Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузицкий. История денежно-кредитной системы РБ....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
429.57 Кб
Скачать

2.3. Кредитные отношения в Великом княжестве Литовском

Рост производства и расширение торговли способствовали развитию кредитных отношений в Великом княжестве Лито­вском, которые в период XIV-XVII вв. проходят определенную эволюцию и становятся неотъемлемой частью феодальной эко­номики.

Широкое распространение получает первая историческая форма кредита - ростовщичество. Ростовщический капитал становится весьма распро^трйенньш явлением в хозяйствен­ной жизни Беларуси. В докапиталистических формациях рос­товщический капитал выступал в основном в двух формах: в виде ссуд ремесленникам, горожанам, крестьянам, а также в форме предоставления денежного кредита феодалам, предста­вителям знати.

Щ"

Практически все кредитные соглашения регистрировались в городских магистратских книгах в форме записей о долговых обязательствах, исков по невозвращенным ссудам, решений о

передаче имущества по невозвращенным долгам. Эти докумен­ты свидетельствуют, что в качестве субъектов кредитных отно­шений - кредитора и заемщика - чаще всего выступали купцы с купцами, купцы и феодалы, феодалы и горожане, купцы и ре­месленники, крестьяне и горожане.

В период формирования феодальных отношений ростовщи­чество практически не представляло собой еще самостоятельно­го вида предпринимательской деятельности. В качестве креди­торов чаще всего выступали купечество, разбогатевшие горожа­не, крупные феодалы, монастыри. Кредит, таким образом, вна­чале был полностью децентрализован: ссуды выдавались отдель­ными лицами, имевшими свободный капитал, лицам, нуждав­шимся в деньгах.

Постепенно ростовщичество принимает профессиональный характер. Для некоторых купцов кредитные операции становят­ся как бы второй профессией наряду с основным занятием - тор­говлей. В результате стали появляться своеобразные банкир- скогтюрговьш лома.

Плата за пользование ссуженной стоимостью в разные пе­риоды колебалась, как правило, от 8 до 30 % и зависела от сро­ка, на который предоставлялась ссуда, степени ее обеспечен­ности.

В письменных источниках Беларуси с XIV в. процент за де­нежную ссуду или отданную в залог вещь назывался «лихва», а с XVI в. появляются термины «навезка», «гостинец».

Несколько позже, с XVI в., на белорусских землях стали со­здаваться различные религиозно-профессиональные организа­ции - братства, которые занимают определенное место на фи­нансовом рынке. «Братчики» формировали своего рода ссуд­ный фонд из взносов и вкладов членов организации - «скарбон- ку», которым пользовались для проведения торгово-финансо- вых операций как своеобразным банком. Кроме того, братства широко ссужали деньги городским властям, местным феодалам. Плата за предоставленную ссуду составляла примерно от 8 до 15 % в год.

Важное место в кредитных отношениях периода развитого феодализма стал занимать коммерческий кредит, который пре­доставлялся в товарной форме с отсрочкой платежа за передава­емый для продажи товар. Такие кредитные отношения часто складывались между купцами и ремесленниками.

В отличие от обычных оформленных в магистратских кни­гах кредитных сделок («опису на долг») эта кредитная опера­

ция не фиксировалась подобным образом. Здесь оформление сделки производилось посредством соответствующего письмен­ного долгового обязательства, которое называлось «обликг» и «церограф». Первые упоминания о подобных платежных доку­ментах в Беларуси относятся к концу XVI в.

Речь идет о векселе (от нем. \УесЬе1п - менять) - документе, составленном с соблюдением определенных форм и представля­ющем собой денежное обязательство. В XVII в. использование «обликга» и «церографа» стало обыденным явлением и приоб­рело характерные черты современного векселя. Об этом свиде­тельствует появившаяся возможность передачи (перевода) век­селя, а также его сдачи под залог для получения ссуды в денеж­ной форме (косвенное кредитование).

Так, могилевский купец Федор Глебович Бунтик, забрав у кожевника товар на 300 коп грошей, 70 коп уплатил наличными деньгами, а на 230 коп выдацерограф» до 2 мая 1645 г. Под этот вексель ремесленник взял ссуду г обязательством уплатить при просрочке по 4 злотых за каждую неделю. Векселями, полу­ченными у одних, рассчитывались с другими кредиторами. Су­ществует немало примеров получения денежных ссуд под залог «обликгов» и «церографов». Долговые обязательства становят­ся средством обращения наряду с металлическими деньгами и являются разновидностью кредитных бумажных денег.

В конце XVI-XVП в. объектом кредитных сделок стано­вятся не только денежные средства, товары, сырье, но и ору­дия труда. Субъектами подобных отношений являлись горо­жане и крестьяне, получавшие в аренду какие-то орудия, и лица, сдававшие их во временное пользование за плату. Так, мошлевские магистратские книги за 1588-1647 гг. зарегистри­ровали, что местный купец Ян Высоцкий сдавал в аренду куз­нечный инструмент ремесленнику Яску на год с платой 6 гро­шей в неделю. Мастер-ножовщик Ждан Балашов, состоявший в цехе металлистов Могилева, в 1649 г. арендовал у кузне- ца-ремесленника весь рабочий инструмент за 0,5 злотого в не­делю. Так формировалась широко известная в наши дни фор­ма кредита - лизинг.

Расширение торгово-экономических отношений Великого княжества Литовского с соседними государствами вело к интер­национализации хозяйственной жизни, что способствовало утверждению международного кредита.

х.

Кредитные сделки с иностранными купцами характеризуют­ся весьма солидными суммами. Рижский торговец Генрих Куза

в 1643 г. предоставил могилевскому коллеге Ивану Кондратови­чу ссуду в 656 талеров с уплатой 30 % «нагароды». В 1649 г. три могилевских купца получили у московского купца кредит в 2 тыс. талеров.

Важное место в кредитных отношениях рассматриваемого периода занимал принцип обеспеченности получаемой ссуды. Чаще всего в качестве залога выступала земля, являвшаяся соб­ственностью должника, другое недвижимое имущество, прочно связанное с землей.

Залог на недвижимое имущество в XVI в. мог осуществлять­ся в двух формах:

в форме так называемой «заставы», связанной с передачей имущества кредитору с правами дальнейшего выкупа, при этом кредитору переходили права на землевладение и пере­данных ему вместе с имуществом людей в счет процентов по займу;

в виде ипотеки, когда имение является предметом залога с записью в судебных книгах без передачи недвижимого имущест­ва кредитору.

Часто использовалась и такая разновидность ипотечной формы кредита, как так называемый «видеркаф» (от нем. ^Ме- йегкаиГ ~ выкуп). В этом случае должник передавал кредитору имущество, которое служило гарантией возвращения долга, но сохранял за собой право выкупа его в определенный срок и за установленную сумму.

Широкое распространение в XVII в. получила своеобразная форма обеспечения полученной ссуды - выполнение различных эли_ а в те шние определенного времени. Записи в магистратских и г бе торусских городов ярко подтверждают это. Виленский ремесленник Криштоф Николаевич в 1616 г. отрабатывал моги- левча чч} Аксентию Терешковичу долг в 10 коп грошей на про­тяжении года. За взятые в мае 1643 г. у могилевского мещанина Вас а Романовича 5 талеров Юрко Васкович обязывался отра­ботать 4 талера в течение четырех месяцев, а по истечении этого срока ~ вернуть еще 5 талеров.

До конца XVI в. сохранился и имел широкое распростране­ние институт закупиичества - заклад личности до отработки или погашения ссуды . ' Если размер отработок в кредитном соглаше­нии не оговаривался, то он определялся законом. Согласно ему, нормы погашения долга за год работы составляли в 1529 г. 15 грошей мужчине и 10 грошей женщине, в 1566 г. - 50 и 30, в 1588 г. - 100 и 60 грошей соответственно.

Отношения между кредитором и заемщиком в Великом кня­жестве Литовском детально регламентировались статутами - сводами законов государства. Кредитные отношения, согласно закону, как правило, должны были заключаться в присутствии свидетелей с исполнением некоторых ритуальных действий - «рукобитие», «магарыч», «памятное» и др. Сделки, связанные с залогом земли, должны были оформляться у служебных лиц в присутствии свидетелей, а затем заноситься в актовые книги земского суда. Письменная форма предусматривалась и для кредитного договора на сумму свыше 10 коп грошей.

В Статуте 1588 г. в специальном разделе «О записях и про­дажах» около 20 статей четко регламентируют залоговое право, различные формы кредитных отношений, получивших широкое распространение в Великом княжестве Литовском.

В конечном счете с XIV по XVII в. на белорусских землях идет утверждение и развитие различных форм кредитных отно­шений, характерных для государств с развитой экономикой, сформировавшейся кредитно-денежной системой.

ВОПРОСЫ

  1. Охарактеризуйте денежное обращение Великого княжества Ли­товского в XIV - XV вв.

  2. Каково влияние пражского гроша на формирование денежной системы государства?

  3. Назовите первые кредитные монеты, появившиеся в Беларуси, перечислите их особенности.

  4. В чем заключалась унификация денежных систем Польши и Ве­ликого княжества Литовского?

  5. Назовите основные формы кредита в Великом княжестве Лито­вском.

  6. Какие формы обеспеченности кредита существовали в ХУ-ХУН вв.?

ЛИТЕРАТУРА

Археалопя 1 нум1зматыка Беларуси Эицыклапедыя. Мн., 1993.

Бектинеев Ш. И. Денежное обращение Великого княжества Лито­вского в ХШ- ХУ вв. Мн., 1994.

Грицкевич А. Г1. Социальная борьба горожан Белоруссии (ХУ 1-ХVII вв.). Мн., 1970.

Колобова И,И. К вопросу о денежной терминологии белорусского рынка ХУ1-ХУШ вв. // Новое в советской нумизматике и нумизма­тическом музееведении (к 200-летию Эрмитажа). Л., 1987.

Копысский 3,Ю. Экономическое развитие городов Белоруссии (ХУ1-ХУН вв.), Мн., 1966.

Рябцевич В.Н. Денежный счет на рынках Великого княжества Ли­товского в XVI в. // Всероссийская нумизматическая конференция 6-8 апр. 1994 г. Тезисы докладов. СПб., 1994.

Рябцевич В.Я. Нумизматика Беларуси. Мн., 1995.

Рутковский Я. Экономическая история Польши, М., 1953.

Синчук И. Денежный счет в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой // Банковский вестник. 1994. №10.

Статут Великого княжества Литовского 1929 г. Мн.,1960.

Статут Великого княжества Литовского 1566. Б.м.,Б.г.

Статут Вял1кага кияства Л1тоускага 1588. Тэксты. Даведшк. Ка- ментарьп. Мн., 1989.

Юхо И.А. Правовое положение населения Белоруссии в XVI в. Мн., 1978.