Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузицкий. История денежно-кредитной системы РБ....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
429.57 Кб
Скачать

Глава 3 денежное обращение беларуси во второй половине XVII в.

3.1. Кризис денежного хозяйства Речи Посполитой

Середина XVII в. характеризуется глубоким экономиче­ским кризисом федеративного государства. Постоянно веду­щиеся войны (антифеодальная война 1648-1654 гг.; война с Россией 1654-1667 гг.; война со Швецией 1655-1660 гг.) при­вели народное хозяйство к упадку. Обозначился резкий спад товарного производства, рыночной торговли, что вело к суще­ственному сокращению налоговых поступлений в казну. Уве­личивалась задолженность государства по выплате жалованья наемным войскам, которая обостряла финансовый кризис. Огромные расходы на содержание армии вынуждали правя­щие круги увеличивать налоговое бремя. Ввиду разорения страны даже высокие налоги не могли обеспечить необходи­мых поступлений.

Положение ухудшала обозначившаяся тенденция децентра­лизации государственных финансов, когда по поручению сейма местные органы власти сами изыскивали средства на оборону страны, получали право устанавливать размеры налогов, что вело к распаду финансовой системы, отдельные части которой стали обособляться и приобретать самостоятельность.

Все эти негативные тенденции усугубляли и ситуацию в де­нежном обращении. Продолжался уход полноценной националь­ной валюты за рубеж, взамен же в страну поступала низкопроб­ная иностранная чеканка, которую дополняла монета такого же типа местного производства. Разорившиеся купцы и другие со­словия переключаются на валютные спекуляции, которые ста­новятся весьма прибыльным занятием.

Определенные меры по стабилизации денежного обращения пытается предпринять правительство Яна II Казимира Вазы (1649-1668 ). Варшавский^с^ЗБГТС состояние

финансов государства, сформировал специальную комиссию, которой было поручено разработать программу денежной ре­формы, первоочередные мероприятия по оздоровлению денеж­ного обращения.

Чтобы остановить прогрессирующее падение покупательной способности разменных номиналов, сеймовая комиссия в 1650 г. рекомендует наполовину снизить рыночные котировки талера с 3 до 1,5 злотого, дуката - с 6 до 3 злотых. Кроме того, было предложено в трехмесячный срок изъять из обращения низко­пробные монеты иностранного происхождения и отправить на переплавку с последующим использованием серебра для госу­дарственной денежной эмиссии.

Сеймовая комиссия предложила также ввести единую для всех серебряных монет пробу (соотношение между драгоцен­ным металлом и сплавом-лигатурой). Под угрозой смерти запре­щалась перечеканка полноценных монет в низкопробные, ужес­точались наказания за подделку монеты. Однако реализовать подобные рекомендации практически не удалось.

Уже в начале своего правления Ян Казимир предпринимает попытку изменения денежной системы государства. Согласно сеймовой конституции 1650 г. содержание благородного метал­ла сохранялось только вдугате, талере и орте, а в остальных но­миналах уменыналось.""Вместо полуторагрошовика в 1650 г. по­явился двухгрошовик, впервые в небольшом количестве был пу­щен в обращение медный солид, заменивший биллонный - пол­ноценная монета массой 2,62 г, паритетная 1/4 гроша.

В 1651 г. универсал Яна Казимира в противовес разработан­ным сеймовой комиссией мероприятиям заявил о повышении курса монет: дуката - до 7 злотых, талера - до 3,5 злотого, а так­же более низких номиналов. Однако через полтора месяца отме­няется и это постановление, что свидетельствует о непоследова­тельности денежной политики правящих кругов, отсутствии чет­кой программы финансовой стабилизации.

В 1652 г. вновь появляются полуторагрошовик и биллонный солид, снижается содержание серебра в шестигрошовике, гро­ше. В 1656 г. снижается проба орта и шестигрошовика, в 1657 г.- опять орта, в 1658 г. - тройного гроша, полуторагрошо- вика и гроша.

Все эти меры на какое-то время способствовали пополнению казны, но в конечном счете усиливали инфляционные процессы и еще больше усугубляли состояние денежного обращения.

Ухудшавшаяся экономическая ситуация в стране, затянув­шиеся войны, сепаратизм крупных магнатов расшатывали фи­нансы государства. Продолжавшиеся поступления низкопроб­ной и фальшивой монеты усиливали инфляционные процессы. Так, шведская армия, оккупировав значительную часть Речи Посполитой, с 1655 по 1658 г. на оборудовании Краковского мо­нетного двора вела эмиссию низкопробной, фальшивой по сути монеты польскими штемпелями.

Правящие круги ведут активный поиск эффективных путей оздоровления финансов. Варшавский сейм 1658 г. принимает постановление об обложении купеческого сословия Великого княжества Литовского единовременным налогом на сумму в 10 ООО злотых на нужды Речи Посполитой под угрозой штрафа. На такую же сумму облагалось поголовной податью и подым­ным сбором еврейское население княжества. Татарам, занимав­шимся извозом и ремеслом, надлежало внести в общегосударст­венную казну поголовную подать по одному злотому от члена се­мьи. Однако усиление налогового пресса не смогло восстано­вить благополучия государственных финансов. Продолжавший­ся спад товарного производства, обнищание населения вели к дальнейшему сокращению поступлений в казну.

3.2. Денежная реформа 1659-1666 гг.

Верховная власть с целью выхода из финансового кризиса решила осуществить массовую эмиссию неполноценных монет с принудительным курсом, т.е. положить в основу денежной сис­темы государства кредитные платежные средства.

Вторая половина XVII в. в истории денежного обращения Речи Посполитой связана с утверждением кредитной монеты с номинальной стоимостью, превышающей ее реальное стоимост­ное содержание и обращающейся по установленному государст­вом курсу. Наступает важный этап превращения металлических денег в знаки стоимости,

В этот период в мире утверждается номиналистическая тео­рия денег, оправдывавшая наводнение денежной системы не­полноценными монетами, которые до появления бумажных де­нег лежали в основе этой теории. Ее сторонники, не понимая происхождения, сущности и функций денег, а так лее объектив­ных законов денежного обращения, утверждали, что правитель­ства вправе уменьшать металлическое содержание монеты и си­лой закона определять стоимость денег. В результате номинали­сты, не поняв сущности денег как всеобщего стоимостного экви­валента, объективно возникшего из товарного обращения, рас­сматривали их как продукт субъективной воли или желания го­сударства.

В конце 50-х гг. XVII в. король Речи Посполитой Ян II Кази­мир Ваза начал в стране денежную реформу. Ее суть состояла в попытке улучшить состояние финансов за снет косвенного нало­га в виде эмиссии неполноценных монет, наделенных принуди­тельным курсом.

В 1659 г. было решено ввести в денежный оборот медные со­ли ды. Реализовать этот проект взялся Тит Ливий Боратини (Бу- раттини), итальянец по происхождению, который с 1658 г. яв­лялся арендатором крупнейшего в стране Краковского монетно­го двора. Боратини предложил следующий проект решения фи­нансовых проблем государства: провести значительную эмис­сию неполноценной монеты, наделив ее существенно завышен­ным курсом, который не был обеспечен официальным номина­лом. Предполагалось выпустить в обращение медный солид с курсом чеканившегося ранее биллонного, т.е. по цене в 1/3 гро­ша. Это означало эмиссию денежной единицы из меди, которой был присвоен номинал монеты, содержавшей благородный ме­талл - серебро. Таким образом, используя инфляцию, верхов­ная власть собиралась пополнить казну за счет населения, реа­льные доходы которого в условиях удешевления денег и роста цен должны были резко сократиться.

В марте 1659 г. Варшавский сейм принимает постановление «О чеканке монеты», которое указывало на необходимость эмиссии медных солидов Короны (Польши) и для Великого княжества Литовского. Для выполнения этой задачи сейм при­нял также решение об основании монетного двора в Бресте. Од­нако из-за сложной политической обстановки и недостатка средств Брестский монетный двор начал функционировать толь­ко в конце 1665 г.

Летом 1659 г. была обнародована сеймовая ординация, под­тверждавшая курс обращения медного солид а. Новая монета должна была чеканиться по стопе в 150'экземпляров из краков­ской гривны меди (201,9 г), иными словами, ее вес устанавли­вался в 1,346 г. Таким образом, будучи почти вдвое легковеснее, т.е. дешевле медного солида 1650 г. (2,622 г; 77 штук из краков­ской гривны), она в то же время получала более высокий офици­альный курс обращения - треть серебряного гроша (вместо прежней одной четверти). В итоге ее реальная стоимость состав­ляла лишь 15 % от официально установленной. Стоимостная разница должна была покрыть затраты на чеканку монеты и обеспечить доход казне.

Предусматривалась эмиссия монеты на сумму 2 млн злотых: 1 млн - для Польши, 1 млн - для Великого княжества Литовско­го. Исходя из сложившейся денежно-счетной системы, в кото­рой 1 серебряный грош составлял 3 солида, 1 счетный злотый равнялся 90 солидам, 1 млн злотых соответствовал 90 млн соли- дов, а 2 млн - 180 млн медных монет.

В Речи Посполитой активно заработали монетные дворы, осуществлявшие чеканку солидов. По имени Тита Ливия Бора­тини новая монета получила популярное название «боратын- чик». В 1663 г. под давлением военных конфедераций, требо­вавших погашения войску задолженности со стороны государст­ва, было принято решение о дополнительной эмиссии медных солидов - сверх определенных ранее 2 млн злотых.

Выпуск в обращение «боратынчиков» кроме ряда монетных дворов Польши осуществляли и центры денежного производст­ва в Великом княжестве Литовском. В 1664-1666 гг. только на Виленском монетном дворе было выбито медной монеты почти на 4,5 млн злотых. В 1665-1666 гг. напряженно работал открыв­шийся наконец Брестский монетный двор, за время функциони­рования которого было отчеканено около 241 млн экземпляров медных солидов на сумму свыше 2,6 млн злотых. Медные соли- ды для Великого княжества Литовского выпускали в Ковно, а также в Уяздове, Оливе, Мальборке. В результате каналы де­нежного обращения княжества пополнили больше чем 9,7 млн злотых, т.е. почти в десять раз больше, чем предусматривалось вначале. Заслуживает внимания тот факт, что, согласно разно­временным заказам, только в Великом княжестве Литовском предполагалось выбить солидов на сумму, превышавшую 22,5 млн злотых. Как оказалось, технические возможности мо­нетного производства были недостаточными для реализации на­меченного проекта. Примерно такой же была ситуация с эмис­сией неполноценной медной монеты для Польши.

Чеканка медной монеты становится настолько прибыль­ным делом, что начали активную деятельность фальшивомо­нетчики («клепачи») разных мастей, производившие монету, часто не уступавшую по стоимости подлинным солидам и включавшуюся в обращение, так как мастера монетных дворов в целях личного обогащения нередко уменьшали толщину мо­нетных кружков, получая из каждой гривны меди дополните­льные десятки солидов.

Удельный вес фальшивой монеты в денежном хозяйстве страны был весьма значительным, что еще больше нарушало устойчивость денежного обращения. В результате практически бесконтрольной денежной эмиссии инфляционные процессы до­стигли критического уровня. Отношение населения к «боратын- чикам» стало пренебрежительным, в белорусском фольклоре эта монета ассоциировалась с чем-то никчемным, ничего не стоя­щим: «Ён гарэлага шэляга няварты», «За шэляг сваю душу ад- дас1», «За шэляг цягнешся» и т.д.

Реформа вконец расшатала денежную систему федеративно­го государства, в котором к началу второй четверти XVII в. сло­жилось относительно устойчивое денежное хозяйство. Надежды на то, что медный солид не вызовет повышения курса полноцен­ной монеты, не оправдались. Так же, как в свое время грош поль­ский четко отделялся от гроша литовского, теперь расчеты ве­дутся в монете «доброй», т.е. полноценной и «шеляжной». Ры­нок при расчетах неполноценной монетой требовал «наддачи» (надбавки), т.е. шеляг котировался ниже официально установ­ленного курса. В этой связи резко повысился спрос на полно­ценную монету.

Для властных структур становятся очевидными^ катастро­фические последствия эмиссионной деятельности Боратини. В этой критической ситуации казначейство принимает очеред­ные меры для оздоровления денежного хозяйства. Впервые в истории денежного обращения Речи Посполитой было решено начать чеканку новой биллонной монеты - злотого достоинст­вом в 30 грошей

Па этот раз в качестве инициаторов эмиссии этой денежной единицы выступили германские монетчики Андрей и Фома Тымфы. В 1663 г. был принят проект чеканки биллонной моне­ты номиналом в 30 грошей, т.е. один злотый. Подобно медному солиду, получившему название по имени своего создателя, зло­тый вначале в народе, а затем и официальных документах фигу­рирует под названием «орт тынфовый» или «тынф».

Эта монета, подобно медному солиду, имела принудитель­ный курс обращения, Обладая массой около 6,7 г, она содержа­ла благородного металла чуть больше 3 г. Отсюда реальная сто­имость нового денежного номинала составляла всего 40 % от провозглашенной. При официальной стоимости в 30 грошей он содержал серебра лишь на 12 грошей. Появился по сути своеоб­разный «смягченный» вариант «боратынчика».

Новая монета не спасла положения. Экономическая и фи­нансовая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Прину­дительный курс тридцатигрошовика дал возможность госу­дарству расплатиться по «горящим» долговым обязательст­вам, но спровоцировал лаж (надбавку) на полноценную моне­ту; в 1667 г. он составил 20 %, в 1669 г. - 50, а к концу XVII в. дошел до 100 %.

В результате реформы произошло раздвоение денежной сис­темы на старые полноценные деньги и кредитную монету, кото­рая представляла косвенный инфляционный налог, тяжким бре­менем легший на плечи населения.

В конечном счете в стране формируется биметаллизм - де­нежная система, при которой за двумя металлами законодатель­но закрепляется роль всеобщего стоимостного эквивалента. Од­нако в отличие от классического европейского биметаллизма (серебро-зо^то!^.^™ Посполитой денежная система основы­вается на серебре и медй:; При этом стоимостное соотношение между металлами 'пытается регулировать государство.

Параллельное обращение медной и серебряной монет приве­ло к достаточно сложной системе денежных расчетов, так как соотношение между двумя металлами, законодательно закреп­ленное сеймом, не соответствовало рыночной стоимости серебра и меди. Широко практиковались «наддачи» к цене серебра, ко­торые устанавливалась стихийно в результате обесценения мед­ной монеты. Например, если кредит был взят серебряной моне­той, -а возвращался медной, то доплачивалась определенная сумма сверх занятой, без учета процентного прироста. На рын­ках складывается двойная система цен, что затрудняло расчеты, дезорганизовывало хозяйственную жизнь.

Чрезмерная эмиссия неполноценной монеты приводит к уходу из обращения полноценных номиналов, что еще более усиливает инфляцию и дестабилизирует денежное обращение. В этом проявляется дей ,вие закона Коперника-Трешема (от­крытого польским Н Коперником в 1526 г. и оконча­тельно сформулиро* опт 1 о английским финансистом Т. Гре- шемом в 1560 г.): «Плохие деньги вытесняют из обращения хорошие».

Таким образом, денежная реформа Яна II Казимира Вазы не достигла намеченной цели. Она привела денежную систему Речи Посполитой в полный упадока В 1666 г. под давлением общественности вышел королевский указ. потребовавший за­крыть все государственные монетные дворы. Введенные де­нежной реформой монеты находились в обращении до середи­ны XVIII в.