Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузицкий. История денежно-кредитной системы РБ....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
429.57 Кб
Скачать

1.4. Безмонетный период (вторая половина XI - XIII в.)

С прекращением поступления денария со второй половины XI в. на территории Беларуси начинается новый этап денежного обращения, который продолжался до XIV в. и получил назва­ние безмоцетного. Его содержание заключается в существенной перестройке системы денежного обращения: на смену монете приходят серебряные (изредка золотые) слитки определенной массы и формы.

В Беларуси встречаются три вида слитков: «киевские» в виде ромба с усеченными острыми углами (140-165 г) и «запад­норусские», или «литовские», палочкообразной формы (100-110 г). Гораздо реже попадаются «новгородские слитки» - ладьевидный брусок, слегка вогнутый посередине (190-200 г).

В письменных источниках платежные слитки называли гривцой, рублем, серебром лет (название слитка

западнорусского_типа). Слитки-гривны стали первыми рубля­ми, а половинные их обрубки - первыми полтинами. Такая форма денег свидетельствует о резком сужении сферы денеж­ного обращения, а также высокой концентрации богатства в руках правящей элиты. Топография находок слитков совпада­ет с топографией западноевропейского денария - Поднепро- вье и Подвинье.

Причины столь серьезных изменений в денежном хозяйстве кроются в политических и экономических потрясениях, которые переживали восточнославянские земли с конца XI по XIII в.

В первую очередь необходимо отметить ускорившиеся во вто­рой половине XI - первой половине XII в. процессы феодального дробления Руси, которые привели к разрушению ее политиче­ского и экономического единства.

Кроме того, в результате вторжения в Прибалтику немецких завоевателей были утрачены важнейшие северо-западные торго­вые пути Новгорода, Полоцка. В XIII в. происходит монголо-та­тарское завоевание значительной части восточнославянских зе­мель за исключением их северных и западных окраин. В итоге экономическим центром северорусских земель стал Новгород, а западных - Полоцкое княжество.

В конечном счете среди причин, которые определили на про­тяжении почти двух с половиной веков существование безманет- наго периода, были факторы внешнего порядка (прекращение импорта серебряной монеты) и внутреннего (отсутствие эконо­мических и политических условий для организации обращения монеты, вызванное феодальной раздробленностью). Наличное серебро как в монетной, так и иной форме выходит из обраще­ния и переплавляется в слитки.

Так получают хождение специфические деньги - серебряные слитки. Материалом для их изготовления служили накоплен­ные ранее запасы дирхамов и денариев, а также германские ле­пешкообразные слитки, поступавшие в полоцкие земли через Новгород.

Обращение крупных «неразменных» слитков имело, несо­мненно, ограниченный характер, ибо они могли использовать­ся только при крупных платежах. Как же осуществлялся по­вседневный массовый обмен при отсутствии мелких номина­лов?

Слитки не сразу вытеснили из обращения монеты, некоторое время обращались и те и другие. Однако нельзя назвать монету, которая «разменивала» платежные слитки, «вводила» бы их та­ким образом в сферу обращения. В итоге сформировалась слож­ная денежно-весовая система, пока еще слабо изученная.

В основе такой денежной системы первоначально лежала гривна, которая выступала не только как денежный номинал, но и как весовая единица. Отсюда возникла «гривна серебра» как денежно-весовая единица.

Поскольку вначале определенный вес серебра мог слагаться из некоторого числа одинаковых монет, то с весовой гривной се­ребра возникла счетная «гривна кун». Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) стали в Древней Руси платежно-денеж- ными единицами.

Первоначально вес гривны серебра и гривны кун был оди­наковым. В дальнейшем вследствие изменения гривны как единицы веса гривна серебра стала равняться нескольким гривнам кун. В XI в. гривна серебра, составлявшая около 200 г, равнялась уже 4 гривнам кун (одна гривна кун - около 50 г).

Письменные источники характеризуют содержание денеж­ной системы того времени, основанной на серебряной гривне новгородского типа, сохранившей названия единиц, сложив­шихся в период куфического дирхама, - ногата, куна, резана, веверица:

1 гривна серебра (около 200 г) = 4 гривнам кун;

I гривнакун (около 50 г) = 20 ногатам = 25 кунам = 50 реза­нам 100 веверицам;

1 ногата (около 2,5 г) = 1,25 куны = 2,5 резаны = 5 веверицам;

1 куна (около 2 г) = 2 резанам = 4 веверицам;

1 резана (около 1 г) = 2 веверицам;

1 веверица = около 0,5 г серебра.

В XII в. из-за изменения курса куны и резаны гривна кун со­став ля ла уже не 25 кун, а 50, произошли перемены и в содержа­нии денежной системы:

1 гривна серебра новгородского типа = 4 гривнам кун;

1 гривна кун (около 50 г) = 20 ногатам = 50 кунам =100 веве­рицам;

1 ногата (около 2,5 г) = 2,5 куны = 5 веверицам;

1 куна (около 1 г) = 1 резане = 2 веверицам;

1 веверица = около 0,5 г серебра.

Как видно, гривна серебра остается основой денежной сис­темы, которая существовала на территории Беларуси в ХИ-ХШ вв. в безмонетный период. Она состояла из конкрет­ных денежных единиц - ногаты, куны, резаны, веверицы. Трудно определенно сказать, что стояло за этими понятиями. Одни полагают, что меха пушных зверей, другие - товары. Это скорее всего дробные по отношению к гривне весовые и счетные единицы, которые, по-видимому, выполняли функ­цию денег при обмене товарами.

О платежной силе этих денежных единиц можно судить по письменным свидетельствам тех времен. Конь, например, стоил 3 гривны, корова - 2. Ювелиру Лазарю Богше за знаменитый напрестольный крест из дерева, покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями, заплатили 40 гривен, значительную тогда сумму. Овца стоила 3 резаны. Самой мелкой денежной единицей являлась веверица (векша).

«Митрополичье правосудие» (ХШ в.) определяет размеры штрафов за кражу птиц и животных: «...за голубь 9 кун, за гусь 30 кун, за лебедь 30 кун, за жеравь 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вол 3 грив­ны, за корову 40 кун... за боран ногата, за порося ногата, за овцу 5 кун, за жеребца гривна» (обращает на себя внимание высокий штраф за хищение кошки и собаки, сопоставимый с размером штрафа за вола).

Между тем развитие внутреннего обмена требовало прове­дения мелких, массовых платежей. Как же они осуществля­лись? Существуют разные предположения. Многие исследо­ватели называют в качестве разменных денег шкурки пушных зверей. Некоторые считают, что роль заменителей денег вы­полняли наиболее распространенные изделия ремесленного производства, различные товары. К ним относят овручские сланцевые пряслица. Другие называют такие заменители мо­нет, как раковины каури.

В конце XVIII в. появились различные гипотезы с целью ра­зобраться в этой сложной проблеме, Сторонники «меховой» тео­рии отстаивали возможнось обращения кусочков кожи. Разви­тием такой позиции явилась теория «кожаных денег», последо­ватели которой выдвигали идею кожаных ассигнаций, своеоб­разных кредитных денег. Однако она не получила подтвержде­ния в последующих исследованиях историков.

Несомненным является наличие в те времена товарообмена через существовавшие стоимостные эквиваленты: ногата, куна, резана, веверица с использованием товаро-денег, прежде всего меховых «денег».