрослую жизнь со смутным, но устойчивым состоянием тревоги, довольно сильным чувством изоляции и опустошенности. Диффузный харак­тер идентичности может проявляться во враждебном неприятии со­циальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юношей и девушек. Область доминирующих социальных отноше­ний — группы сверстников.

В ранней зрелости, на шестой стадии, перед человеком встает проблема личностной близости (интимности). Молодой человек на данном этапе готов к близости с другим как в сексуальном, так и в социальном плане. Близкие отношения с другом или любимым человеком требуют верности, самопожертвования и нравственной силы.

В отечественной психологии, по сравнению с западной, про­блеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания. Однако в последнее время интерес к ней повысился. В качестве примера воспользуемся периодизацией В. Ф. Моргуна1, в которой содержится 10 возрастных этапов развития в жизненном цикле человека. В контексте изучаемой проблемы молодежи нас интересуют характеристики трех этапов: юность, молодость, пере­ход к расцвету (табл. 2.1).

Кроме возрастных различий в молодежном возрасте (как, впро­чем, и в любом другом) существуют различия между молодыми представителями мужского и женского пола.

Таблица 2.1

Характеристики возрастных этапов

Этап развития зрелой личности

Название этапа

Возрастные границы этапа

Психологическое содержание возрастного периода

1

Юность

18-23 года

Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение.

2

Молодость

24-30 лет

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии.

3

Переход к расцвету

Около 30 лет

Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения.

В период юности они особенно проявляются не только в физи­ческом облике, но и в психологических различиях. С одной сторо­ны, данные различия определяются воспитанием, с другой стороны, они сами сильно влияют на характер воспитания.

Конечно, психологические различия юношей и девушек в пове­дении носят среднестатистический условный характер и отражают, скорее, типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей женского или мужского пола. Обще­человеческие черты, качества и свойства более широки, чем специ­фические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у юношей или девушек. При этом у некоторых девушек присутствуют чисто мужские качества (маску­линные тендерные характеристики) и, наоборот, у ряда юношей зримо проявляются качества, присущие женскому полу (феминные тендерные характеристики).

В целом оба пола обладают своими специфическими половыми и тендерными характеристиками, которые проявляются как одно из фундаментальных свойств индивидуальности, пронизывающая все свойства человека. Они приспособлены главным образом к их при­родным предназначениям отца и матери будущих детей.

Для девушек характерно сосредоточение внимания на личности другого человека, на взаимоотношениях между людьми, на предме­тах быта. Пространственное восприятие, восприятие цвета и разли­чение его оттенков у девушек обычно острее и тоньше, чем у юно­шей, зато юноши превосходят девушек в восприятии времени.

Девушки склонны к попечительской деятельности, как правило, они получают удовольствие от проявления заботы о ком-либо. Эта за­бота может выражаться и в критике, наставлениях, нотациях в адрес своих младших братьев и сестер. Юноши реже проявляют себя подоб­ным образом в ситуации общения с младшими. Тяга к преобразующей деятельности у девушек значительно меньше, чем у юношей. Чувствуя и хорошо понимая назначение той или иной вещи, они меньше по­нимают ее устройство и мало им интересуются, и уж тем более редко стремятся ее модернизировать. Девушки более аккуратны и точны в работе, чем юноши, но менее решительны в действиях.

Женщины более восприимчивы, чем мужчины, но менее изо­бретательны. За большую эмоциональность девушки расплачива­ются меньшей способностью отделять объективную реальность от собственных переживаний. Обычно они хуже передают события, чаще искажают их, преломляя реальность через призму своих пере­живаний в отношении этой реальности. Девушки менее последова­тельны в описании действий для достижения какого-то результата, к примеру, многие представительницы прекрасного пола испыты­вают затруднения в описании маршрута. Они больше, чем юноши, обращают внимание на лично значимую сторону событий и мень­ше — на фактическую сторону.

В то же время девушки лучше приспосабливаются к обстоятель­ствам, их психика пластичней, они легче адаптируются к изменив­шимся жизненным обстоятельствам, легче вписываются в новую обстановку. Девушки более чутки к оттенкам в межличностных от­ношениях, больше учитывают их в своей деятельности и деловых контактах, чутко реагируют на нормы своего социального окруже­ния и более требовательны к их соблюдению.

Девушки более исполнительны, и хотя по количеству наруше­ний они не уступают юношам, превосходят последних в умении и стремлении сохранить свои проступки в тайне от других.

Круг интересов юношей шире, чем у девушек, поэтому тематика разговоров мужской половины молодежи гораздо разнообразней, чем у их юных сверстниц. При этом в их речи преобладают слова, передающие действия, тогда как девушки склонны к предметно-оценочной речи. Заметны различия в учебных интересах: юноши, как правило, более склонны к точным наукам, тогда как девушки, традиционно, более склонны к гуманитарным дисциплинам.

Девушки более осторожны в своих поступках и действиях, они предпочитают обратиться за разъяснениями, тогда как юноши пы­таются самостоятельно решить проблему. Они уделяют больше вни­мания описанию подробностей, а юноши лаконичней, они строго придерживаются сущности вопроса. В то же время девушки ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, острее переживают си­туацию оценки. Они более самолюбивы и обидчивы. Отношение к новизне у юношей и девушек тоже различается: первых обычно интересует сущность и назначение нового, а вторые к новому от­носятся с позиций: «нравится — не нравится».

У девушек наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми. Различные дисморфобии (ложные идеи о своей физической недостаточности или ущербности) — удел больше девушек, чем юношей. Однако и юноши проявляют озабоченность своими внешними недостатками (низкорослостью и отсутствием атлетического сложения). Девушки больше следят за модными тенденциями в одежде и прическах, ак­сессуарах. Они, как правило, не боятся экспериментировать со сво­ей внешностью, используя новые способы для акцентирования и проявления тех внешних своих природных особенностей, которые, как им кажется, являются особенно эффектными.

Чем общество более свободно, и люди в нем равноправнее, тем больше у них возможностей для проявления своей индивидуаль­ности, для самореализации. Если раньше девушка независимо от своих склонностей была вынуждена ограничиваться узким кругом возможных занятий, то теперь она имеет широкие возможности для выбора занятий и профессии. Однако необходимо учитывать, что характер занятий, профессия не сглаживают специфических поло­вых различий и при внимательном и непредвзятом рассмотрении их всегда можно выявить. Поэтому любые изменения в характере деятельности представителей мужского и женского пола никогда не приведут к сглаживанию психологических различий между ними.